Лекция 9. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. СОЗНАНИЕ.

I. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.

II. Материя как философская категория, пространство и время - формы существования движущейся материи.

III. Сознание, его происхождение и. сущность. Самосознание и социаль­ная активность человека.

I. В широком смысле слова категория бытия обозначает сущест­вование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обыч­но понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материаль­ное существование природной и социальной действительности. В та­ком понимании бытие наделяется более содержательным признаком ма­териальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологи­ческим смыслом, используется для решения основного вопроса фило­софии.

Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Как же сформировалась эта категория?

Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыден­ном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практи­ческой деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.

Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выд­винули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.

В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены пред­посылки материалистического и идеалистического истолкования со­держания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит уче­ние о различных формах бытия.

В дальнейшем, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалисти­ческих представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного мате­риала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - пози­ция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона".

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует пре­дельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объектив­ные условия деятельности человека, куда входит и его духовная дея­тельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;

2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие со­циального /общественного/.

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социаль­ные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия чело­века, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индиви­да, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении обществен­ного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент ста­новится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия ре­шать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общест­венное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно пред­ставляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращаю­щими его в особое материальное образование.

Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общест­венного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойст­вам материи, только тогда, когда представлена в системе ма­териальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, об­щественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функцио­нировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее заме­чание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент об­щественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяю­щую понятие социальной формы движения материи как целостной харак­теристики исторического процесса, .и тьмах, посвященных философ­скому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основ­ные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духов­ное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реаль­ность, действительность предзаданную сознанию и действию конкрет­ных индивидов и поколений людей.

Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвя­зи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.

2. Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижени­ями естествознания, других наук о материальном мире.

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком зна­чении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя. взгляды первофилософов и пред­ставляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует бо­льшая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и зем­ля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предме­ты и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматри­вал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение еди­ного, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.

Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном дви­жении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многооб­разие видимых вещей и предметов и множество миров.

Итак, на первом этапе развития материалистических представ­лений основой, субстанцией материального мира выступают отдель­ные , чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.

Вторым этапом развития этих представлений является механи­цизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется ря­дом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по меха­ническим траекториям.

Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явле­ниям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и пред­принимались. Это значит, что данное понимание не было универсаль­ным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естест­веннонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обосно­вание и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.

Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?

В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. За­коны электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.

Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивнос­ти. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовав­шие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечны­ми, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.

Философское представление о материи не связано раз и навсе­гда с каким-то конкретным представлением естествознания о строе­нии материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естествен­нонаучного представления или понятия в ранг философской катего­рии.

В определении философской категории материи важны три мо­мента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ ма­терия - то, отражением чего является сознание.

Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . признаков материи, главное, что отличает материальное от немате­риального - это существование вне сознания. Не только все мате­риальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, мо­жет ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида .

Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не яв­ляется исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. , состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физичес­кими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием на­уки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /сущест­вования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся мате­рию в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?

Философия обещает исторический опыт предшествующего развития Философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.

Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творе­ния, как учит христианская теология. Принцип единства мира утвер­ждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвя­занное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам свя­зей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реаль­ности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою ме­тодологическую функцию как регулятора познания и общественно-ис­торической деятельности.

Методологическое и мировоззренческое значение категории ма­терии обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира позво­ляет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.

Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, про­странственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.

Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкрети­зации представлений о движении нужно выделить его типы и формы.

Основание для выделения типов движения - соотношение в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохра­нения или смены качественного состояния объектов.

Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения /например, биологическая форма - более высокая форма по отно­шению к механическому перемещению/.

Следует понять определенную субординацию между формами дви­жения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие. .Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно кото­рому высшие формы движения могут быть объяснены на основе законо­мерностей низших форм, получило название редукционизма.

Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превра­щении одних видов энергии в другие остается постоянным ее числен­ное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способно­стью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.

Материя без движения не существует, а существует ли движе­ние без материи ?

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощуще­ний, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в мате­риальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движе­ние в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет дви­жения без материи.

Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосущест­вования материальных объектов называют пространственными форма­ми и отношениями, или пространством.

Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явле­ний, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явле­ний называют временными формами и отношениями, или временем.

Категории пространства и времени прошли длительный путь фор­мирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, ве­щей, процессов. Такое понимание пространства и времени было ха­рактерно для классической физики и натурфилософии.

Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.

Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют со­бой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.

Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских поло­жений является теория относительности, если пространственное по­ложение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории отно­сительности, два различных события, одновременные в системе от­счета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а те­ла находятся.

Неотделимость пространственно-временных форм от материи еще ярче выступает в общей теории относительности, согласно которой структура пространства-времени и ее изменение, с одной стороны, зависят от распределения и движения материальных масс, с другой, непосредственно обусловливают и определяют друг друга.

Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространст­венных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.

Что же касается сущности социальных пространства и времени, то она состоит в том, что это особый тип исторически изменяющих­ся пространственно-временных отношений, в которых воспроизводит­ся и развивается человек именно как социальное существо. Формиро­вание этих новых пространственно-временных структур начинается с возникновением социально-организованной материи. Они создаются деятельностью людей, отражают своеобразие общественных отноше­ний, имеют конкретно-исторический характер и несут в себе соци­альный, человеческий смысл.

3. Сознание есть высшая форма отражения действительности, про­дукт длительного развития материи.

В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. та­кое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.

По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой орга­низацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением но­вых типов отражения.

Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физической, химической/, отра­жение в живой природе, что соответствует биологической форме дви­жения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким обра­зом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы дви­жения, новой формы организации материи - общества.

В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосыл­ки сознания выступает психическое отражение, оно существует у выс­ших животных и представляет собой наиболее высокую форму отраже­ния, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.

Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксиро­вать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно высту­пает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувствен­ных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм само­сознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.

Новый тип отражения возникает с появлением нового типа дея­тельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, ста­рые средства отражения -психическое отражение- оказались недоста­точными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - тру­довую деятельность и связанную с ним новую форму общения.

На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая . Возникнув в обществе, она с са­мого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пе­ресаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.

.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует вы­делить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человечес­кой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.

При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образова­ние, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной основой процесса движения гносеологического образа является практика.

Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно­шения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь лич­ность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает разви­ваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершен­ных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способ­ность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности.

Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует .ли бессознательное? А если существу­ет, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья "Бессознатель­ное".

Наши рекомендации