Антропоцентризм философии Возрождения
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек (антропос), он же является главной темой философских размышлений большинства философов. Этот сдвиг – с теоцентризма на антропоцентризм, по сравнению со средневековой философией, – стал возможен на основе переосмысления господствующей до этого концепции человека.
Концепция человека эпохи Возрождения в основе своей является по-прежнему христианской: человек есть образ и подобие Бога. Однако если средневековая философия подчеркивает греховность, несовершенство человека, то эпоха Возрождения делает акцент на богопричастности, богоподобии человека. «Человек есть бог, – пишет Н. Кузанский, – но не абсолютным образом, ибо он – человек».
Богоподобие человека – в его способности к творчеству. Причем творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей. Творчество человека проявляется прежде всего в его самосозидании. В знаменитой речи «О достоинстве человека» итальянский философ Д. Пико дела Мирандолла видит главное отличие человека от других сотворенных Богом существ именно в его «незавершённости»: Бог дал человеку свободу воли, а тем самым – возможность самому завершить свой образ, избрать себя.
Уже в рамках средневековой философии вызревало понимание человека как личности.Но там человек был лишь частью Абсолютной личности. Если средневековый мыслитель осознает себя через Бога, то в эпоху Возрождения, наоборот, человеческая личность узревает внутри себя абсолютное начало, то есть Бога. В наиболее радикальных формах возрожденческого неоплатонизма Бог выступает как сверхличное начало, поэтому Личностью является только человек, и теперь именно он занимает центр бытия, которое в средневековой философии принадлежало Абсолютной личности, то есть Богу.
Возрождение возвеличивает человека не только как творческую, духовную личность: оно возвеличивает его как целостноеединство души и тела. «Реабилитация» человеческого тела приводит к возрождению (христиански переосмысленного) античного идеала калокагатии– прекрасно-доброго человека. Так, Т. Кампанелла в своих эстетических трактатах развивает мысль, что телесная красота – божий дар для добрых людей и, наоборот, телесное несовершенство – предостерегающий знак Бога: это злой человек. Философия эпохи Возрождения не всегда удерживает единство этического и эстетического начал и имеет тенденцию к эстетизму, то есть к возвеличиванию прекрасного безотносительно к его этическому содержанию.
Пантеизм
Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм.Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы.(Дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся. Пантеизм, в известной мере, аналогичен античному гилозоизму, но только на основе единобожия. По сути своей пантеизм – один из христианских вариантов переосмысления античного неоплатонизма.
Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.
Н. Кузанский(1401–1464) – немецкий кардинал, математик, философ. Согласно Н. Кузанскому, бог – это совпадение минимума и максимума, всё и ничто одновременно. Аналогично тому, как прямая может быть представлена как развернутая в пространстве точка, так и природа есть «развертывание», воплощение бога. И наоборот, точка (минимум) может быть представлена как потенциальная возможность прямой (максимума), как ее «свернутое» состояние. Так и природа содержится в боге. Бог – это и актуальное бытие, и возможность становления. Бог – это предельное понятие, поэтому он не может быть постигнут рассудочным путём. Постижимым образом бог может проявиться только в конечном – в природе, человеке.
Д. Бруно (1546–1600) – итальянский философ, монах доминиканского ордена, впоследствии порвавший с монашеством. Его философия продолжает пантеистические идеи Н. Кузанского. Однако его пантеизм носит не мистический, как у Кузанского, а натуралистический характер. Если у Кузанского бог всё-таки не равен миру, то Д. Бруно уравнивает бога и мир и делает из идеи тождества бога и природы ряд выводов, которые приводят его в непримиримое столкновение с церковной доктриной. Последовательный пантеизм Д. Бруно приводит его к отрицанию ряда идей:
– идеи креацианизма: она заменяется идеей эманации – свободного «истечения» мира из бога;
– конечности и единственности материального мира: идя дальше Н. Коперника, чья система была замкнута сферой неподвижных звезд, Д. Бруно выдвигает идею бесконечной множественности миров и бесконечности вселенной;
– личности бога: бог у Д. Бруно – сверхличное животворящее начало, свет;
– личностного бессмертия человека: душа человека – часть Мировой души, она бессмертна и после смерти тела, но она растворяется в Мировой душе, как капля в океане, теряя свою форму, то есть личность.
Мир – бездна бездн, и каждый атом в нём
Проникнут богом: жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живём
Единою – божественной – душою. …
(И. Бунин «Джордано Бруно»)
Контрольные вопросы
1. Почему философия эпохи Возрождения может быть охарактеризована как антропоцентричная?
2. В чём отличие возрожденческого понимания человека от средневекового?
3. Что означает понятие «калокагатия»?
4. Что означает понятие «пантеизм»?
5. В чём пантеизм Д. Бруно отличается от пантеизма Н. Кузанского?
Библиографический список
1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1980.
2. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М.: Мысль, 1991.
3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
4. Аврелий Августин. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М.: Мысль, 1992.
5. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992 – № 7.
6. Соколов В.В. Средневековая философия: учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1991.
Раздел 5
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ