Философско-правовые идеи Святого Августина
Аврелий Августин (354-430 гг.). Отец – торговец, мать Моника – христианка. В 386 г. принимает христианство, профессор риторики. Августин создал систему теологии. Основная его работа «О граде божьем», где рассмотрел всю человеческую историю как историю прогресса человека, ввел сверхдолжную благодать (индульгенцию).
В своей «Исповеди» он рассматривает человека как проблему. Не окружающий мир загадка, считает он, но мы сами. В исповеди он рассказывает все о себе, о людях, ему дорогих, обнажает душу. Взаимосвязь человека и Бога – основная проблема Августина, ей посвящены все его работы. Человек – это образ Бога и подобие Троицы. Личность там, где есть их единство. «Познай самого себя как образ и подобие Богу», – говорит он, «мышление человека это воспоминание о Боге. Душа – истина, только тогда, когда там есть Бог». «Не ищи ничего вне себя…, вернись к самому себе; истина в глубине души человеческой, а если обнаружишь изменчивость природы своей, не страшись перешагнуть через самого себя…».
В работах Августина видна концепция Платона, где Бог – чистое Бытие, через творение участвует в Бытии других вещей. «Если я ошибаюсь, я существую». Познание Идеи доступно лишь для «mens» (разума), то есть наиболее возвышенной части души. Бог – это Истина. Бог – атрибуты: Бытие, Истина, Благо (Любовь).
Святой Августин разработал концепции творения мира Богом:
Мир сотворен из ничего. Реальность может появиться тремя способами:
a) путем генерации, порождения (сын – отец);
b) фабрикации (нечто производится из внешнего материала);
c) путем творения из нечего, то есть из собственного существа, субстанции, не из внешнего.
Время – сотворено Богом
Прошлое Настоящее Будущее
Рисунок 7 – Концепция творения мира Богом.
Воля, потеории Августина, – основное свойство человека.Конфликт воли «то был я, который хотел, я, который не хотел: то был именно я, который желал одержимо этого, отвергая безоглядно другое. Посему боролся я с самим собою, раздирая себя самого». Свобода – свойство воли, а не разума, как это понимали греки. Разум познает, но выбирает воля: ее выбор может быть иррациональным, то есть не имеющим разумного обоснования.
Первородный грех – это грех высокомерия, уклонения воли, впадающий в рабство, потеря вертикали. «Первые люди подверглись внутренней порче прежде, чем начали бунтовать в открытую. Ибо нельзя же поддаться на дурные деяния, ежели прежде не подтолкнет к ним порочная воля. А что может быть изначальнее, чем порок высокомерия?.. А что есть надменность, как ни извращенное вожделение неправедного превосходства?.. Желание дутого величия рождается в душе, потерявшей свой исток, всегда ее питавшей; она верит при этом в то, что может, и становится началом самой себя!..» – писал Августин[16].
Свободная воля тогда свободна, когда не допускает зла. Такой запрет был изначальным образом дан человеку. Однако, первородный грех сделал волю уязвляемой, нуждающейся в Божественной благодати. «Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без Божественной благодати, его освобождающей, он добыча греха; все же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя, и, в свободном велении, достичь благодати»[17].
Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу рождает зеленый град: она ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога. Зло – это любовь к себе, надменная спесь. Благо – любовь к Богу, то есть желание и любовь к благу истинному. Люди, живущие в Боге, вместе образуют «Град небесный». История – начало и конец творения с воскрешением и страшным судом.
Три события определили развитие истории.Это:первородный грех; ожидание прихода Спасителя; воплощение и страдание Сына Божьего с образованием его дома – Церкви.
В работах Августина можно выявить несколько проблем:
1) креационизм (от лат. creare – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из нечего: «В начале Бог создал небо и землю» И создал через Слово. «Бог сказал, явилось все». Он творит из нечего. Бог творит свободно, он дает начало чистым актом воли, это веление блага. Жизнь – бескорыстный дар. Бог – по сути, Бытие. «Я есть тот, кто Я есть»;
2) человек – существо привилегированное Богом по образу и подобию самого себя, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. Любовь это «сошествие» Бога к людям. Это дар. Для грека естественным было полагать, что тот, кто любит, – это человек. Для христианина любить необходимо, прежде всего, Бог; человек способен к новой любви лишь в результате радикальной внутренней революции, уподобляясь Богу в своих поступках. Христианская любовь беспредельна и бесконечна. Бог любит людей и самопожертвования на кресте, равно любит их слабости; в самой диспропорции дарующего и принимающего этот дар заключена абсолютная бескорыстность;
3) бессмертие души греков и воскрешение из мертвых Христа. Сократ считал что, душа – сущность человека. Платон утверждал что, душа – рациональное доказательство бессмертия души. Душа неуничтожима (стоики). Душа это и есть подлинная сущность человека. Библия признает бессмертие души, но главное это процесс воскрешения из мертвых, что подразумевает возвращение к жизни человека, даже телесное.
Следовательно, христианская философия тесно связана с теологической проблематикой. Основная проблема заключена во взаимодействии человека и Бога. В «Исповеди» Августин – философ, теолог, мудрец, богослов, пророк, учитель. Философ строит свои системы, обращаясь изначально к Божественному смыслу Бытия, отвечая на запросы религии и вопрошая заповеди веры.
Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством – сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного, в конечном счете, эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.
Таблица 2. Основные направления в христианской философии
Мистическая линия | Реалистическая линия |
Схождение ума в сердце | Рационализм |
Умозрение | Система доказательства |
Молитва | Диалектика |
Исповедь | Заключение |
Эти два направления развивались параллельно друг другу в школах (с XI в.), в университетах (c XIII в.), в монастырях, религиозных орденах. Важнейший вклад в становление понятия личности вносит философско-правовая мысль, которая развивается на духовной почве христианской культуры. Христианской культуре мы обязаны универсальным пониманием свободы. В рамках христианства свобода выступает как абсолютное достояние каждого человека, как высший дар Бога. В античности же под свободой понимали некоторое особенное качество, присущее некоторому количеству избранных людей, например эллинам в противоположность «варварам». В христианской традиции право выступает как система свободы, укорененная в бытии абсолютного добра и освященная Божественной Благодатью.