Лекция 3. Категория бытия в философии
Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии (от греческих слов "ontos" - сущее и "logos" — учение) – философского учения о бытии . В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно, их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского осмысления.
В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля термин "бытие" связывается с такими родственными ему словами, как "быть", "бывать", "существовать", "присутствовать", "наличествовать". Это, можно сказать, широкое значение слова "бытие".
Впервые категорию "бытие" ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира "здесь" и "теперь" и стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Так, Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по-разному.
Если Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами - атомами. Для него бытие - это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял существованием бесконечного множества атомов.
Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию - идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям - бытию идей.
Аристотель преодолел платоновское противопоставление чувственного бытия и действительного бытия (бытия идей). Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).
Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире - вечных, бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах - это разграничение бытия и небытия. ».
Бурное развитие науки, техники и производства (XVII-XVIII вв.) отразилось и на понимании бытия, которое стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности.Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения.
Развитие научных знаний, расширение и обогащение духовного мира человека выявили ограниченность физикалистских представлений о бытии. Прежде всего надо отметить рационализм Декарта, который много внимания уделял гносеологическим (познавательным) отношениям человека к миру. Особенно полное развитие этот новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Так для Канта бытие - это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеи), у Фихте - создавалась деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.
Признаком существования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы и т.п. могут обладать как актуальным бытием, так и потенциальным (находиться "в возможности"). Того или иного события еще нет в реальности, но оно может возникнуть, как, к примеру, злаковое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действительности, присущ признак существования. Этот же признак "быть" ("существовать") относится к ценностям, к ценностным отношениям, хотя это и не есть "предмет" сам по себе. Ценности - важная форма бытия (а не просто обладающая признаком существования) .Все формы бытия базируются на предметном (вещественно-субстратном) бытии. Помимо этого, имеется бытие, производное от вещественно-субстратного бытия. Это – идеальное бытие,мир психического и духовного, мир духовно-социо-культурного. В данном случае "идеальное" соотносимо с "материальным". В узком своем значении термин "бытие" часто совпадает с "материей" и даже "природной и социальной реальностью". Философы говорят о "бытии" как определяющем "сознание"; "сознание" порождено "бытием" и отражает (вместе с тем в определенной мере и творит) "бытие".
Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Само понятие бытия развивалось Платоном, неоплатониками, Аристотелем и другими философами.
Следует отметить, что наряду с подходом к бытию, ставившим личность человека в зависимость от бытия (материального или идеального), имел место также подход, отправлявшийся в своем анализе бытия от субъекта, от личности познающего. Так, Дж. Беркли считал, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (существовать – значит быть воспринимаемым); иначе говоря, критерием бытия он ставил воспринимаемость вещей в ощущениях и восприятиях человека. Р. Декарт, родоначальник рационализма, придерживался положения о всеобщем значении сомнения, ведущего к разумному отношению к реальности; его исходный принцип: "Я мыслю, следовательно, существую" ставил мышление перед бытием, т.е. требовал считать бытием только то, что отвечало требованию ясности и четкости мышления. ни
Понятие "бытие" является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира.
Основные формы бытия.Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) первой природы и "второй природы", общества, человека и всего духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и внеиндивидуализированное.
Под вещами понимаются отдельные предметы материальной действительности, которые имеют устойчивость существования. Природа выступает как совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм. В этом случае природа видится в более узком смысле слова- как объект естествознания. Она выступает как условие существования чело-
века и общества. В таком случае надо выделить естественную природу и созданную человеком, т.е. "вторую природу" - сложную систему, состоящую из множества машин, механизмов, фабрик, заводов, городов, полей, которые обрабатываются человеком, и т.д.
Духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой) была отвергнута, а не заполнена духовным. В определенной мере такое видение проблемы бытия характерно и для некоторых современных философских систем. Так, экзистенциализм в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, который считает, что предметное бытие выражает собою "ненастоящее существование" человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что / он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность (единичность) каждого человека, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность человека. Педагогическая деятельность предполагает признание единства единичности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке. Созданная В. И. Вернадским концепция ноосферы как раз и рассчитана на гармоническое единство "первой" и "второй природы" идею регулирования деятельности человека в природе, охрану окружающей среды.
Противоречивость и сложность отношений человека к природе связаны с единством в человеке биологического и социального, материального и идеального (духовного). Первичная предпосылка бытия, существования человека - биологическое и материальное: чтобы думать, надо обеспечить жизнь телу. Человек должен иметь пищу, одежду и жилье. Чтобы сберечь жизнь человека, надо сохранить экологический баланс его организма.
Материальное бытие людей непосредственно связано с их чувственно-духовным миром (эмоции, воля, психика, мысли). Вообще это единство тела и духа, мысли и эмоций - важнейшая сторона целостного. Духовное освоение человеком мира передается, как уже отмечалось, в наследство будущим поколениям, всему человечеству. Биологическое может только в некоторой степени "отозваться" в детях, внуках и правнуках.
Обычно духовное подразделяют на индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективизированное). К первому относят- ся сознание индивида, ко второму- все формы общественного сознания.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культура- это сфера объективного духовного, общечеловеческие ценности. Красота, справедливость, истина. - примеры этих ценностей.
Учение о бытии дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя.
Вопросы для самоконтроля
9. Как в философии называется наука о бытии?
10. Кто впервые ввел категорию "бытие" ?
11. Какие формы бытия существуют в мире?