Вопрос 1: История идеи правового государства
Ответ:
1) Правовое государство – это историческое достижение человеческой цивилизации.
Термин "правовое государство" – сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в первой трети 21в. (в работах К.Т. Велькера, Р.фон Моля и др.).
В дальнейшем этот термин получил распространение. В России (дореволюционной) идею правового государства поддержали: Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др. В английской литературе данный термин не используется. Его эквивалентом является термин "правление народа" (rule of Law).
Вывод: но: суть дела не в терминах и не во времени их появления (!).
2) Исторические условия появления идеи правового государства.
1. Смысл идеи правового государства появился впервые в античном мире, а его теоретические конструкции были сформированы позже – при переходе от феодализма к капитализму.
2. Историческо-мировоззренческая ситуация формирования идеи правового государства.
А) Исторически это происходило:
-в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и мировой мысли.
-становления и развития нового юридического мировоззрения (антифеодального, светского, антитеологического);
- критики феодального произвола и беззаконий;
- утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей;
- поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение властей, конституционализм, верховенство закона и т.д.), направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.
Б) Историческая преемственность. Идеи правового государства.
-при всей своей новизне идеи правового государства (разработанные в трудах Д.Локка, Ш.Монтескье, Д.Адамса, Д.Мэдисона, Т.Джефферсона, И.Канта, Г.Гегеля и др.) опирались на опыт прошлого, на апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции;
- значительное влияние оказали политически-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима;
-уже античные философы задумывались над необходимостью изобретения оптимальной конструкции взаимоотношений между властью (силой) и правом (равенством и свободой, справедливостью);
-был даже придуман символический образ Богини Правосудия – единение силы (власти) и права.
3. Исторические имена, обеспечившие единение силы и права:
А)6в. до н.э. правитель Солон – один из знаменитых греческих мудрецов: сознательно проводил в своих реформах в организации Афинского государства идею единения силы и права;
Б) Сократ, Платон, Аристотель считали, что единение власти и права, возможно, только там, где действуют справедливые законы;
Пример: Платон в проекте идеального государства, говорит о разделении труда между тремя сословиями – философами (мыслителями, управленцами), стражами и ремесленниками.
В) свой вклад в развитие идеи правового государства внес Аристотель:
Государственный строй он делит на «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы». По его мнению – это основы всякого государства.
Г) в вопросе о преемственности идей правового государства имеет значение:
-мысль античных философов (Аристотель, Полибий, Цицерон) о различении «правильных» и «неправильных» форм правления;
- идеи «смешанной» формы правления;
- Полибий в своей «Всеобщей истории» отмечал, что наилучшим устройством отличается римское гос-во.
NB: не очень высоко Полибий оценивал государственное устройство Фив и Афин того времени.
Д) значителен вклад римских авторов (станков, юристов, особенно Цицерона) в разработку проблем взаимосвязей права и государства:
-сделали разграничение права на частное и публичное;
- утвердили принцип правового равенства в области публично-властных отношений;
Пример: Цицерон трактовал государства как публично-правовую общность. В этой трактовке присутствуют идеи республиканизма и народного суверенитета (по естественному праву).
-эти идеи потом были продолжены французским мыслителем Монтескье.
NB: здесь речь шла о правовом ограничении власти монарха.
NB: в целом в исторической перспективе более значительными див развития права были античные идеи не монархической формы правления, а смешанного правления. Это отражено в работе Монтескье «О духе законов»
Е) Существенная новизна позиции буржуазных мыслителей:
-идеи конституционной монархии и разделение властей (Локк, Монтескье, Кант, Гегель и др.)
Пример 1: Политические свободы (в отличие от античных мыслителей) они рассматривают и в отношении к гражданину, личности.
Пример 2: В документах Англии, в конституции США 1787, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789г., в документах других стран - эта идея звучит так:
=статья 16 французской Декларации 1789г: «Общество где не обеспечена гарантия прав и не проведено разделение властей, не имеет конституции»
Пример: И.Кант обосновал либеральную теорию правового государства, где высшее благо государства – это согласованность государственного устройства с правовыми принципами;
- если у Канта правовые законы и правовое государства – это долженствование, то у Гегеля – это действительность. По Гегелю государство – это тоже право.
Вывод: в целом гегелевская конструкция правового государства (этатизма – eta – государство) направлена против произвола, бесправия и в ней надо видеть не идеологическую подготовку тоталитаризма, а авторитетное философское предупреждение о его опасностях.
- далее была: либерально-демократическая концепция правового государства. Главная идея – суверенитет народа (в отличие от недемократической концепции Гегеля, где суверенитет монарха) и суверенитет государства.
-правовая обоснованность применения силы государством;
- были развиты идеи полномочия и правомочия;
- была разработана специальная концепция правового государства (идеи: их высокий уровень);
- идеи государства именно правовых законов и правовой законности;
NB: правовое государства и правовой закон – необходимые всеобщие формы выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей.