Глава 7. Юридическая концепция общего блага 1. Общее благо как категория права

* Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum commune" (общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки,однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древне­греческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотельи др.), а за­тем Цицерономи римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Греции и др.).

Ряд содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании понятия "общее благо", был разработан древнегре­ческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека и государства — полиса (Этика, I, 1). При этом под "высшим благом" в телеологическом подходе Аристотеля по суще­ству имеется в виду во многом то же самое, что в дальнейшем стали называть "общим благом". Государство (полис), по Аристоте­лю, — высшая форма общения, и в этой политической форме обще­ния и организации жизни людей все остальные формы общения (семья, ^селение) достигают своего завершения. В государстве (по­литической форме общения) завершается генезис политической природы человека, и человек, согласно Аристотелю, достигает сво­ей высшей цели (благой жизни). Государство (полис) и представ­ленные в нем высшее благо и справедливость являются выраже­ниями политической природы человека и тем самым носят естест-венноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, рим­ских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коре­нится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера — объек­тивная природа человека, поскольку человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авто­ры). Причем эти характеристики природы человека как политиче-

Глава 7. Юридическая концепция общего блага

ской или социальной в данном контексте имеют идентичный смысл, поскольку в обоих случаях речь идет о справедливом способе (с позиций естественного права) выражения и защиты блага всех чле­нов социума (сообщества) в условиях его политической (государст­венной) формы организации.

Общее благо членов данного социально-политического сообще­ства — это благо всех его членов на основе естественноправового (и, следовательно, общесправедливого) признания блага каждого. По своей естественноправовой сути общее благо всех и благо каж­дого — это одно и то же. Для признания, реализации и защиты такой концепции общего блага объективно необходимы (в силу объ­ективной социально-политической природы человека) общая власть (государство) и общеобязательные законы, соответствующие тем же всеобщим требованиям естественного права и естественноправовой справедливости. При этом государство, выражающее и защищаю­щее общее благо, представляет собой "дело народа" (res populi) и одновременно "общий правопорядок" (Цицерон). Аналогично обсто­ит дело и в естественноправовой концепции государства (полиса) Аристотеля.

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы — это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще. Христианство как религия свобо­ды сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное об­стоятельство нашло свое отражение и в соответствующих хри­стианских доктринах естественного права, общего блага, спра­ведливости, государства.

Общее благо — это признание и результат естественноправо­вого равенства индивидуальных благ. В концепции общего блага, таким образом, представлена правовая модель выявления, согласо­вания, признания и защиты различных, во многом противоречащих Друг другу интересов, притязаний, воль членов данного сообщества

Раздел I. Общие проблемы философии права

в качестве их блага, возможного и допустимого с точки зрения еди­ной и равной для всех правовой нормы. Лишь согласуемые, с пози­ций такой общей правовой нормы, различные интересы разных лиц могут быть квалифицированы как благо индивидов и общее благо. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" — это юридически квалифицированный инте­рес(притязание, воля и т. д.).

Согласно концепции общего блага, в многообразии сталкиваю­щихся между собой различных целей, интересов, притязаний, воль членов данного сообщества правовой путь к общему согласию со­стоит в нахождении, утверждении и действии соответствующей регулируемой ситуации всеобщей правовой нормы — конкретиза­ции принципа естественноправовой справедливости.

Ценность права как объективно необходимой всеобщей фор­мы свободы (математики свободы людей) проявляется, в частно­сти, в том, что правовой тип регуляции, правовая общность и правовое единство (в отличие от многих других регуляторов и способов достижения единства и согласия) означают сохране­ние, а не отрицание и устранение различий интересов, притяза­ний, воль отдельных субъектов, этого необходимого свойства свободной и развивающейся жизни, ее творческого начала, бо­гатства и потенциала.

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — это формальное единство различий, то общее, что объединяет раз­личия, т. е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей — субъек­тов) норме равной свободы. Общее благо тем самым — это не отри­цание различий интересов, притязаний, воль, целей и т. д. отдель­ных субъектов, а общее условие их возможности. Право не подчи­няет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, инсти­туты, процедуры) для равного, одинаково свободного для всех внеш­него проявления этих различий.

Действительное согласие различных, неизбежно противореча­щих друг другу и конфликтующих целей, интересов, воль, притя­заний и т. д. — при условии признания и сохранения как самих этих различий, так и свободы и правосубъектности их носителей — возможно лишь на почве права и в рамках определенного право­порядка. , , . , .. .,....,

*• 'ч- -Г- >>J •*(, • L.-V'S'I'V:*'«' i -'-i т-, '-V '.«V*-' , 'ft* '-1 " " j l-1 ':-'*'•*.. ''*i' •* V "--' -.,. т -^ УЧ i' V

Глава 7. Юридическая концепция общего блага

Правовой компромисспри этом достигается не за счет отказа от различий в частных интересах, волях и т. д., не путем подчине­ния одних частных интересов другим частным интересам или всех частных интересов и воль какому-то особому интересу или особой воле общества и государства, а посредством соучастия всех этих частных интересов и воль в формировании той общей правовой нормы (т. е. действительно общей воли и общих интересов всех но­сителей частных интересов и воль), которая своими дозволения­ми и запретами выражает равную для всех меру свободы.

Общий интерес и общая воля носителей различных част­ных интересов и воль — если они хотят быть свободными — состоят в формировании, утверждении и действии всеобщей правовой нормы, общеобязательного для всех права. Чтобы ча­стные воли были свободны, нужна общая норма о равных усло­виях их свободы, — в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли",если ее понимать с позиций концеп­ции общего блага. В данной концепции выражено то принципи­альное обстоятельство, что право — это минимально необходи­мое всеобщее нормативное условие для максимально возмож­ной свободы.При этом имеется в виду свобода для всех участ­ников отношений, подпадающих под действие соответствующей правовой нормы, независимо от того, идет ли речь о сфере дей­ствия внутреннего или международного права.

Общее благо выражает объективно необходимые всеобщие ус­ловия для возможного совместного бытия и согласованного сосуще­ствования всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщие условия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции об­щее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Но­сителями общего блага являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщест­ва и господствующих над ними.

Круг свободных и равных лиц, охватываемых концепцией об­щего блага, исторически изменялся (от древности до современно­сти), но в любом своем варианте данная концепция предполагает общий для всех членов этого круга принцип правовой справедли­вости, их правовое равенство (в правоспособности и правосубъект­ности), единство правопорядка, правовую основу государства и за­конов.

В русле именно такого подхода в христианской Европе разви­лись и утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и правового государства, господства права и т. д. Естественноправовая концепция общего блага оказала существен-

Раздел I. Общие проблемы философии права

ное влияние также на становление и развитие международного пра­вопорядка и мирового сообщества государств — вплоть до совре­менных идей и реалий государственно-правовой интеграции. Пока­зательны в этой связи интеграционные процессы в Европе на базе идей общего блага.

В целом можно сказать, что общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политическо­го сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип ор­ганизации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинст­ва и ценности человеческой личности. Речь по существу идет об организации социума, частных и публичных отношений людей на основе и в соответствии с требованиями принципа права и право­вой справедливости.

Все остальные (неправовые) типы организации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на наси­лии и произволе. Право и есть принцип и порядок человеческого блага — индивидуального и общего.

Наши рекомендации