Технология и праксиология как философия действия А. Эспинаса.
43. Философия техники П.К. Энгельмейера: техника как «реальное творчество».
44. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.
45. Понятие технической теории. Формирование и развитие технической теории. Структура технической теории.
46. Понятие и сущность научно-технической революции.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Философия науки: предмет, метод, функции.
2. Миф, преднаука, наука.
3. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.
4. Критерии научности знания.
5. Классификация наук: история проблемы.
6. Преднаука и ее отличительные черты.
7. Становление первых форм теоретического знания в античности.
8. Средневековая ученость как культурный феномен.
9. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.
10. Идеалы и образы классической рациональности.
11. Неклассическая наука и ее особенности.
12. Постнеклассическая наука.
13. Научная революция XVII века и ее значение.
14. Научная революция конца XVIII – пер. пол. XIX вв.
15. Открытия научной революции кон. XIX – нач. XX в.
16. Четвертая глобальная научная революция (кон ХХ в. – нач. XXI в.).
17. Научная рациональность, ее основные характеристики и типы.
18. Понятие объекта научного исследования.
19. Субъект научного познания, его социальная природа.
20. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.
21. Природа, специфика и формы эмпирического уровня научного познания.
22. Сущность и формы теоретического уровня научного познания.
23. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
24. Методы эмпирического познания.
25. Моделирование как метод научного познания.
26. Теория как форма научного знания.
27. Научные законы и их классификация.
28. Представление знаний, математизация и компьютеризация научного знания.
29. Идеалы, нормы и философские основания науки.
30. Понятие картины мира, ее методологические функции в системе науки.
31. Современная научная картина мира.
32. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
33. Когнитивные стратегии синергетики.
34. Проблема преемственности в развитии научных теорий.
35. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.
36. Методология критического рационализма К. Поппера.
37. Постпозитивистские модели развития научного познания (Т. Кун,
И. Лакатос, С. Тулмин и др.).
38. П. Фейерабенд о соотношении мифа, науки и религии.
39. Верификация и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.
40. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания: их основания и возможности.
41. Понятие научной революции. Виды научных революций.
42. Традиции и новации, их роль в развитии научного знания.
43. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.
44. Роль и функции науки в инновационной экономике.
45. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.
46. Особенности науки как социального института.
47. Научная школа как форма научной традиции.
48. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.
49. Методология «наук о природе» и «наук о духе».
50. Идеалы и нормы социально-гуманитарного познания.
51. Научная истина: ее виды и способы обоснования.
52. Социально-психологические основания научной деятельности.
53. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.
54. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
55. Принципы государственного регулирования развития науки.
56. Проблема контекстуальной соразмерности анализа науки и научного знания.
57. Антропный принцип в науке.
58. Проблемы «большой науки».
59. Проблемы развития современной российской науки.
60. Этические проблемы современной науки.
61. Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории.
62. Понятие техники.
63. Понятие научно-технической революции.
64. Появление элементов технических знаний в эпоху эллинизма.
65. Технические знания в Средние века (V-XIV вв.).
66. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).
67. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.
68. Промышленная революция конца XVIII – середины XIX вв.
69. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина XIX– начало XX вв.)
70. Эволюция технических наук во второй половине ХХ в.
71. Становление философии техники.
72. Научно-техническая революция XX в.
73. Взаимосвязь научных и технических революций.
74. Специфика инженерной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Реферативная работа – это свободное изложение основных идей и выводов по предложенной проблеме, представленных в современной научно-философской литературе.
Реферат представляет собой оригинальный (ранее не опубликованный) текст. Оригинальность – не менее 70%.
Оформление реферата: формат А4, шрифт 14, тип – Times New Roman, поля все – 2 см, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ –
1,25 см. Объем – не более 30 страниц. Указать фамилию, имя, отчество, группу учащегося магистратуры, выполнившего работу.
Структура реферата: план, введение, основная часть (разбить на подпункты), заключение, список использованных источников. Во введении необходимо осуществить обоснование выбора темы, анализ источников и пр. Все цитаты и ссылки следует выверить и указать их источники.
Общий список использованных источников в конце реферата составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Ссылки на источники по тексту оформляются в соответствии с ГОСТ
Р 7.0.5-2008«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (прил. 3).
Защита реферата – на консультации. Реферат следует сдать на проверку за 10 дней до предполагаемой защиты.
Образец оформления титульного листа реферата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Реферат
Дисциплина: «Философия науки и техники»
Тема:__________________________
Выполнил:
магистрант группы ХХ-71(м)
Иванов Иван Иванович
Проверил:
доцент кафедры философии и
культурологии, к. культурологии,
Потапчук Елена Юрьевна
Хабаровск
Образец оформления списка использованных источников
Библиографический список
1. Нечипорчук, Н. А. Акцизы / Н. А. Нечипорчук, Т. К. Подгорная. – М.: Налог Инфо, 2006. – 264 с.
2. Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати. – Режим доступа: http://www.gipp.ru/print.php?id=511> (Дата обращения: 01.12.2017).
3. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 221-238.
4. Янг, Н. И. Алгебра / Н. И. Янг. – М.: Просвещение, 1977. – 416 с.
Образец оформления ссылки
…Результатом его можно считать возникновение ценностей, которые «не представляют собой ни физической, ни психической реальности. Сущность их состоит в значимости. Ценности не есть, они что-либо значат» [1, с. 82].
Библиографический список
1. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. ХХ век: Антология. – М. : Юрист, 1995. – С. 69–104.