Философские тнчения, связанные с позитивизмом, продолжают заниматься проблемами научного познания, в том числе исследуют язык как орудие познания
Третье поколение европейских позитивистов, работавшее уже в XX веке, опираясь на достижения естественных наук, создало такие течения, как неопозитивизм, логический позитивизм, постпозитивизм, критический рационализм, аналитическая философия и т.д. Наиболее известные мыслители этого направления – основатель лингвистического позитивизма Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг., главное произведение «Логико-философский трактат»), считавший главной задачей философии анализ языка научных высказываний, и один из основателей структурализма (французский аналог позитивизма) антрополог Клод Леви-Стросс (1908-2009 гг., главный труд «Структурная антропология»). Он заметил, что мифы различных, удалённых друг от друга, племён схожи сюжетами, образами героев и т.п., то есть структурой (способом связи элементов системы) – и объявил понятие «структура» базовым для анализа бытия всеми отраслями научного знания.
Наиболее интересным вкладом позитивистов в теорию научного познания является принцип верификации: научным является лишь та теория, которую можно свести (осуществить редукцию) к набору элементарных высказываний (суждений), проверяемых чувственным опытом (типа «Этот помидор красный»). Основатель критического рационализма Карл Поппер (1902-1994 гг.), считая любое теоретическое знание принципиально гипотетичным (вспомним «чёрного лебедя»), дополнил позитивизм принципом фальсификации: научно лишь то знание, которое в принципе опровержимо (высказывание «На Марсе есть жизнь» можно в принципе доказать или опровергнуть, а высказывания «Бог есть» или «Бога нет» недоказуемы и неопровержимы).
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СООТНОШЕНИЯ СОЗНАНИЯ И БЫТИЯ
В новейшее время в Германии работал математик и философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг., главный труд «Логические исследования»), создавший т.н. «феноменологию», гносеологическое учение, хорошо сочетающееся с экзистенциалистской этикой. Подобно Канту, Гуссерль также считал, что люди имеют дело с миром феноменов, однако «интенциональное» (т.е. всё время направленное на объект) сознание человека привносит в объект элементы своего содержания (установки), избавление от которого Гуссерль называл «феноменологической редукцией». Главная точка соприкосновения с экзистенциализмом – размывание границы между психическим и физическим, приоритет внутреннего мира человека над внешним, недоверие ко всему, что находится за пределами человеческого сознания, «жизненного мира» субъекта, конструируемого им самим.
СОРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ПРОДОЛЖАЕТ ЗАНИМАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ АСПЕКТАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В МИРЕ
Во Франции в период между мировыми войнами экзистенциалистскую традицию возобновили философы и писатели Альбер Камю (1913-1960 гг., главные работы - эссе «Миф о Сизифе» и повесть «Посторонний») и Жан-Поль Сартр (1905-1980 гг., главные произведения - «Бытие и ничто» и роман «Тошнота»), в Германии – философ и психолог Карл Ясперс (1883-1969 гг., главный труд «Смысл и назначение истории») и Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг., главный труд «Бытие и время»).
Хайдеггер, создав новую онтологию - онтологию человека, акцентировал внимание на временности человеческого бытия в мире, это полное заботы «бытие к смерти», и человек вынужден жить со знанием этого. Сартр в центр своей философии ставил понятие свободы, из которого вытекает и ответственность человека за свою жизнь, а также развивал т.н. «негативную диалектику» применительно к общественной жизни (абсолютизация роли отрицания и недооценка синтеза). Ясперс ввёл понятие «пограничная ситуация» (когда человек находится между жизнью и смертью – на войне, во время болезни – только тогда он может получить правильное представление о смысле жизни). Камю, который работал в жанре литературно-философского эссе, центральным понятием сделал «абсурд», бессмысленность человеческой жизни, напоминающей «сизифов труд» - однако Сизиф, находясь уже в царстве мёртвых (а мёртвому уже терять нечего), упорно продолжает вкатывать камень на гору, с которой тот каждый раз скатывается обратно под хохот богов-олимпийцев – потому что не хочет признавать своё поражение. Трагический героизм, как высшее проявление человеческого достоинства и самоуважения, для Камю состоит в том, что человек должен продолжать бороться с абсурдностью этого мира без малейшей надежды на победу – а самоубийство есть признание поражения, удел слабых. Камю и Сартр были атеистами, для них также «бог умер», но религиозное направление в экзистенциализме также существует – это, например, Габриэль Марсель (1889-1973 гг.).
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА МОДЕРНИЗИРОВАЛА МАРКСИЗМ, СОЕДИНИВ ЕГО С ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ
Революционная волна, порождённая первой мировой войной, показала, что в подавляющем большинстве стран Европы пролетариат больше интересуется реформами в рамках буржуазного общества, чем коммунистическим проектом его революционного переустройства. Однако марксистская философия продолжала развиваться, так как создавалась не пролетариями, а недовольными интеллигентами. Группа немецких мыслителей создала т.н. «Франкфуртскую школу» и, оставаясь в рамках марксистского учения о природе и познании, попыталась по-новому взглянуть на человека и общество. Один из виднейших представителей этой школы Герберт Маркузе (1898-1979 гг., главное произведение «Одномерный человек») попытался синтезировать марксизм и фрейдизм, заявив о необходимости революции не только социальной, но и сексуальной (в плане освобождения от моральных норм буржуазного общества), движущей силой которой должна стать бунтующая образованная молодёжь (ибо пролетариат обуржуазился и врос в «систему»).
ПОСТМОДЕРНИЗМ РАССМАТРИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ИССЛЕДОВАНИЯМИ ЯЗЫКА
«Последним словом» западной философии является постмодернизм, впервые за две с половиной тысячи лет отказавшийся от деления философии на онтологию, гносеологию и этику. Обобщив идеи феноменологии, экзистенциализма, структурализма и т.д., постмодернисты (Мишель Фуко, 1926-1984 гг., Жиль Делёз, 1925-1995 гг., Жак Деррида, 1930-2004 гг. и т.д.) объявили центральной проблемой философии – проблему языка, служащего орудием познания и упорядочения мира, организующего человеческое бытие в мире («вне текста не существует ничего»). Язык – это и орудие власти, меняя язык – можно изменить мышление людей. Вспомним хотя бы «окна Овертона» или «окна дискурса» (дискурс – способ высказывания): сначала нечто немыслимое становится предметом обсуждения, затем радикальным мнением меньшинства, затем вполне разумным и, наконец, нормальным – а начаться этот процесс может всего лишь с появлением в языке нового слова.
Фуко анализирует язык медицины как социального института, и приходит к выводу: понятие болезни меняется вместе с эпохой и средой. И то, что в одну эпоху считалось отклонением от нормы (психической, к примеру), в другую становится вариантом нормы. Психоанализу, изучавшему подсознание невротика, постмодернисты противопоставляют «шизоанализ» - чтобы понять шизофреника, к примеру, надо связать существующие в его подсознании «машины желания» с социальной средой, а не только с отношениями между детьми и родителями (как у Фрейда).
Кроме того, задача философии – т.н. «археология знания» (поиск глубинных основ), которая приводит к отказу от «логоцентризма» (идеи познаваемости мира с помощью мышления), «деструкции» (разрушению) философской традиции, «деконструкции» (разборке) понятия бытия. Мир – не космос, а хаос (хаосмос), человеческая деятельность – игра, человеческое «Я» - совокупность текстов («смерть» субъекта), творчество – рекомбинация уже созданного («смерть» автора), создание «симулякров» (искусственных копий, лишённых глубинного смысла), знание – миф… Язык не есть выражение переживаемого, борьба с разумом ведётся через бесконечное вопрошание, тождество бытия и смысла теряется в бесконечности. Кое-что в современной культуре и общественной жизни постмодернисты «схватили» верно (бурное развитие «виртуальной реальности», к примеру) – но оправдан ли их философский пессимизм? Время покажет…
2.8.РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности русской философии заключаются в её тесной связи с религиозной проблематикой (некоторые историки считают первым русским философом митрополита Илариона, ещё в XI веке написавшего «Слово о законе и благодати»), хотя с XVII-XVIII столетий началось знакомство русских с достижениями западной науки – Михаил Ломоносов (1711-1765 гг.), к примеру, учился у немца Христиана Вольфа, а тот был учеником Лейбница. (Мы будем говорить только о русской философии, хотя свои мыслители были и у других народов, в частности, у исповедующих ислам, а украинский мыслитель-пантеист Григорий Сковорода (1722-1794 гг.) считается прототипом Мастера – героя знаменитого романа Михаила Булгакова).
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ – ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА РОССИИ
Однако первым русским философом в полном смысле слова стал друг Пушкина Пётр Чаадаев (1794-1856 гг.,) после публикации «Философического письма» объявленный Николаем Первым «сумасшедшим».
Позаимствовав у немецкой классической философии идеи относительно бытия и познания, русские мыслители стремились применить их к анализу общественной жизни России и её исторического пути. Чаадаев противопоставил официальной идеологии (православие, самодержавие и единство царя и народа как основа русской жизни) идею превосходства католицизма (как социально-активной религии) над православием (культивирующем пассивность и уход от мира). Если, как учат немцы, общество развивается вслед за развитием сознания, то у Европы явное преимущество перед Россией – это позиция т.н. «западничества», основателем которого и стал Чаадаев. Его последователи вскоре раскололись на либералов-реформистов и революционных демократов (Виссарион Белинский, 1811-1848 гг., Александр Герцен, 1812-1870 гг.), заинтересовавшихся идеями утопического социализма и (позднее) марксизма. С другой стороны официальную идеологию критиковали т.н. «славянофилы» (Алексей Хомяков, (1804-1860 гг.), братья Константин (1817-1860 гг.) и Иван (1823-1886 гг.) Аксаковы, сами они себя называли «славяно-христианское направление»), они считали, что в допетровской России (к которой они хотели бы вернуться) была «соборность» (свобода высказывания мнений всеми сословиями), без соборности единство царя и народа невозможно. Славянофильство позднее переросло в «почвенничество», а западники-социалисты разочаровались в европейском пути. Попытка известного общественного деятеля Михаила Буташевича-Петрашевского (1821-1866 гг.) построить в своём имении «фаланстер» (общий дом) по рецепту Фурье закончилась сожжением этого дома крестьянами, Герцен был возмущён расстрелом рабочих в республиканской Франции в 1848 году.
ГЕРЦЕН И ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ИССЛЕДОВАЛИ ПРОБЛЕМУ РУССКОГО ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ
Герцен, высоко ценивший гегелевскую диалектику, попытался синтезировать идею социализма с общинными традициями крестьянства и пришёл к идее «русского социализма» (пролетариата в России нет, но русский мужик по природе своей социалист), с ним был согласен философ и писатель Николай Чернышевский (1828-1889), близкий по взглядам к фейербаховскому «антропологическому материализму» и раннему позитивизму, и его соратник Николай Добролюбов (1836-1861 гг.).
ДОСТОЕВСКИЙ И ТОЛСТОЙ ПООСТАВИЛИ ПРОБЛЕМУ ОБНОВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Идеи «русского социализма» стали основой движения «народников», а православно-почвенническую альтернативу народникам и западникам представляли обруганный Чернышевским философ-богослов Памфил Юркевич (1826-1874 гг.), а также писатели и мыслители Фёдор Достоевский (1821-1881 гг.) и Лев Толстой (1828-1910 гг.). Достоевский, помимо романов, издавал ещё и журналы, а Толстой сочинял богословские трактаты, однако основные идеи этих мыслителей сформулированы в их художественных произведениях. В романах «Преступление и наказание» и «Бесы» Достоевский ставит вопрос, вытекающий из кантовской этики: если бога нет – то всё дозволено? Казалось бы, интеллигенции следует «не мудрствуя лукаво» просто позаимствовать у народа православную духовность – однако в последнем незавершённом произведении «Братья Карамазовы» писатель признавал определённую правоту и за революционерами, ведущими борьбу с несправедливостью – а те, кто выступает от имени Христа, зачастую готовы его вторично распять («Легенда о великом инквизиторе»). Толстой же конфликтовал с православной церковью по поводу отношения к насилию и государству как орудию насилия – его учение о «непротивлении злу насилием» и недопустимости поэтому священникам благословлять воинов на битву позволяет определять его взгляды как некую христианскую форму анархизма (анархизм, то есть учение, отрицающее необходимость государства, возник в среде младогегельянцев, затем развивался французом Пьером Прудоном (1809-1865 гг.) и русскими – Михаилом Бакуниным (1814-1876 гг.) и Петром Кропоткиным (1842-1921 гг.)). В романе «Война и мир» Толстой высказал своё отношение к историческому процессу, который «делается» народными массами, а не выдающимися личностями вроде Наполеона или Кутузова.
РУССКИЕ МАРКСИСТЫ ЭАНИМАЛИСЬ ПРОБЛЕМОЙ СОЕДИНЕНИЯ ИДЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА
В конце XIX столетия русские революционеры опять начали учиться у немцев, увлекшись идеями марксизма (первый марксист России – Георгий Плеханов, (1856-1918 гг.), среди которых вскоре выходят на первый план Владимир Ленин (1870-1924 гг.), Лев Троцкий (1879-1940 гг.) и Иосиф Сталин (1879-1953 гг.).
РУССКИЙ КОСМИЗМ – ОРИГИНАЛЬНАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ПО-НОВОМУ ПОСТАВИВШАЯ ПРОБЛЕМУ СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Параллельно возникает оригинальное учение «русского космизма» - уникальный вклад в мировую философию, у истоков которого стоит один из перовых отечественных философов-профессионалов, университетский профессор Владимир Соловьёв (1853-1900 гг.). Он создал «философию всеединства», согласно которой София (мировая душа) соединяет с космосом человечество, цель которого – превращение в богочеловечество, в сотворцов бога. Своим учителем Соловьёв считал мыслителя Николая Фёдорова (1823-1903 гг.), библиотекаря Румянцевского музея, который в своей «Философии общего дела» с истинно русским размахом поставил вопрос о воскрешении всех умерших – обещанное христианством, оно должно быть осуществлено усилиями учёных, чтобы соединить все поколения в единой братской семье. Поскольку после всеобщего воскрешения на планете станет тесно – потребуется обживать другие космические тела, поэтому неудивительно, что учеником Фёдорова считал себя и теоретик ракетной техники Константин Циолковский (1857-1935 гг.), предсказывающий дальнейшую биологическую эволюцию человечества вплоть до богоподобной стадии «лучистой энергии» - однако признающий право высших по разуму существ уничтожать низшие, несовершенные формы жизни (возможно под влиянием ницшеанства).
Помимо Циолковского, к «научной» ветви космизма принадлежали Александр Чижевский (197-1964 гг.) и Владимир Вернадский (1863-1945 гг.), первый, занимаясь гелиобиологией, писал о солнечно-земных связях как о «физических факторах исторического процесса», второй ввёл в науку понятие «ноосферы» (вместе с Тейяром де Шарденом) – сферы разума, как новой стадии эволюции биосферы, когда деятельность овладевшего энергией и информацией человечества становится важнейшим геологическим и космическим фактором. Религиозный космизм присутствует в сочинениях священника Павла Флоренского (1882-1937 гг.), создавшего в сочинении «Столп и утверждение истины» новый вариант теодицеи, Николая Бердяева (1874-1948 гг.), который в рамках русского варианта экзистенциализма занимался вопросами соотношения человеческой свободы и движения к богочеловечеству и оправдывал «русский коммунизм» религиозностью русского народа.
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Подводя итоги историко-философского процесса, можно предположить, что перспективы перед философией будущего открывает её интеграционная функция, прежде всего – учение о целостной личности. На пути к этому учению философия прошла через этапы понимания человека как существа природного, затем – познающего, активного и невозмутимого, верующего и греховного, разумного, телесного, желающего и ощущающего, социально-активного, эгоистического и участвующего в историческом процессе, волевого и свободного, сексуального и биосоциального, и наконец – культурного, бытие которого тесно связано с его языком. Но и на новом этапе остаются актуальными основные философские направления – материализм и идеализм. Сопоставляя философские традиции и взгляды, встречающиеся в современных дискуссиях, можно прийти к выводу о цикличности (спиралевидности) историко-философского процесса. Каждый виток, каждый этап развития философии – новая картина мира: античная, средневековая, Нового времени, современная. В античности картина мира создавалась философией, в средние века – религией (христианство, ислам, восточные учения), сегодня – наукой. XVIII век – расцвет натурфилософии (философии природы), а XIX-XX века – переход от метафизики и онтологии к гносеологическим вопросам. Затем вновь напомнили о себе философские проблемы физики, космологии, биологии…В рамках диалектического материализма развивались и онтология, и этика, и антропология, и социальная философия, и формальная и диалектическая логика…
3. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
3.1. ОНТОЛОГИЯ И НАТУРФИЛОСОФИЯ
В XX столетии западные философы интересовались прежде всего теорией познания, социальными проблемами, бытием человека в мире. А бытие вообще, как объект исследования онтологии (от «онтос» - сущее, эта философская дисциплина сменила «физику» древних греков в XVII столетии, автор термина философ Гоклениус) интересовало прежде всего марксистов как хранителей традиций классической философии. Поэтому говоря о современном состоянии «вечных вопросов», связанных с бытием, следует прежде всего опираться на достижения диалектического материализма, марксистского учения о бытии и познании – но с привлечением информации о работах зарубежных специалистов, создавших новые онтологические учения.
К примеру, немецкий философ Николай Гартман (1882-1950 гг.), учившийся у неокантианцев, в своей «новой онтологии» разделил бытие на слои – неорганический, органический, духовный, причём высшие слои несводимы к низшим, преодолеть крайности материалистического и идеалистического подходов пытались и представители т.н. «реализма». Реалист-неопозитивист, англичанин Карл Поппер (1902-1994 гг.), писал об относительно независимых друг от друга «трёх мирах» - физических объектов, психических состояний и объективного знания. Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.) разрабатывал онтологию человеческого бытия. Яркий представитель диалектического материализма Эвальд Ильенков (1924-1979 гг.) внёс вклад в исследование проблему идеального.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С МЕТАФИЗИЧЕСКИМИ
С онтологией тесно связано и понятие «метафизика», которую Аристотель считал важней шей наукой, а последующие мыслители порой отождествляли с философией вообще. Однако метафизика – это раздел философии, изучающий наиболее общие, абстрактные и умопостигаемые основы не только бытия, но и познания, к тому же метафизический поиск «вечных истин» несовместим с идеей развития. Поскольку «львиную долю» окружающего нас мира составляет природа, то онтология связана и с философией природы или «натурфилософией». Как и «метафизика», этот термин сегодня употребляется редко, его скомпрометировали перед учёными философы-идеалисты, чаще сегодня употребляется термин «философские проблемы естествознания» - и «натурфилософией» мы будем называть исследование именно этих проблем.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ БЫТИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЙ КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩЕГО ПОНЯТИЯ)
Бытие – одна из наиболее важных категорий (общих понятий) философии, а категории обычно определяются не через более общее понятие (частью чего может быть бытие?). а через «бинарную оппозицию»: закономерность не случайность, а случайность не закономерность, и т.п. Но бытию нельзя противопоставить понятие небытия, как доказал уже Парменид. Объём понятия «бытие» может быть равен единице (бытие единственно), а может и бесконечности (если рассматривать бытие как целое, состоящее из частей), и содержание точно так же может быть бесконечно (конкретное бытие), а может состоять всего из одного абстрактного свойства – быть. Абстрактное понятие бытия содержит лишь свойство быть, конкретное – бесконечное множество свойств. Если про небытие можно сказать, что оно есть – это тоже бытие. Про что нельзя сказать, что оно есть? В русском языке есть такое понятие – «ничто». А бытие всегда не ничто, а нечто.
Сразу следует отграничить «бытие» от «реальности», этот термин более связан с теорией познания и противоположен по смыслу «номинальности». Роза – реальность, восприятие розы и мысль о розе тоже реальность, а вот «имя розы» уже номинальность. Реальность – то, что отражено в понятии, объём которого не равен нулю. Она может быть объективной (за пределами сознания) и субъективной (элементы сознания). Номинальное – существующее только как понятие. Абстрактное бытие почти номинально, то есть его объем близок к нулевому, конкретное бытие реально.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СФЕР И УРОВНЕЙ БЫТИЯ
Можно ли конкретизировать понятие «бытия»? Бытие включает материю (объективную реальность, данную в ощущениях), психику (то, что отражает материальный мир и оперирует идеальными объектами, но не сводится ни к материи, ни к идеальному) и идеальное – то, чем оперирует разум в процессе мышления помимо чувственных образов. Материальный мир, мир веществ и полей, делится на макромир (где вещи, их свойства и отношения сопоставимы с людьми и доступны их органам чувств), микромир атомов и частиц, и мегамир – космические объекты наблюдаемой части Вселенной. Вещество и поле – физические понятия для обозначения видов материи, существующих во времени и в пространстве. Можно также говорить о энергии и о вакууме как «непустой пустоте», чем то похожей на гипотетическую «тонкую материю» (эфир). Материя как субстанция-субстрат имеет модусы (вещи, явления, процессы), атрибуты (базовые свойства) и иные свойства-качества. Отношения тоже можно разделить на субстанциальные, атрибутивные и релятивные.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ ДВИЖЕНИЯ КАК СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Диалектический материализм считает движение способом существования материи (объективной реальности, данной нам в ощущениях), а пространство и время – формами её существования. Материя находится в постоянном движении (речь идёт об изменении, а не просто о перемещении в пространстве), помимо того, что оно есть, существует, оно ежесекундно «становится» чем-то иным. Основные атрибуты материи – существование и становление. Существование и становление – диалектически противоположные атрибуты материи. Она непрерывно становится чем-то иным, меняется. Существование – свойство материи быть устойчивым, становление – свойство материи постоянно изменяться при сохранении устойчивости.
Борьба противоположностей (с точки зрения диамата) – источник «самодвижения», можно выделить такие несводимые друг к другу формы (уровни) движения, как механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (вспомним «слои» Гартмана). Формы (уровни) движения материи делятся на низшие (механическое, физическое, химическое) и высшие (биологическое, социальное), различающиеся по уровню сложности (организации). От неживой материи развитие идёт к живой, обществу и сознанию. Движение - свойство материи и психики постоянно меняться, ему присущи временность и процессность, развитие – движение с одного уровня на другой по восходящей или нисходящей линии, самодвижение – свойство материи порождать движение в силу внутренней противоречивости. Советские диалектические материалисты долго спорили о том, включает ли сущность материи её прогрессивное развитие (движение от низших ступеней к высшим) и должно ли это развитие чем-либо закончиться. А может, движение линейно или циклично?
Движение описывается в философии посредством категорий модального анализа - возможность и действительность, причина и следствие, закономерность и случайность, необходимость и свобода. Каждое изменение есть следствие определённой причины, переход из возможности в действительность, и этот переход либо закономерен, либо случаен, к нему также применимы категории свободы и необходимости (это уже специфика человеческого бытия). Издавна философы ведут дискуссии о проблеме детерминизма – всеобщей причинной обусловленности событий, плохо совместимой со свободой человеческой воли.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КАК ФОРМ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ
Движение-изменение связано с категориями «пространство» и «время». Издавна философы спорят и о проблеме пустоты: можно ли назвать пустым космический вакуум, вмещающий, помимо вещественных объектов, силовые поля, порождающий элементарные частицы? Вещество и поле – такими категориями оперируют учёные, изучающие материю. Можно ли пустоту искривить – а в энштейновской физике есть понятие «кривизна пространства»? Некоторые физики склонны заново вернуться к уже казалось бы навсегда отброшенной гипотезе мирового эфира - супертонкого вещества, наполняющего Вселенную (хотя «эфирный ветер» поймать так и не удалось). Другие говорят о том, что частицы вещества – всего лишь сгустки энергии или микрозавихрения пространства.
Пространство и время – формы существования материи, связанные с движением. Пространство – условия движения как перемещения, а время – движение, сочетающее цикличность как меру с поступательностью как измеряемым. Пространство имеет в макромире три измерения, но этих измерений может быть и больше, некоторые измерения могут существовать в «свёрнутом» виде, а некоторые могут быть связаны с параллельными мирами. Можно вспомнить поднятую фантастами проблему телепортации, ухода в подпространство, обсуждаемые астрофизиками гипотетические «кротовые норы» и «чёрные дыры» как окна в другие миры.
Движение, измеренное циклическими отрезками (естественными – космическими – или искусственными) – это время. Иногда его называют «четвёртым измерением», сближая с пространством, но движение по оси времени возможно только в одну сторону – из прошлого в будущее через настоящее. Или… это будущее мчится нам навстречу, проскакивая в прошлое через точку настоящего? А что такое настоящее – «миг между прошлым и будущим»? И если (перефразируя известную песню) именно он называется «быть», то… будущего ещё нет, прошлого уже нет, и мы мчимся из одного ничто в другое. Это т.н. «реляционная» концепция времени, а «субстанциональная» предполагает параллельное существование прошлого, настоящего и будущего – шанс для изобретателей «машины времени». Нельзя забывать при этом о т.н. «эффекте бабочки» - перемещение объекта из настоящего в прошлое может изменить в этом прошлом цепочки причинно-следственных связей, и тогда изменится настоящее, и в этом новом настоящем машину времени уже не создадут – а кто же тогда переместился в прошлое? Получается логический парадокс.
ОНТОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА
Материалисты (как и идеалисты) могут быть плюралистами (признающими множество субстанций – атомов, монад и др.) или монистами – субстанция (материя, к примеру) не только единственна и бесконечна, но и едина в своей множественности (принцип материального единства мира основан на предположении об универсальности физических законов во всех, даже ненаблюдаемых, частях Вселенной). Каждая вещь (материальный объект) является чем-то отдельным, и в тоже время связанным со всем мирозданием (всеобщая взаимосвязь явлений может пониматься как их взаимодействие), взмах крыла уже известной нам бабочки может породить взрыв «сверхновой». Так ли это? Свет долетает к Земле от дальних звёзд за миллиарды лет, мы получаем информацию о звезде, когда от неё уже и пыли не осталось – какая уж тут причинно-следственная связь, а сверхсветовые скорости запрещены теорией Энштейна. Утверждение некоторых физиков и астрономов о сверхсветовых сигналах («быстродействии»), о сверхсветовых частицах-тахионах - пока что лишь гипотеза.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ РАЗРАБОТКОЙ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ, КОНКРЕТИЗИРУЮЩИХ КАТЕГОРИЮ БЫТИЯ
Материальный мир состоит из вещей, их свойств и отношений. Каждый отдельный объект есть нечто особенное, соединяющее уникально-единичные свойства и свойства, общие для класса объектов. Вещь, существующая необходимо, в соответствии с законами мироздания, заключает в себе нечто «всеобщее». Вещь есть целое, содержащее части (если части-элементы связаны между собой устойчивой структурой – целое есть система). В любом случае целое всегда больше суммы частей (каждая деталь часового механизма не обладает свойством показывать время, а собранные вместе они обретают это интегральное свойство). Понятие «качество» иногда употребляют как синоним понятия «свойство», но на самом деле качество вещи – это её конкретная определённость, количество – определённость, выраженная числом. Соединяя в себе качество и количество, каждая вещь обладает мерой и формой, которая, в свою очередь, вместе с содержанием, составляет явление (феномен), внешнюю сторону вещи. Её внутренняя сторона – сущность – постигается умозрительно, раскрываясь то как смысл вещи (доступность пониманию), то как значение (связь с нашим знанием). Смыслом может обладать любое бытие, и сущее – бытие в целом. Диалектический подход к проблеме: развитие по спирали через переход количество в качество и отрицание отрицания.
ОНТОЛОГИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ СООТНОШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО (ФИЗИЧЕСКОГО) И ПСИХИЧЕСКОГО
Однако кроме вещей и вещества в состав материи физики включают и поле – часть пространства, в которой действуют некие силы. Кроме физических полей существуют ещё и поля биологических объектов (биополя), которые, возможно, связаны с психикой как особым видом бытия (экстрасенсы утверждают, что видят биополе человека как некую разноцветную «ауру», и психические явления, эмоции, к примеру, формируют часть этого спектра). До сих пор наукой не решены психофизическая (соотношение психики и материи) и психофизиологическая (психика и мозг) проблемы.
Магнитное поле связано с магнитом, но не содержится внутри магнита, точно так же психика связана с головой, но не находится «внутри» неё, там всего лишь мозг, кусок вещества. Хотя философы давно уже пытаются стереть грань между физическим и психическим (в последнее время появились дополнительные данные о явлениях, ранее считавшихся вымыслом – телепатии, телекинезе, левитации, воздействии на фотоплёнку на расстоянии, сохранении психических функций с повреждённым мозгом и т.п.), но всё-таки мы не можем, вслед за «вульгарными материалистами» (были и такие) считать, что мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь. Никакая операция на мозге не позволит увидеть человеческие мысли и чувства, поэтому остановимся на констатации того, что психика существует во времени (вспомним знаменитую фразу «об этом я подумаю завтра»), а вот её пространственное бытие проблематично.
ОНТОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ СООТНОШЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И ИДЕАЛЬНОГО
Часто основной вопрос философии формулируют как проблему первичности-вторичности материального и идеального. Однако иной раз неправильно отождествляют идеальное с высшим уровнем психики – сознанием. Сознание может оперировать идеальными объектами (арифметические операции в уме, к примеру), но ведь с числами – элементарными идеальными объектами – может совершать действия и компьютер, лишённый самосознания и других атрибутов человеческой психики. Это может означать лишь одно: идеальной существует относительно независимо от сознания, не только субъективно, но и интерсубъективно (в процессе межличностной коммуникации), или даже в виде глобального информационного поля. Советский философ Ильенков, вслед за Кантом, анализировал понятие «стоимость» и пришёл к выводу, что если бы этот идеальный объект был чисто субъективным, то был бы невозможен обмен товаров на раскрашенные бумажки или кусочки металла, коими покажутся деньги дикарям, случайно попавшим в общество людей, знакомых с этим понятием. Это понимание идеального похоже на «объективированное знание» Карла Поппера, хотя и Ильенков, и Поппер находят идеальное лишь в социокультурной сфере. Но генетическая программа, заставляющая бобров строить плотины, а пчёл соты – разве не идеальная составляющая мира природы?
НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ) ЗАНИМАЕТСЯ ФИЛОСОФСКИМ ОСМЫСЛЕНИЕМ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Тут мы уже переходим к философским проблемам естествознания. Философские проблемы естествознания – это проблемы, связанные прежде всего с познавательной деятельностью физиков, космологов и биологов. Сводима ли материя к энергии и информации, или к искривленному пространству (геометродинамическая гипотеза) – она эволюционирует, переходя от физической формы движения к химической, биологической и социальной. Категория «материя» по объёму практически тождественна понятию «Вселенная», историей которой занимается космология. Согласно наиболее популярной космогонической гипотезе, Вселенная возникла в результате «большого взрыва», галактики с гигантской скоростью разлетаются в разные стороны из одного центра, «точки сингулярности», в которой когда-то было сосредоточено всё вещество (в объёме небольшой кастрюльки!). Представить такую плотность и массу вещества, существующего к тому же до возникновения времени, невозможно – как и причину его внезапного «взрыва». Как из «ничто» возникло всё и как из «никогда» возникла вечность? Не может ли точка сингулярности быть границей между Вселенной и анти-Вселенной? Может, речь надо вести не о веществе, а об энергии, или о чистом вакууме в бесконечном пространстве при невозможности измерения движения, т.е. времени. Может ли бесконечность быть цикличной? Почему в эпицентре «большого взрыва» отсутствует пустое пространство (при обычном взрыве в эпицентре на несколько секунд образуется вакуум)?
В первые секунды после «большого взрыва» образовались элементарные частицы. В микромире действуют особые законы, там возможны парадоксы, невозможные в макромире. Там применяются такие понятия, как «суперпозиция состояний» и «корпускулярно-волновой дуализм», неопределённость и дополнительность, декогеренция и расщепление. Из Древней Греции в учение о материи перешла проблема её делимости. Существуют ли фундаментальные частицы, неделимые далее (как атомы Демокрита) или, как утверждал один философ, «электрон так же неисчерпаем, как и атом»? К тому же на уровне элементарных частиц теряется разница между волной и твёрдым телом (корпускулой). Квантовая механика утверждает возможность существования «мультиверса» - параллельных вселенных («веера миров»), так как невозможно одновременно зафиксировать волновые и механические свойства частиц, и знаменитый «кот Шредингера» в итоге оказывается и живым, и мёртвым в пространстве, через которое проходит поток этих частиц. Только живым он оказывается в одной Вселенной, а мёртвым – в другой.
А согласно «теории струн» частицы – это бесконечно тонкие вытянутые объекты с определённым типом колебаний, некоторые из них (тахионы) могут иметь массу меньше нулевой и скорость, превышающую световую. Эта теория предполагает 10-мерное пространство, однако мы воспринимаем лишь три измерения, а остальные существуют в «свёрнутом» состоянии. Из физики в натурфилософию перешли такие понятия, как кварки (самые элементарные из элементарных частиц), тахионы (сверхсветовые частицы), лептоны (частицы, которые могут быть носителями «информационного поля») и т.д.
Связывает воедино массу (количество вещества), энергию, пространство и время базовая теория современ<