Особенности и идейные искания русской философии
Русская философия зародилась позднее, чем европейская философия, отечественная философская мысль первоначально ориентировалась на византийскую и античную традиции, затем на западноевропейскую философию. В конце концов, российские философы выработали собственное оригинальное понимание мира, человека и их взаимоотношений. Традиционно в истории отечественной философии выделяют несколько периодов:
1-й – Древнерусская философская мысль X – XVII вв.;
2-й – просветительская философская традиция (XVIII – начало XIX века);
3-й – классическая российская философия (вторая треть XIX века – начало XX века);
4-й – Советский период (1917–1991 гг.).
Русская философия имела отличительные черты:
• Отсутствие интереса к гносеологическим вопросам.
• Тесная связь философии с религией.
• Онтологизм. Повышенный интерес к проблемам изучения бытия.
• Антропоцентричность. Ориентация на решение нравственных вопросов; большое внимание к душевному миру человека.
• Историософичность. Постоянный поиск смысла мировой истории, попытка формулирования мессианской роли России во всемирно-историческом процессе.
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
1.Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
2.Проблема идеального общества;
3.Проблемы морали и нравственности;
4.Проблема государства;
5.Проблема человека;
6.Проблема власти;
7.Проблема социальной справедливости;
8.Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
9.Проблема будущего.
Эмпирическая традиция в гносеологии: наивный, рассудочный и чистый эмпиризм.
Эмпиризм - направление в теории познания, представители которого считали, что чувственный опыт может быть единственным источником познания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.
Наивный эмпиризм – не тольконачальная форма эмпиризма, но также и вообще в философии и науке. Понятие опыта на этот момент ещё до конца не выяснено. «Мир такой, каким мы его воспринимаем». На этом этапе некритически сливается с наивным априоризмом. Признак, характерный для наивного эмпиризма, - «элементы, возникающие из субъективной рефлексии, причисляются к содержанию опыта, а не наоборот». Существовал до 17 в, но, фактически, существует и сейчас. Часто встречается в повседневной жизни. «Он неистребим как то, что заключено в нас природой».
Рассудочный эмпиризм: 17 в,главный представитель - Дж. Локк. Все знания – из опыта, при этом он делит все качества на первичные и вторичные. Первичные – проистекают от объекта (фигура, вес), их можно проверить с помощью математики и механики; объективны. Вторичные – запах, цвет – субъективны. Обоснование этой точки зрения Локка покоится на его исследовании критериев объективной достоверности. Достоверность может быть достигнута 3 путями: путем интуиции, ощущения и доказательства или заключений, к которым нас принуждают факты, добытые через ощущения и интуицию. При этом Локк полагал, что интуицию саму по себе нужно исключить из области объективного достоверного, т.к содержание интуитивно воспринятого – субъективно. Однако эта точка зрения не нашла достаточного логического обоснования.
Чистый эмпиризм - высшая точка развития эмпиризма.Представитель - Джордж Беркли считал внешний мир продуктом духовной деятельности. То, что люди принимают за независимые от своего сознания вещи или понятия (например: «материя»), есть не что иное, как комплекс их собственных ощущений (по терминологии автора – «идей»). Главный его постулат гласил: «Быть - значит быть в восприятии...». Беркли считал объективным такое содержание опыта, которое может принадлежать нам и нашим ближним; за субъективное- то, которое находится только в нашем собственном сознании. Однако, этот критерий в такой формулировке уже имел недостаток, т.к признавал объективным не только представления, которые общи многим людям, но также и те, которые содержатся в нашем собственном сознании, но которые дают основания к заключению, что такие же возникли бы и у других людей при подобных условиях.