А. Насилие – неизбежный момент исторического развития, классовой борьбы

Насилие есть применение определенным классом, социальным слоем различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов, социальных слоев с целью установления или сохранения своего господства.

В основе насилия, стало быть, лежат не субъективные желания кого-либо, а объективная противоположность интересов и устремлений классов, социальных слоев. Они побуждают классы, социальные слои использовать по ходу деятельности насилие, силу. Требование, не опирающееся на силу, отметил Ленин, смешно[106]. Причем если насилие используется реакционными классами, социальными слоями, то оно играет в истории отрицательную, контрреволюционную роль, ибо сдерживает общественный прогресс, мешает рождению и утверждению новых форм жизни. Если же насилие используется прогрессивными классами, социальными слоями, то оно играет в истории положительную, революционную роль, ибо ускоряет общественный прогресс, способствует рождению и утверждению новых форм жизни.

В марксистско-ленинском идеале места насилию над людьми вообще нет. И уже отмечено, что с точки зрения марксизма-ленинизма коммунистам предпочтительно мирно решать стоящие перед ними задачи. Но они неизбежно вынуждены прибегать к революционному насилию там, где сталкиваются с насилием реакционным. Ведь реакционные классы обыкновенно сами прибегают к насилию, ставят, пишет Ленин, в порядок дня штык. И, разъясняет он далее, говорить просто о насилии, без разбора условий, отличающих реакционное насилие от революционного насилия, значит быть мещанином, отрекающимся от революции, обманывать себя и других софистикой. Насилие реакционное осуществляется во имя интересов меньшинства. Насилие революционное осуществляется во имя интересов большинства. Оно ущемляет права эксплуататоров, но расширяет права эксплуатируемых[107]. И, по выражению Маркса, революционное насилие является повивальной бабкой старого общества, когда последнее беременно новым[108]. Революционное насилие, то есть, помогает новому родиться. Посредством него общественное движение пролагает себе дорогу вперед, ломая все отжившее, окаменевшее и омертвевшее.

Таким образом, революционное насилие представляет собой вполне нормальное, законное средство борьбы трудящихся против угнетателей. Маркс даже ставил в упрек Парижской коммуне то обстоятельство (видя в нем одну из причин ее поражения), что она недостаточно пользовалась оружием для подавления своих противников[109]. Сопротивление, писал он, должно быть не пассивным, а активным. На контрреволюционное насилие следует отвечать революционным насилием. Иначе сопротивление уподобится сопротивлению теленка, которого мясник тащит на убой[110]. Вооруженное сопротивление классового врага, указывал Ленин, должно быть сломлено и раздавлено вооруженной рукой. Всякое моральное осуждение вооруженной борьбы совершенно недопустимо с точки зрения марксизма. Без насилия народа по отношению к насильникам над народом нельзя избавить народ от насильников[111]. Выступая за мирное течение классовой борьбы, коммунисты должны помнить, что в ней тем не менее бывают моменты, когда интересы трудящихся требуют беспощадного истребления их врагов в открытых боевых схватках.

Аналогично марксизм-ленинизм рассматривает и войны – крайнее проявление насилия в истории[112]. К войне, считает он, нельзя подходить с сентиментальной точки зрения, воспринимать ее просто как «грех», как случайность, которой может и не быть. Она, в общем, составляет такую же непремненную, обязательную форму жизни классово-антагонистического общества, как и мир. Пока человечество делится на антагонистические классы, пока существуют эксплуатация и угнетение, войны неизбежны. Но они бывают разные. Есть войны несправедливые, реакционные – ведущиеся в интересах эксплуататоров и угнетателей против трудовых масс. И есть войны справедливые, прогрессивные – ведущиеся в интересах трудовых масс против эксплуататоров и угнетателей.

И, бесповоротно осуждая войны как зверские способы решения споров человечества, марксизм-ленинизм в то же время считает, что коммунисты не могут быть против всякой войны, а должны признавать и поддерживать войны справедливые, прогрессивные. К их числу принадлежит и революция. Ее создатели марксизма-ленинизма назвали единственно законной, справедливой, священной и правомерной войной из всех, какие только знала история. Ибо эта война ведется не в корыстных целях эксплуататоров и угнетателей, а в интересах народа, трудящихся против эксплуатации и насилия[113].

В марксизме-ленинизме особо подчеркивается, что во время войны идеалом коммунистов должна стать воюющая партия. Всю ее деятельность надлежит подчинить принципу: «коль война, так по-военному». Она должна на деле выступать, как воюющая сторона, не упускающая ни одного случая нанести ущерб неприятелю[114].

Наши рекомендации