Лекция 4. Материя и сознание

Материя. Современная материалистическая философия в качестве предельного основания бытия принимает материальное бытие. Поэтому глубокое уяснение проблемы бытия его структуры предполагает прежде всего рассмотрение категории «материя». В качестве исходного определения следует взять следующее определение: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Формирование философского понятия материи прошло несколько этапов в своём развитии.

Первый этап – наглядно-чувственное представление. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексами их свойств, в том числе неделимости. Так, в период с XVII – XVIII вв. и до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической теории материи в её демокритовском понимании. Материя, согласно этой концепции, мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Вплоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей ставили знак равенства между материей и веществом, точнее – одним из свойств вещества – массой.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Оно сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного понимания материи в начале XX века. Известно, что на рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее сложившегося представления о материи. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Преодоление кризиса было связано с формированием квантово-механической картины мира в естествознании. Выход из методологического кризиса в философии состоял в переосмыслении самого понятия «материя». Необходимо было провести различие между философским понятием материи и естественно-научным представлением о её строении и свойствах. Классическое определение материи было дано В.И.Лениным в книге «Материализм и эмпириокритизм». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,Т.18.,С.131). В этом определении выделено два основных признака:1-й – материя существует независимо от сознания; 2-й – она отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира.

Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ещё не даёт явного знания о том, как структурирована материя. Но отсутствие указания на конкретные свойства предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определённой, пусть и очень сложной структурой.

Четвёртый этап – этап философского субстанционально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX столетия, как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» – данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление.

В современных исследованиях принято различать онтологический и гносеологический аспекты изучения материи. С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от лат. substanzia – «сущность, то, что лежит в основе»). Понятие «субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и более чётко уловить демаркацию с идеализмом. Гносеологический аспект представления о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания. Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить всё многообразие понятия материи. Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной», то субстанциональная – базисной, основополагающей.

Атрибуты материи. В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности (в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную, законченную форму. Фундаментом современных научных представлений о строении материи служит идея сложной системной организации.

Универсальными способами существования материальных предметов, связей, явлений являются движение, пространство и время. Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном отношениях. Все формы те формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определённых условиях переходить друг в друга. Материя неотрывна от движения, разнообразия, самоорганизации.

Движение – это способ существования материи. В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение – основа существования вещей, их целостности и структуры. Вместе с тем, движение – основа изменчивости и многокачественности вещей. Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает присущей ей специфической формой движения. Между формами движения существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и качественно специфичны.

В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – отношение протяжённости и сосуществования вещей, их взаимодействия. Время – отношение длительности и последовательности вещей друг за другом.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи: субстанциональная и реляционная (от relatio – «отношение»).

Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет место в механистической картине мира, где пространство рассматривается как определённая субстанция, существующая наряду с материей. Так, согласно Ньютону, мир есть материя и пустота. Если можно было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота, то есть пространство.

Но по мере развития науки выяснилось, что пустоты как таковой не существует: каждая точка Вселенной занята каким-либо видом материи – веществом или полем. В такой картине мира приходится рассматривать пространство как среду существования объекта. А время понимается как абсолютная и неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех процессов во Вселенной.

Реляционный подход понимает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. При этом подходе пространство и время выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяжённость, однородность и изотропность, трёхмерность. Время обычно характеризуется следующими свойствами: длительность, одномерность, необратимость, однородность.

В современной науке ряд позитивистски настроенных учёных придерживаются субъективистского взгляда на пространство и время, основы которого заложил И.Кант. Он полагал, что пространство - это неизменное свойство сознания структурировать (оформлять) образы и ощущения по определённым законам. Сознание также упорядочивает информацию в виде последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) – что человек называет временем.

В наше время проблема пространства и времени продолжают активно разрабатываться. Делаются попытки определить «ход» времени в рамках разных материальных систем, систем различного уровня организации.

Сознание. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения (А.Г.Спиркин).

Структуру сознания раскрывают по разным основаниям.

1. Предметное сознание отражает внешний мир и включает следующие компоненты:

8. Когнитивный (познавательный) – все процессы, связанные с получением, хранением и воспроизведением знания: чувственно-сенситивные способности, мышление, внимание, память.

9. Эмоциональный характеризует переживания человека, связанные с отношением человека к значимой для него информации.

10. Мотивационно-волевой включает в себя потребности, интересы, мотивы, волю.

2. Самосознание отражение личностью самой себя. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старается определить своё отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания. Факт его существования не вызывает сомнений и очевиден, что проявляется как:

2. самопознание – познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний;

3. самооценка – анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами; шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка (адекватная и неадекватная);

4. самоконтроль.

Результатом работы самосознания является выработка человеком системы представлений о самом себе, которое выступает основой отношения человека к другим. Высшая ступень развития самосознания – рефлексия.

Источники сознания.

Философы в понимании источников сознания выделяют следующие факторы:

· Внешний предметный и духовный мир - природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

· Социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, накопленные обществом знания.

· Духовный мир индивида, собственный жизненный опыт человека.

· Мозг как макроструктурная природная система.

Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Проблема идеальности сознания. Идеальность сознания означает, что элементы сознания не обладают материальным телом. Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нём нет ни одной частицы самого предмета. Идеальность – одно из самых загадочных и плохо поддающихся научному исследованию явлений психики. Идеальные образы невозможно исследовать традиционными средствами науки. В отечественной литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального:

· Идеальное есть особое свойство только человеческого мозга. Идеальное полностью отождествляется с субъективной реальностью и противопоставляется реальности объективной (Д. Дубровский).

· Идеальные образы есть перенесённые во внутренний план психики схемы материальной деятельности человека. Это схема, но не сама деятельность. Схема, которая существует объективно, и это объективная реальность особого рода – она жёстко не связана с материальными объектами. Идеальное – это родовое свойство человеческой практики, а не человеческого мозга, и в этом смысле оно первично по отношению к индивидуальному сознанию. (Э. Ильенков).

· Идеальное есть идеал, предел завершённости и совершенства, не зависящий от сознания человека, то есть объективно и субъективно существующий эталон, отражающий сущность определённого класса предметов (М. Лифшиц).

Источником недоразумений и расхождений в проблеме идеального является не только вопрос о сущности, содержании и функциях идеального, но и вопрос о типах и видах идеального. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное идеальное.

Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим. Пример тому – идеалы теории, гипотезы и, с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного.

Обобщая вышесказанное, можно дать вывести следующее определение идеального: идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и др.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

Сознание и язык. Одной из характерных черт сознания является наличие в нём механизмов абстрактного отражения действительности и мышления. Этот вид отражения возник у наших далёких предков в результате замены действий и предметов знаками, то есть заместителями этих действий и предметов. В сознании человека каждая вещь существует в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого в виде такого знака, как слово. В психике человека есть такой компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определённым правилам. Это и есть сфера мышления. Озвученное мышление есть речь.

Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения информации, формирования и развития мышления. Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения в языке. Не существует как языка без мышления, так и мышления без языка, однако их структуры различны. Законы и формы мышления едины для всех людей, а язык имеет множество форм бытия.

Сознание является сложным феноменом; оно многоаспектно, многомерно. Представления о нём весьма различны, зависят от многообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизимка, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Вопросы для самоконтроля

1.Что называют атрибутами материи?

2

 
. Какие формы движения Вы знаете?

3. Что такое пространство, время? Какие два подхода к определению

пространства и времени существуют в философии?

4.В чем выражается структурность материи в неживой и живой природе?

5. Определение сознания в философии, его характеристика.

6. Сущность сознания: сознание - продукт деятельности мозга; сознание - продукт общественного развития; сознание - субъективный образ

объективного мира.

7. Три стороны сознания. Охарактеризуйте их содержание: предметное сознание; самосознание; сознание, как процесс переживаний (душа).

8. Что такое сознательное и бессознательное? Как они проявляются в человеке?

9. Сознание в психологии и в философии.

10. Мозг и психика, сознательное и бессознательное. Интуиция, воображение,

творчество.

11. Мышление, как единство рационального и эмоционального.

12. Роль родного языка в развитии мышления.

Лекция 5. Социальная философия (философия общества)

Социальная философия - учение о наиболее общих законах и ценностях общественного бытия и социального познания. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека.

Социальная философия рассматривает общество как сложно организованный системный объект, первым признаком которого является его качественная определённость, выделенность относительно «среды своего существования», способность быть автономным самотождественным явлением, отличным от других явлений мира. Вторым признаком системы является гетерогенность её строения: система состоит из множества автономных, отделенных друг от друга частей. Кроме того, части связаны между собой внутренними зависимостями, при которых изменение одной части сказывается на состоянии других частей. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей её реальной сложности, нам следует рассмотреть её как системное целое, слагающееся из определённых частей, но не сводимое к ним.

Латинский глагол «социо» означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия «общество» -общность, союз, сотрудничество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющая общность. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий», что означает «то, что вокруг». Общность понимается как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество есть продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и на договоре. Общество - особая форма бытия, продукт и результат деятельности людей, форма организации совместной жизни людей. Общество является объектом познания для многих наук, выделим лишь наиболее значимые. Социология изучает способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Характер структурирования социальной системы определяется как свойствами её элементов, так и основным системообразующим фактором, упорядочивающим элементы. Философия акцентирует такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного способа объяснения становления и развития общества зависит от исходной мировоззренческой установки. Социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека. Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия человека как социального «атома», а далее разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое, в общественный «организм».

Развитие философского понимания природы общества и его структуры. Осмысливая внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме — одной из древнейших мировых религий - утверждалось, будто после «золотого века» истории человечества наступил период неравенства людей, период обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен уничтожить распри и вражду между людьми.

В древнегреческой философии наиболее отчётливо социальная проблематика проявилась в творчестве Платона и Аристотеля, определив на многие века контуры познания общества. По существу все стороны общественной жизни так или иначе отражаются в их учениях. Это вопросы возникновения общества, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, определённые размышления об основах экономики и т.д. Оба философа в качестве узловых пунктов рассуждений об обществе выделяют этику и учение о государстве.

В средние века культивировалась идея, согласно которой общество возникло в результате договора человека с богом. А.Августин и Ф.Аквинский главной движущей силой общества считали божественное провидение, а весь исторический путь общества понимали как путь Бога и путь к Богу.

Идея договорного происхождения цивилизованного общества и государства восходит ещё к античности, но её концептуальное оформление относится к XVII веку. Благодаря трудам Т.Гоббса и Дж.Локка эта теория приобрела большую известность. Согласно ей, осознание целесообразности объединения усилий и заключения общественного договора было главным фактором возникновения цивилизованного общества. Но решающий вклад в обоснование и утверждение этой концепции принадлежит Ж.Ж.Руссо. Он считал, что первых людей, живших до возникновения «гражданского» общества в условиях, которые он называл естественным состоянием, шгчто не связывало, они были свободны. Имущественное неравенство, угнетение, пороки были тогда невозможны. Позднее усовершенствование орудий и способов добывания средств существования породило всё большую зависимость людей друг от друга и необходимость их объединения. Люди осознали эту необходимость и решили объединиться. В результате появились частная собственность, имущественное неравенство, угнетение одних людей другими. На смену естественному состоянию дикарей, свободных,

счастливых и беспорочных, пришло общество, большинство членов которого порабощено, несчастно и порочно.

Французские материалисты Ж.де Ламетри, Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, считая общество совокупностью, суммой составляющих его людей, для объяснения общественной жизни обращались к свойствам, присущим каждому отдельному человеку. Образ жизни людей, членов общества во многом отличается от образа жизни животных, и единственная причина этому — отличие телесной организации человека от телесной организации животных. Никаких других различий между человеком и животными нет.

Так рассуждали французские и английские материалисты XVIII века, а также немецкий философ Л.Фейербах. Они полагали, что сущность человека, его отличие от других животных существ скрываются в устройстве его тела (в его «естественной природе») и что телесной организацией людей обусловливается и их образ мыслей. Следовательно, на все вопросы, возникающие при изучении общественных явлений, должна ответить наука, исследующая телесную организацию людей, то есть антропология, включающая в себя анатомию и физиологию человека. Защищая эту точку зрения, Фейербах заявлял, что его философия превращает антропологию в универсальную науку, дающую объяснение и сознанию всех людей, и их поведению.

В.-Г.Гегель был первым, кто предложил многоплановый анализ общества, общественного бытия. Продолжая лучшие традиции гуманистической философской культуры, в основу общества, истории, общественного бытия человека он положил идею свободы человека и идею её реализации. Гегель социальную философию превратил в важную самостоятельную составную часть философского знания.

Исследования, выполненные французскими исследователями Ф. Гизо, О.Минье, О.Тьерри в начале XIX века, принесли науке важные для понимания общественной жизни достоверные знания. Возникла новая наука - политическая экономия. Английские экономисты А.Смит и Д.Рикардо установили, что хозяйственная жизнь подчиняется законам, не зависящим от воли людей, и создали учения, важные для выяснения материальной основы жизни общества.

О.Конт, основоположник социологии, понимал общество как сложный целостный организм, имеющий свою качественную определённость и отличный от составляющих его индивидов. Он настаивал на отказе от спекулятивных, умозрительных подходов к обществу и развитии позитивного конкретного знания. При анализе общества О.Конт ввёл разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имела дело с устойчивыми условиями существования, функционирования общества. Она характеризует воспроизводство общества

в определённом качественном состоянии. Социальная динамика раскрывает общество со стороны его движения, эволюции.

Г.Спенсер развивал органический подход к обществу, проводя аналогию между биологическим организмом и обществом. Эволюцию общества он трактовал по аналогии с эволюцией живого организма и понимал её как закономерный процесс. Г.Спенсер проанализировал роль составных частей общества.

Понимание общества как целостной системы связано с возникновением марксизма. К.Маркс раскрыл сложную систему элементов, из которых складывается общество, подверг научному анализу общественные связи и отношения, выделил системообразующие структурные связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы.

Концепции общества. Чтобы понять феномен общества необходимо разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в единое целое, в общественный «организм». Рассмотрим наиболее известные концепции.

8. Натуралистическая концепция видит в обществе естественное продолжение закономерностей природы, мира животных, в конечном итоге - Космоса.

9. Географический детерминизм. Возник в начале XVIII века в трудах Ш.Монтескье, получил развитие в работах Г.Бокля, Э.Рэклю и др. Решающим фактором в развитии общества рассматриваются географические условия, климат, природные ресурсы и т.п.

10. Демографический детерминизм решающим фактором в развитии общества рассматривает народонаселение, его численность, плотность, соотношение рождаемость -смертность. (Т.Мальтус, Ковалевский М.М.)

11. Биологический детерминизм (социалдарвинизм, социобиологазм, расизм) выдвигает принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественного развития. (Э.Уилсон, Р.Докинс и др.)

В качестве общенаучной предпосылки натуралистических концепций выступили выдающиеся успехи биологии XIX в. Общество предстаёт как высшее, но далеко не самое «удачное» и устойчивое образование. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос и начать там новый виток своей эволюции.

Идеалистическая концепция сущность связей, объединяющих людей в единое целое видит в комплексе идей, верований,

мифов, которые носят надчеловеческий характер (Бог, Дух, Абсолют и т.п.). По Гегелю, основой развития является саморазвёртывание «абсолютной идеи», которая проявляется в «духе народа». В рамках теологического подхода общество есть продукт божественного творения, который развивается по божественному плану. (Августин, Ф.Аквинский, Бердяев, Булгаков)

Материалистическая концепция суть общественных процессов видит в способе производства, который складывается объективно, то есть независимо от воли и сознания людей. В основе общественной связи людей лежит система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности не являются вещественными. (К.Маркс, Ф.Энгельс.) В каждой из концепций обращается внимание на тот или иной реально действующий фактор развития общества. Но главной действующей силой должен быть признан человек, его трудовая деятельность.

Проблема воспроизводства общества. Субъектом преемственности на глобальном уровне является общество в целом, в развитии которого есть своя внутренняя упорядоченность, свои программы существования, функционирования - они и передаются в процессе социальной преемственности. Нас интересуют потребности социального целого, то есть те особенности совместной жизни людей, которыми обусловливается процесс структурно-функциональной дифференциации её подсистем и компонентов, нарастающий по мере развития общества, переходящего от гомогенности родовых коллективов ко всё более сложным формам институциональной организации.

Не может быть сомнений в том, что социальные явления .или социальный опыт созревают коллективно, но артикулируются и вводятся в массовый оборот какой-то конкретной личностью. Исторические документы (по крайней мере последних трёх веков) подтверждают это.

На срединном уровне субъектом преемственности являются социальная группа, социальная общность, социальный институт, задача которых -самовоспроизводство в рамках существующей социальной системы.

На уровне человека происходит стыковка общественного и индивидуального развития. Деятельность человека сочетает в себе очень сложные компоненты, формируясь обществом, он сам на определённом

этапе превращается в творца нового, в том числе и самого себя. Так же в процессе социальной преемственности происходит стыковка природного и социального развития человека. В природной наследственности человека закрепляются лишь те изменения, которые имеют значение для всего рода. Поэтому то, что передаётся по наследству отдельным индивидам и человеческому роду как целому, не тождественно между собой. Достоянием рода становятся лишь наиболее глубокие, коренные изменения человеческой природы, приобретающие, как правило, всеобщий характер. Что же касается конкретных индивидуальных изменений, то они большей частью стираются в процессе развития и не передаются в фонд человеческого рода как целого.1

Учёные выявили интересную закономерность: генетическая информация (наследственность) аккумулирует то всеобщее, что появляется в практическом опыте человечества, а в социальном наследовании передаётся лишь нечто специфическое, или индивидуальный опыт. Но обе программы -и социальная, и генетическая - выступают не параллельно и независимо одна от другой, а как бы дополняют друг друга путём своеобразного разделения труда, причём именно генетическая программа, концентрирующая в себе всеобщее, составляет основу для усвоения социальной программы и развивается через неё.

Процесс становления человека в онтогенезе, который выступает как процесс интериоризации коллективного опыта, заканчивается тем, что ставший человек обретает свойство субъектности, то есть способность инициировать собственную деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение потребностей, которые независимо от своего общественного происхождения становятся его личным достоянием, отличающим его от всех других людей.

Поскольку человек суть природное существо, то и весь мир социальных общностей, включающий в себя отношения, контакты, связи и т.п. людей, не может не носить на себе печать природного. Начиная с периода разложения первобытности семья является одной из важнейших первичных составляющих человеческого общества. Это своеобразный микроколлектив, обладающий исключительной социальной устойчивостью и огромными средствами социального развития. Одной из важнейших функций семьи в обществе является воспроизводство человеческого рода, удовлетворение важной природной потребности людей.

Следует отметить, что особенность природы человека и присущих ей всеобщих естественных законов состоит в том, что они даны как бы на все случаи жизни, с которыми человек может столкнуться. Лишь в процессе взаимодействия с социальными условиями всеобщие естественные качества человека наполняются определённым содержанием, порождая всё богатство

особенных типов и форм их проявления. Иначе говоря, конкретные социальные качества и способности человеческих индивидов служат продуктом определённых социальных условий. Вместе с тем было бы не точно любое социальное явление считать лишь продуктом определённых условий. В любом социальном процессе человек всегда выступает его активной формирующей и движущей силой. В зависимости от характера социальных условий человек лишь по-разному реагирует на них и по-разному перестраивает свое поведение. Поэтому вернее сказать, что данный социальный процесс - результат человеческой жизнедеятельности в данных конкретных условиях.

Сферы жизни общества

Материально-производственная сфера. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категорями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера жизни. Речь идёт об обширнейшей области общественной жизни, связанной с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

В отечественной литературе сложилась традиция отождествления материально-производственной сферы со способом производства материальных благ - соответственно определяются и составные компоненты этой сферы: производительные силы и производственные отношения, их соотношение и диалектика развития. В теоретическом наследии марксизма производительные силы и производственные отношения рассматривались в тесном переплетении с трудом, в контексте многообразной жизнедеятельности общественного человека. Труд, по Марксу, исключительно человеческое качество. Субъектом труда является человек, и является он таковым как общественный субъект.

Человек целостен, он воплощает, персонифицирует в себе богатство общественных отношений, связей, весь наличный уровень культуры. Все потребности, интересы, цели общества живут, функционируют не какой-то самостоятельной жизнью, они так или иначе, прямо ли, опосредованно ли, выражаются, воплощаются в потребностях, интересах, целях каждого конкретного индивида. Вступая в процесс трудовой материально-предметной деятельности, всё богатство общественных связей, отношений человека продолжает жить, функционировать. Это значит, что человек не просто «производит материальные блага», но реализует какие-то свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы, включает труд в широкий контекст общественно-преобразующей деятельности.

В процессе создаются материальные блага, удовлетворяющие потребности человека: продукты питания, жильё, транспорт, одежда, услуги.

Создавая материальные блага, человек обеспечивает тем самым свою собственную жизнь.

Продуктами труда являются и духовные блага. К ним принадлежат достижения науки, искусства, идеологии и т.п., составляющие важнейшую часть духовной культуры общества.

В современных условиях продукты труда не исчерпываются материальными и духовными благами. Новые политические организационные формы человеческой деятельности, более эффективные механизмы общественного управления также являются особыми результатами труда.

Важным фактором производства является мотивация труда человека, она раскрывает отношение людей к труду, заинтересованность в нём, в его результатах. От того, как работает механизм мотивации, зависит жизнь общества в целом, слаженность его структур и механизмов.

Объективной основой трудовых мотиваций являются отношения собственности.

Социальная сфера. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нём общностей, взятых в их взаимодействии. Общность — совокупность людей, объединённая исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. Характеристики социальной общности, ракурсы их рассмотрения могут быть самыми разнообразными: вре

Наши рекомендации