Технология и праксиология как философия действия А. Эспинаса.

43. Философия техники П.К. Энгельмейера: техника как «реальное творчество».

44. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

45. Понятие технической теории. Формирование и развитие технической теории. Структура технической теории.

46. Понятие и сущность научно-технической революции.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Философия науки: предмет, метод, функции.

2. Миф, преднаука, наука.

3. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.

4. Критерии научности знания.

5. Классификация наук: история проблемы.

6. Преднаука и ее отличительные черты.

7. Становление первых форм теоретического знания в античности.

8. Средневековая ученость как культурный феномен.

9. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

10. Идеалы и образы классической рациональности.

11. Неклассическая наука и ее особенности.

12. Постнеклассическая наука.

13. Научная революция XVII века и ее значение.

14. Научная революция конца XVIII – пер. пол. XIX вв.

15. Открытия научной революции кон. XIX – нач. XX в.

16. Четвертая глобальная научная революция (кон ХХ в. – нач. XXI в.).

17. Научная рациональность, ее основные характеристики и типы.

18. Понятие объекта научного исследования.

19. Субъект научного познания, его социальная природа.

20. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Критика редукционистских концепций.

21. Природа, специфика и формы эмпирического уровня научного познания.

22. Сущность и формы теоретического уровня научного познания.

23. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

24. Методы эмпирического познания.

25. Моделирование как метод научного познания.

26. Теория как форма научного знания.

27. Научные законы и их классификация.

28. Представление знаний, математизация и компьютеризация научного знания.

29. Идеалы, нормы и философские основания науки.

30. Понятие картины мира, ее методологические функции в системе науки.

31. Современная научная картина мира.

32. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.

33. Когнитивные стратегии синергетики.

34. Проблема преемственности в развитии научных теорий.

35. Позитивизм как философия и идеология науки. Критический анализ.

36. Методология критического рационализма К. Поппера.

37. Постпозитивистские модели развития научного познания (Т. Кун,
И. Лакатос, С. Тулмин и др.).

38. П. Фейерабенд о соотношении мифа, науки и религии.

39. Верификация и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

40. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания: их основания и возможности.

41. Понятие научной революции. Виды научных революций.

42. Традиции и новации, их роль в развитии научного знания.

43. Понятие социокультурного фона науки, его функции в развитии науки.

44. Роль и функции науки в инновационной экономике.

45. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.

46. Особенности науки как социального института.

47. Научная школа как форма научной традиции.

48. Продуктивное воображение и когнитивное творчество в науке.

49. Методология «наук о природе» и «наук о духе».

50. Идеалы и нормы социально-гуманитарного познания.

51. Научная истина: ее виды и способы обоснования.

52. Социально-психологические основания научной деятельности.

53. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

54. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

55. Принципы государственного регулирования развития науки.

56. Проблема контекстуальной соразмерности анализа науки и научного знания.

57. Антропный принцип в науке.

58. Проблемы «большой науки».

59. Проблемы развития современной российской науки.

60. Этические проблемы современной науки.

61. Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории.

62. Понятие техники.

63. Понятие научно-технической революции.

64. Появление элементов технических знаний в эпоху эллинизма.

65. Технические знания в Средние века (V-XIV вв.).

66. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.).

67. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.

68. Промышленная революция конца XVIII – середины XIX вв.

69. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина XIX– начало XX вв.)

70. Эволюция технических наук во второй половине ХХ в.

71. Становление философии техники.

72. Научно-техническая революция XX в.

73. Взаимосвязь научных и технических революций.

74. Специфика инженерной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферативная работа – это свободное изложение основных идей и выводов по предложенной проблеме, представленных в современной научно-философской литературе.

Реферат представляет собой оригинальный (ранее не опубликованный) текст. Оригинальность – не менее 70%.

Оформление реферата: формат А4, шрифт 14, тип – Times New Roman, поля все – 2 см, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ –
1,25 см. Объем – не более 30 страниц. Указать фамилию, имя, отчество, группу учащегося магистратуры, выполнившего работу.

Структура реферата: план, введение, основная часть (разбить на подпункты), заключение, список использованных источников. Во введении необходимо осуществить обоснование выбора темы, анализ источников и пр. Все цитаты и ссылки следует выверить и указать их источники.

Общий список использованных источников в конце реферата составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Ссылки на источники по тексту оформляются в соответствии с ГОСТ
Р 7.0.5-2008«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (прил. 3).

Защита реферата – на консультации. Реферат следует сдать на проверку за 10 дней до предполагаемой защиты.

Образец оформления титульного листа реферата

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Реферат

Дисциплина: «Философия науки и техники»

Тема:__________________________

Выполнил:

магистрант группы ХХ-71(м)

Иванов Иван Иванович

Проверил:

доцент кафедры философии и

культурологии, к. культурологии,
Потапчук Елена Юрьевна

Хабаровск

Образец оформления списка использованных источников

Библиографический список

1. Нечипорчук, Н. А. Акцизы / Н. А. Нечипорчук, Т. К. Подгорная. – М.: Налог Инфо, 2006. – 264 с.

2. Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати. – Режим доступа: http://www.gipp.ru/print.php?id=511> (Дата обращения: 01.12.2017).

3. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 221-238.

4. Янг, Н. И. Алгебра / Н. И. Янг. – М.: Просвещение, 1977. – 416 с.

Образец оформления ссылки

…Результатом его можно считать возникновение ценностей, которые «не представляют собой ни физической, ни психической реальности. Сущность их состоит в значимости. Ценности не есть, они что-либо значат» [1, с. 82].

Библиографический список

1. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. ХХ век: Антология. – М. : Юрист, 1995. – С. 69–104.

Наши рекомендации