Основные направления и характерные черты философии эпохи возрождения

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

Донецк-2009

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-20 с.

ЛЕКЦИЯ 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения

Основные направления философии эпохи Возрождения.

Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Вопрос I. Основные направления и характерные черты.

Характерные черты философии эпохи Возрождения.

а) система черт:антропоцентризм и гуманизм;

б) их общая характеристика:

- преобладание интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то
есть отрицание не самой религии, Бога, а организации,
сделавшей себя посредником между Богом и верующими,
а также застывшей догматической, обслуживающей
интересы Церкви философии - схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее
содержанию;

- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые
анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и
государству;

- торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи социального равенства.

ЛЕКЦИЯ 2

ГУМАНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

Общие замечания.

Гуманизм.

Неоплатонизм.

Натурфилософия.

1) Общие замечания:

а) В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистически - утопическое.

б) Последние три течения принято объединять под общим
названием «социально-политические направления». Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. Более подробно они описаны в вопросе «Социально-политическая философия эпохи Возрождения».

2) Гуманизм.

а) Исторические рамки и черты:

- Гуманизм как философское (антропоцентрическое)
направление получил распространение в Европе в XIV -
середине XV вв. Его центром была Италия;

- к основным чертам гуманизма относились:
антицерковная и антисхоластическая направленность;

- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать
самоценность человека;

б) опредление:антропоцентризм - особое внимание к
человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в) сущность:По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде
всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

г) представители:

Данте Алигьери (1265- 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспеваетхристианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовкичеловека исключительно как божественного создания; признаетза человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; веритв счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).

- Франческо Петрарка (1304 - 1374) -автор «Книги
песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизньдается
один раз и уникальна; человек долженжить не для Бога, а для самого себя; человеческая личностьдолжна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежитсвобода выбора и право выражать себя в
соответствии с этим; человекможет добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни,скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в
памяти людей; человек не долженприносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешнийоблик и внутренниймир человека прекрасны.

- Лоренцо Балла (1507- 1557), автор трактата «О
наслаждении как об истинном благе»: ниспровергалцерковные авторитеты; критиковалсхоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мирозданияставил человека; верилв возможности
человека и его разум; отвергаласкетизм и самоотрешение; призывалк активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонникомравенства мужчины и женщины; высшим благомсчитал
наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

- 3) Неоплатонизм.

а) определение:Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета
неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в.

б) теоретические идеи неоплатонизма:

- противопоставлялисложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

- предложилиновую картину мира, в которой уменьшалась
роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

- не отрицалибожественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

- призывалик переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.

в) представители неоплатонизма:

- Джованни Пикоделла Мирандола (1463 - 1494) -
попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы: возвысить человекаи
отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); признать за человекомполную свободу выбора; объединитьвсе философские учения и найти «золотую середину» путем
их согласования.

Николай Кузанский (1401 - 1464)был священнослужителем, богословом, однако: придерживался новаторскихдля своего времени философских взглядов: дал новую трактовкубытия и познания, согласно которой: не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); «единое»(Бог) и «бесконечное»(Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности); а поскольку Бог и Его творение совпадают,то совпадают минимум и максимум; исходя из этого,Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей:поскольку противоположности совладают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); едины идея и материя; реально существует(поглощая все остальное) актуальная бесконечность; Вселенная бесконечна,не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; Вселенная- это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный(мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); бесконечностьсама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); бесконечность Вселенной,окружающего мира приводит к бесконечности познания; невозможно достичьабсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, по не истинному знанию («ученому незнанию»- термин Николая Кузанского).

Nb:Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению
окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Натурфилософия.

а) Исторические рамки и основные идеи:В период Позднего
Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (особенно Италии)
получили распространение натурфилософские идеи:

- обосновываниематериалистического взгляда на мир;
стремление отделить философию от теологии;

- формированиенаучного мировоззрения, свободного от теологии;

- выдвижениеновой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

- считали,что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению),

б) Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андресас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

- Андреас Везалий(1514 - 1564) совершил революцию в
философии и медицине: материалистическиобъяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека; опроверг взгляды,более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского
врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных (Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени
книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Пшеном.

Николай Коперник(1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:Земля не являетсяцентром Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце являетсяцентром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращаетсявокруг Солнца; все космические тела движутсяпо собственной траектории; космос бесконечен; процессы,происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548 - 1600) развил иуглубил философские идеи Коперника: Солнце являетсяцентром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеетцентра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); звезды - небесные тела,подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; число мировво Вселенной бесконечно; все небесныетела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; не существует Бога,отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 -1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескопи исследовал небесные тела; доказал,что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; обнаружил пятнана Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - «моря») на Луне; открыл спутникивокруг других планет; исследовал динамикупадения тел; доказалмножественность миров во Вселенной; выдвинул методы научного исследования(наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты ее воплощения на практике, экспериментальная (опытная) проверка на практике выдвинутой гипотезы).

ЛЕКЦИЯ 3

План

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М.,
«Проспект», 1996.

2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.

3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.

4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка,
1997.

5. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.

6. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1............................................................................................4

ЛЕКЦИЯ 2............................................................................................7

ЛЕКЦИЯ 3...........................................................................................12

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................18

Глухова Оксана Геннадиевна

Философия эпохи Возрождения

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

Донецк-2009

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

Донецк-2009

ББК37.293

Г14

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

В учебном пособии структурировано и доступно раскрываются основные категории и этапы развития античной философской мысли. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала. Пособие может быть использовано студентами и аспирантами вузов для подготовки к переводным экзаменам и модульному контролю по философии.

Глухова О.Г.

Г14 Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов. Донецк.: ДонНМУ, 2009.-20 с.

ЛЕКЦИЯ 1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

План

Наши рекомендации