ЛЕКЦИЯ 9. ФИЛОСОФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА (1.07.1646 — 14.11.1716)
1. Жизнь и сочинения Г.В.Лейбница.Он родился 1 июля 1646 г. в германском городе Лейпциге. Его отец был профессором нравственной философии в Лейпцигском университете. Родственники со стороны матери тоже были или преподавателями университета, или чиновниками. Мать Лейбница была очень религиозной и в таком же духе стремилась воспитывать сына. В результате две эти семейные традиции — занятия науками и религиозность — оказали на него решающее влияние.
Уже в школе Лейбниц проявил большие способности. В овладении знаниями был самостоятельным и целеустремленным. В частности, охотно занимался логикой, которую другие ученики воспринимали как сухую и бесполезную науку. В 1661 г., в пятнадцать лет, он поступил в Лейпцигский университет, где продолжал серьезно заниматься логикой. Уже в это время, как он сам сообщает, у него появилась мечта о создании "всеобщего алфавита" человеческих мыслей. В университете помимо гуманитарных наук Лейбниц с увлечением изучал математику. Для более глубокого ознакомления с ней в 1663 г. он в течение одного семестра учился в Иенском университете, где слушал лекции знаменитого немецкого математика Эргарда Вейгеля.
Возвратившись в Лейпцигский университет, Лейбниц продолжил обучение на юридическом отделении. Однако вместе с правом продолжает с увлечением изучать логику. В это время у него возникает идея реформировать логику с помощью математики. Роль его логических занятий состоит прежде всего в выдвижении и разработке идеи математической логики. В итоге в 1666 г. при окончании университета он защищает "Диссертацию о комбинаторском искусстве" и получает звание магистра философии. В истории логики эта диссертация, как и вообще логические идеи философа, имеет большое значение.
В этом же 1666 г. Лейбниц выносит на защиту докторскую диссертацию по юриспруденции "О запутанных судебных случаях". И когда в Лейпцигском университете ему отказывают в присвоении звания доктора, он в этом же году защищает свою диссертацию в Нюрнбергском университете. Перед ним открывается возможность начать карьеру университетского профессора, но Лейбниц отказывается от нее. Видимо, его не устраивал не только господствующий в университетах дух схоластической учености, но и то, что это ограничивало рамки деятельности и возможность влияния на духовную и научную жизнь Германии.
А Германия в то время представляла собой отсталую по отношению к другим феодально раздробленную страну. Она состояла из многих независимых княжеств и городов. Центральная власть практически отсутствовала. Политическая и экономическая раздробленность усугублялась религиозной неоднородностью. Основной религиозный раздел проходил между католиками и лютеранами. Среди лютеран в свою очередь выделялись различные направления, которые вступали в острую борьбу друг с другом.
В этих условиях Лейбниц поступает на службу сначала
к Майнцскому курфюрсту (1668-1676), а затем к ганноверским герцогам, где он служил в течение сорока лет, до самой своей смерти. С самого начала своей деятельности Лейбниц активно] включился в решение политических проблем. Он выступал защитником просвещенной монархии, поборником укрепления государственной законности. Страстно стремился теоретически обосновать необходимость религиозного объединения, причем не только в общегерманских, но и в общеевропейских масштабах. С этой целью в 1686 г. он написал работая "Теологическая система". Вообще Лейбницем было подготовлено огромное число проектов и записок по самым различные практическим вопросам, от проблем законодательства до организации работы в рудниках.
С 1672 по 1676 г. он находится в Париже с дипломатическим поручением. Этот период жизни был очень важным для философа. Здесь Лейбниц познакомился со многими выдающимися учеными того времени — Хр. Гюйгенсом, Н. Мальбраншем, А. Арно. За это время он побывал в Лондоне, где познакомился с Бойлем и секретарем Лондонского естественнонаучного общества Ольденбургом. В 1676 г. Лейбниц посетил Гаагу, где встречался со Спинозой.
В парижский период он усиленно занимался математикой и достиг выдающихся успехов. В частности, изобрел арифметическую счетную машину, за что был избран членом Лондонского естественнонаучного общества. А осенью 1675 г. Лейбниц открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Это открытие поставило его в ряд выдающихся математиков мира.
Одной из важнейших сторон деятельности Лейбница было его участие в организации научных обществ. По этому поводу он подал множество записок и проектов правителям различных княжеств Германии. Большинство из них остались нереализованными. И все же благодаря усилиям Лейбница было создано научное общество в Берлине, где он стал его первым председателем. Лейбниц принимал участие в создании и стал одним из первых членов Римской физико-математической академии, подготовил проект организации Петербургской академии наук.
Основные крупные философские работы Лейбница — "Новые опыты о человеческом разумении" и "Теодицея". Первая написана в 1703-1704 гг. и представляет собой критический анализ "Опыта о человеческом разуме" Локка. В ней с точностью до последнего параграфа воспроизводятся структура и названия всех частей данной книги. Однако в связи со смертью Локка Лейбниц отказывается от публикации своей работы, и впервые она появляется в печати только в 1765 г. "Теодицея" вышла в свет в 1710 г. В ней подробно излагается вся система Лейбница. Кроме указанных работ, большое значение имеют его статьи, опубликованные им в 80-х и 90-х гг. в журналах в Париже, в Лейпциге и в Роттердаме. Важнейшие среди них: "Новая система природы..." (1695), "Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции". В 1714 г. была опубликована "Монадология", одна из самых известных работ Лейбница, в которой дано краткое изложение его метафизики. Большинство небольших по объему, но очень важных в философском отношении работ вообще не были изданы при его жизни. Большое значение для выяснения взглядов Лейбница имеют его письма. Подсчитано, что он написал около 15 тысяч писем. Значительная часть их не опубликована до сих пор.
На русском языке в последние годы осуществлено солидное издание сочинений Лейбница в четырех томах. В первом томе с достаточной полнотой представлены статьи философа, в которых отражено формирование его метафизики. Во втором томе помещено основное гносеологическое сочинение "Новые опыты о человеческом разумении". В третий том входят отдельные гносеологические и логические статьи. В четвертом томе опубликована "Теодицея" вместе с приложениями, а также примыкающими по содержанию небольшими работами.
2. Метафизика Лейбница.После того как в начале нашего века, в 1903 г., были изданы ранее не известные логические работы Лейбница, в западной истории философии распространилось мнение, что у него было две философии: одна экзотерическая, внешняя, рассчитанная на широкую публику; другая эзотерическая, скрытая, внутренняя. Это мнение развивал, в частности, английский логик и философ Бертран Рассел. При этом делается вывод, что метафизика и гносеология Лейбница являются следствием его логических идей. Отечественные историки философии, насколько можно судить по публикациям, не во всем разделяют данную точку зрения, хотя признают важность изучения неопубликованных работ Лейбница и связь между его логическими идеями и метафизикой. Не стану вдаваться в детали этой проблемы, тем более, что логика Лейбница здесь не рассматривается вообще. Что же касается его метафизики, то имеющиеся в переводах на русский язык работы позволяют рассмотреть ее формирование независимо от логических идей философа.
Собственно философией помимо логики Лейбниц тоже начинает заниматься еще в университете. В этом деле его также отличает обстоятельный подход, стремление досконально познать науку. Поэтому он тщательно штудирует не только современных, но и древних философов, усердно изучает историю философии. Вначале Лейбниц находился под влиянием взглядов современных ему философов, выражающих по преимуществу механико-материалистические представления. Но очень скоро он приходит к идее того, что "реформированная" (т.е. современная ему) философия может и должна быть согласована с Аристотелевой. Изучая историю философии, еще в 1669 г. Лейбниц приходит к выводу, что "уже из аристотелевских начал вытекает то, чем так хвастаются современные философы" [1,1, с.88]. Поэтому он делает заключение о необходимости согласования современной философии с аристотелевской. В дальнейшем, опираясь на эту мысль, Лейбниц вырабатывает оригинальную систему представлений об истории философских учений. Согласно данной концепции, философские системы, начиная с древности, — это не системы заблуждений, они содержат много истинного. Поэтому он ставит себе задачу не отбрасывать учения других философов, как это пытался делать, например, Декарт, а извлечь оттуда элементы истины. Только таким образом добавив к ним кое-что свое, можно найти "некую вечную философию". Следовательно, в своем философском творчестве Лейбниц руководствовался идеей историко-философского синтеза. Она весьма серьезно определяла способ решения многих как метафизических, так и гносеологических вопросов.
2.1. Поиск настоящей субстанции.Сам Лейбниц указывал, что, хотя он всегда усердно занимался математикой, с самой юности он не переставал размышлять над философией. При этом, как уже говорилось, он тщательно изучал как современных, так и древних авторов. Очень скоро он пришел к выводу, что новые философы не так противоречат древним авторам, особенно Аристотелю, как это кажется сначала. Собственный философский интерес Лейбница состоял в том, что выяснить природу мира, т.е. найти основу всех вещей. Потому в изучении истории философии он интересуется прежде всего тем, как мыслители разных эпох объясняли первоматерию. И здесь он находит, что "первая материя Аристотеля — то же самое, что тонкая материя Декарта. И та и другая делимы до бесконечности. И та и другая сами по себе лишены формы и движения, и та и другая получают форму через движение. И та и другая воспринимают движение от духа, и та и другая образуют некие вихри..." [там же, с. 115], которые и приводят к существованию видимых вещей. Такое понимание материи в принципе устраивает Лейбница. Однако материя представляет из себя только то, что пассивно, однообразно, дробится на части до бесконечности. А вещи движутся, активны, разнообразны. И каждая вещь в отдельности образует неразрывное единство своих частей, и все вместе они гармонично согласованы. Поэтому необъяснимым чудом при пассивности материи выглядит происхождение из нее видимых вещей.
Отсюда, по Лейбницу, получается, что для правильного объяснения происхождения всех вещей надо решить следующие теоретические задачи: 1) правильно объяснить источник движения вещей; 2) кроме того, объяснить бесконечное разнообразие вещей мира; 3) одновременно с этим правильно указать основу единства всех данных различий. Наконец, 4) сделать все это нужно, не прибегая к чуду, т.е. таким образом, чтобы все свойства вещей проистекали из той природы начал, которую мы признаем за ними. Таковы главнейшие задачи метафизики в объяснении природы вещей.
Начинать решение названных задач надо с поиска настоящей, действительной субстанции. Этот поиск Лейбниц начинает со следующего рассуждения. Все видимые вещи — сложны, т.е. самым явным образом, бесспорно, они состоят из многих частей. Значит, правильным будет вывод, что слагаться они должны из простых начал. Поэтому если мы хотим найти самую первую и прямую причину вещей, то должны указать такие единицы, которые обязательно удовлетворяют двум требованиям: во-первых, они дальше не делятся и, во-вторых, сами в себе имеют источник постоянной активности.
В поиске таких единиц Лейбниц в соответствии со своей идеей историко-философского синтеза рассматривает сначала выдвинутые до него учения о неделимых сущностях как началах вещей. И прежде всего анализирует концепцию атомов и пустоты. Он приходит к выводу, что данная концепция неудовлетворительно объясняет первые начала. Почему? В первую очередь потому, что в ней противоречивым является понятие атома как телесной и в то же время неделимой частицы. Ведь тела, настолько мы можем видеть, фактически
делятся на бесчисленные части. Но главное — противоречиво мыслить материю (тело) неделимой до бесконечности. В самом деле, что может остановить такое деление? Так же противоречиво допускать существование пустоты, т.е. пространства без тел. Ибо невозможно понять, что это за сущность — пустота без тел. И наконец, концепция неделимых телец (атомов) и пустоты предполагает очень несовершенным образ действий Бога. По существу она требует от Бога постоянно, вновь и вновь сообщать инертной материи движение. .
Отсюда Лейбниц после размышлений сделал вывод о невозможности найти принцип истинного единства в одной только материи. Ведь она исключительно пассивна и представляет собой лишь собрание или скопление частей без конца. "Дабы найти эти реальные единицы, — пишет Лейбниц, — я был принужден прибегнуть к атому формальному, ибо что-либо материальное не может быть в одно и то же время и материальным и совершенно неделимым, иными словами, обладать истинным единством" [там же, с.272].
Следует обратить внимание на новое и довольно сложное понятие "атома формального". Суть его в том, чтобы мысленно "нащупать" такие единицы, которые соответствуют понятию неделимости (т.е. не имеют частей). Атомисты правы в том, что они считают началами вещей сущности неделимые (атомы). Но они противоречат себе, когда атом считают телом. Аристотель же считал, что существует два начала вещей: материя и форма. Материя без формы пассивна, она принимает созидающее действие, представляет собой "то, из чего". А форма есть начало, вся суть которого в том, что оно представляет собой чистый акт (действие, активность) без всякой материи. Тем самым "формальный атом" Лейбница соединяет в себе понятие неделимой единицы атомистов и понятие чистой формы Аристотеля. Лейбниц полагает, что таким образом удается образовать понятие действительна существующей нематериальной единицы. Поэтому он и пишет, что в поисках реальных единиц пришлось вновь обратиться к субстанциальным формам, т.е. к мысли, что среди начал (субстанции) вещей должны быть некие сущности, лишенные всякой материальности.
Природа субстанциальных форм (или формальных атомов) сводится, по Лейбницу, к трем главным свойствам: абсолютная простота (единичность), неделимость и сила. «А отсюда вытекает нечто аналогичное сознанию и стремлению, и, следовательно, их нужно понимать наподобие того, как мы представляем себе души" [там же, с.272-273]. Не только нужно учитывать, добавляет Лейбниц, что субстанциальные формы необходимы для установления частных проблем природы. "Аристотель, — пишет он, — называл ихпервыми энтелехиями. Я называю их первичными силами..." [там же, с.273].
Найденные им "реальные единицы" Лейбниц вначале называл также простыми субстанциями, конституитивными формами субстанций, отличая их от сложных, производных субстанций (т.е. вещей). С 1698 г. по отношению к этим формам, или первичным силам, он начинает употреблять преимущественно термин "монада". Это нашло отражение в названии его небольшой, но важной работы — "Монадология".
2.2. Понятие монады.Итак, Лейбниц пришел к выводу, что в основе вещей мира лежат монады, т.е. метафизические точки, лишенные всяких телесных, пространственных и временных характеристик. Они пребывают повсюду, представляя центры деятельной силы. Они сотворены Богом при начале мира и остаются навсегда. Монады индивидуальны и четко отличаются одна от другой. По этому поводу Лейбниц говорил, что в природе не бывает двух существ, которые были бы совершенно одно, как другое. Очень важным является вопрос, почему необходимо признать, что монад огромное множество, но среди них нет даже двух одинаковых? Потому, отвечает Лейбниц, что совершенство существования заключается в разнообразии.
Однако у Лейбница для такого вывода есть и более глубокие теоретические соображения. В его работе "Критика основоположений преподобного отца Мальбранша" [там же, с.338-403] можно найти предельно ясный ответ на вопрос, почему субстанций должно быть не две, как у Декарта, и не одна, как у Спинозы, а бесконечное множество. Дело в том, что признать вместе со Спинозой субстанцией самого Бога Лейбниц считает невозможным. Атрибут протяжения, который Спиноза среди прочих приписывал субстанции, по мнению Лейбница, несовместим с божественной сущностью. Она может выступать только под атрибутами духа [там же, с.319]. Однако по отношению к вещам субстанция есть абсолютно первое. Поэтому если не признать, что субстанция есть бесконечное многообразие независимых друг от друга единиц, то она будет и формально, и по существу сливаться с Богом.
А это, утверждает Лейбниц, абсолютно неправильно. Кстати, неправильно не только потому, что субстанция есть непосредственная основа протяженных вещей (чего нельзя допустить в отношении Бога), но еще и потому, что признание Бога непосредственной основой вещей (их субстанцией) противоречит христианскому догмату о творении Богом вещей из ничего, а не из Себя, как получается у Спинозы.
Таким образом, причины выдвижения Лейбницем принципа разнообразия самой субстанции (плюрализм)сводятся по меньшей мере к трем: 1) вещи сложны, а значит, они должны слагаться из простых единиц (потому первоначало вещей может быть только дробным, т.е. представлять собой массу единиц); 2) единицы, будучи центрами деятельной силы, не могут быть абсолютной копией друг друга, иначе они сольются в неразличимую одну единицу; 3) существование сплошной, неразличимой в самой себе субстанции нельзя предположить, ибо тогда она будет сливаться с самим Богом, что противоречит понятию Бога как Высшей Сущности, исполненной не только Всемогущества, но и Святости, Благой Воли, Мудрости, Праведности и Любви.
Второе важнейшее свойство монад состоит в том, что они не могут изменяться под внешним влиянием. Они не только не принимают никаких воздействий извне, но и не оказывают никакого воздействия на другие монады. "Монады вовсе не имеют окон, через которые что-либо могло; бы войти туда или оттуда выйти" [там же, с.413]; "...монада... не может иметь физического влияния на внутреннее бытие другой..." [там же, с.422].
Однако почему надо считать, что монады абсолютно закрытыдля всяких внешних воздействий? Во-первых, потому, что таково определение субстанции: она есть то, что зависит только от себя и не зависит от другого. Во-вторых, потому, что взаимодействие монад друг с другом опять-таки привело бы к слиянию единиц силыв одну сплошную Единицу. А недопустимость этого уже была доказана.
Хотя монады и не имеют окон, через которые туда что-то может войти, все же мы в состоянии понять, что они представляют собой "внутри". Так как монады есть единицы деятельной силы, то их главная внутренняя характеристика деятельность. И действуя, монады находятся в непрерывном внутреннем изменении. Деятельность монад, считает Лейбниц, распадается на три вида: перцепция (восприятие), стремление (переход от одного восприятия к другому) и апперцепция (восприятие восприятия, или сознание). Лейбниц говорит, что когда монада имеет отчетливые восприятия, то она действует, а когда смутные — страдает. В зависимости от типа деятельности монады делятся на примитивные монады, монады-души, монады-духи. Примитивные монады имеют лишь смутные представления. Они составляют основу так называемых "неодушевленных вещей". Здесь следует оговориться, что, по Лейбницу, действительно неодушевленных вещей быть не может. Ведь основой любой вещи (как человека, так и камня) являются монады. А они есть единицы (атомы) духовные. Монады-души обладают ощущениями и представлениями — это животные. Монады-духи — это разумные существа (люди и ангелы).
Души и духи — существа высшего порядка. В сравнении с примитивными монадами они как бы маленькие божества. "Поэтому духами Бог управляет подобно тому, как государь управляет своими подданными или как отец заботится о своих детях, между тем как с другими субстанциями Он распоряжается так же, как механик со своими машинами" [там же, с. 273].
2.3. Предустановленная гармония. Итак, метафизические начала вещей найдены и установлены их основные свойства. Но как эти начала производят из себя физические вещи,т.е. тела? Об этом Лейбниц говорит очень мало и не всегда да вразумительно. Тела, утверждает он, представляют точку зрения монад [там же, с.330]. Великолепная, в высшей степени квалификационная и потому нисколько не потерявшая значение в наше время интерпретация данного положения Лейбница дана Л.Фейербахом [см.3, с. 179-208]. С его современной трактовкой можно познакомиться в обстоятельной монографии Г.Г. Майорова "Теоретическая философия Готфрида Лейбница" [см.2].
И все же проблемы объяснения Лейбницем генезиса материи указанные интерпретации не снимают. Приведу очень точное заявление Лейбница: Бог не создал ничего, "...кроме монад, т.е. непротяженных субстанций, и тела не что иное, как феномены, проистекающие из этих субстанций" [1,1, с.400]. Из такого объяснения природы физических тел Лейбниц должен был бы делать вывод, что тело человека есть явление (феномен) его души. Однако в работах, специально посвященных проблеме союза души и тела, решительно, со всей ясностью и определенностью им проводится совсем иная точка зрения. Связь души и тела он объясняет принципом предустановленной гармонии. Что это значит? Послушаем самого Лейбница. Согласно моей гипотезе, говорит он, "тело устроено таким образом, что душа никогда не принимает решений, с которыми не .согласуются движения тела" [там же, с.331]. Любителей подмечать во всех подобных случаях "зачатки материализма" прошу не искушаться. Потому что за этим высказыванием следует уточнение: "...все в душе происходит так, как если бы тела вовсе не было; точно так же в теле все совершается так, как если бы не существовало души" [там же, с.332].
Не правда ли, сказано весьма выразительно? Во всяком случае абсолютно однозначно получается, что не только тело не действует на душу, что теоретически было бы нормально, но главное, и душа не действует на тело. Для ясности приведу и другие формулировки Лейбница: "...Существует совершенная гармония между восприятиями монады и действиями тел, изначала предустановленная между системой причин действующих и системой причин конечных. В этом и состоит согласие и физическая связь души и тела, причем одно не может изменять законы другого" [там же, с.405]. И наконец, последнее высказывание, которым Лейбниц, видимо, хотел подействовать не только на ум, но и на чувства читателей. Он называл свое учение о связи души и тела концепцией "естественного согласия двух субстанций — такого, какое существует между двумя точно идущими часами" [там же, с.321]. Точнее сказать, пожалуй, невозможно. Согласие души и тела осуществляется не в силу их внутренней связи по типу "причина — следствие" или "порождающее — порождаемое", а благодаря предустановленной Богом гармонии между двумя субстанциями различной природы. Тем самым получается, что материя в своем происхождении не зависит от деятельности монад, а вроде бы наряду с ними произведена Богом.
Впрочем, в случае с Лейбницем мы имеем метафизику, которая разработана в небольших сочинениях по отдельным проблемам. И здесь, как нигде, для уяснения всей полноты и глубины философских смыслов требуется сотворчество читателя. Поэтому рекомендую читателям попробовать и самим исследовать проблему генезиса материи у Лейбница.
Принцип предустановленной гармонии объясняет не только соответствие любых изменений духа любым движениям тела. Благодаря этому принципу осуществляется согласованное действие абсолютно независимых и исключительно индивидуальных монад. Хотя монады внутренне никак не связаны, однако благодаря предустановленной Богом гармонии они производят великолепное созвучие. Это их единственное действие и образует совершеннейший мировой порядок, или Универсум.
Поскольку с момента сотворения Богом монады не уничтожаются, то в Универсуме нет возникновения и гибели. То, что обычно называется смертью организмов, представляет собой лишь их преформацию, т.е. смену ими различных форм. В силу предустановленной гармонии между душой и телом нет в универсуме тела без души, как и души без тела. Поэтому все в мире одушевленно, а после "смерти" сохраняются и души, и тела, только в другой форме.
Итак, в своей метафизике Лейбниц разработал оригинальную, если не сказать уникальную, концепцию субстанции как множества духовных атомов. Поэтому его позицию часто называют идеалистическим плюрализмом. И действительно, в аргументации в пользу такой субстанции он выступает как очень последовательный и убежденный идеалист. В объяснении "союза души и тела" у Лейбница, как мы видели, наблюдается явное уклонение в дуализм материи и духа (психофизический параллелизм). Принимая во внимание данное обстоятельство, можно сделать еще одно интересное наблюдение, теперь уже о рационализме в целом. Начиная с Декарта, рационалисты независимо от их различий оставляют в неприкосновенности его идею о независимости души от тела. (Здесь я только фиксирую этот факт в истории новоевропейского рационализма. А объяснять его придется в другом месте.) Но все же уклонение в дуализм не изменяет позицию Лейбница. Он бесспорно идеалист, притом сознательный иочень принципиальный.
3. Теория познания.Идеи философского синтеза, а также идеализм Лейбница применяются и получают свое дальнейшее развитие в его теории познания. Проблемам теории познания посвящена его большая критическая работа "Новые опыты о человеческом разумении".
3.1. Критика сенсуализма и эмпиризма Локка.Теоретическим фундаментом гносеологии Лейбница является его метафизика, или, как он сам говорит, система предустановленной гармонии. Но полемику с Локком он ведет в высшей степени искусно, стараясь апеллировать, как' и Локк, к очевидностям человеческого разума. Прежде всего Лейбниц показывает, что истинное знание не может быть получено изопыта на основе ощущений. Если бы это было так, то животные, которые часто обладают более совершенными, чем человек, органами чувств, обладали бы и более высоким знанием. Однако до сих пор именно охотники ловят зверей, а не наоборот. И как раз потому, что животные руководствуются данными только ощущений. Они поступают в соответствии с тем, что несколько раз увидели. Хотя в том, что они видят, часто отсутствует необходимый характер.
Люди же обладают не только этими истинами факта, полученными из ощущений. Многие их знания имеют необходимый характер. Но знание этого никогда не может быть получено из опыта ощущений. Сколько бы раз мы ни наблюдали повторение явления, наблюдение не дает знания необходимости такого повторения в будущем. Мы наблюдаем восход солнца каждый день, однако необходимость данного явления может доказать только астроном. Таким образом, источник необходимых истин, которые составляют действительно совершенное знание, есть разум человека. Иначе объяснить происхождение этого высшего и важнейшего вида знания невозможно. Следовательно, Локк не прав. Но все знание о мире происходит из опыта ощущений.
3.2. Обоснование теории "врожденных идей".Но если пришлось согласиться, что важнейшие знания не могут происходить из чувств и должны иметь источником сам разум, значит, следует признать существование врожденных идей. Ибо чувственный опыт, который, по Локку, является источником всего знания, не объясняет происхождения самой важной части его — необходимых истин. Аргумент Локка о том, что если имеются врожденные истины, то они должны быть для всех и всегда наличными (осознаваться всеми), ошибочен. Это совершенно не обязательно. Присутствие идеи в душе и в то же время неосознаваемость ее объясняется предельно просто. Деятельность души состоит из бесконечного числа очень малых восприятий ("малых перцепций"), которые проходят мимо сознания человека. Вообще душу можно сравнить с мрамором, в котором скрываются различные прожилки. Чтобы их выявить, нужно усиленное внимание, всматривание. Поэтому душу лучше сравнивать даже не с камнем, а с темной комнатой, в которой имеется полотно, "чтобы принимать изображение". Но это полотно "не гладкое, а со складками, представляющими врожденные знания. Кроме того, — пишет Лейбниц, — это полотно, или эта мембрана, будучи натянута, должна обладать чем-то вроде упругости или силы действия и даже активностью или реактивностью, приспособленной как к Прошлым, так и к новым складкам" [1,2, с. 144].
Однако между телом и душой нет ничего общего. Душа лишь изначально устроена так, что поток ее восприятий отражает все происходящее в теле. Потому все идеи врождены. А какова же роль ощущений в познании? Процесс познания действительно начинается часто благодаря ощущению. Но только в том точном смысле, что ощущение лишь побуждает душу начать поиск истины.
3.3. Виды идей и типы знания.Хотя идеи, с которых начинается познание важнейших истин (как и все идеи вообще), всегда присутствуют в душе человека, что не значит, что знание дается без усилий. Ведь осознаваемые идеи представляют собой интегралы неосознаваемых "малых перцепций". Да и в осознаваемом виде они могут соединяться друг с другом как угодно. К тому же не самоочевидна связь идей и представляемых ими вещей. Так что путь познания представляет собой многосложный процесс восхождения от очень несовершенного знания ко все более и более совершенному. Ступенями восхождения являются идеи различной степени истинности.
Все идеи, которые осознаются человеком, Лейбниц делил на темные, ясные, отчетливые, адекватные и интуитивные. В соответствии с этими степенями истинности идей выделяются и виды знания. Знание делится на темное и ясное.Ясное предпочитается темному и в свою очередь делится на смутное и отчетливое. Отчетливое снова делится на неадекватное и адекватное. Наконец, адекватное делится на символическое и интуитивное. Два последних признаются высшими видами знания. Интуитивное знание — тяжкое, которое позволяет мыслить непосредственно и одновременно все признаки данной вещи. Если это удается, то осуществляется познание "символическое" (т.е. сопоставление и разложение идей), которое производится при помощи символов. Исходя из этого, данное знание и называется символическим. Критерием истинности символического и интуитивного знания служат логические законы тождества и непротиворечивости.
Относительно познания вообще Лейбниц настойчиво проводит мысль, что не следует пренебрегать никакими истинами. Потому-то никакие виды знаний не отбрасываются. Из темного, смутного и неточного знания отбирается наиболее вероятное.Важным у Лейбница является деление всех истин на истины факта и истины разума. Истины факта устанавливаются органами чувств и имеют случайный и единичный характер. Однако они должны удовлетворять закону достаточного основания. То есть существование любой единичной вещи, как и их связи, можно будет признать истинным, только если будут указаны основания, в силу которых мы можем это сделать. Ибо, говорит Лейбниц, ничто не может существовать без достаточного основания или без соответствующих причин. Истины разума подчиняются законам тождества и противоречия. Поэтому они имеют всеобщий и необходимый характер. Лейбниц считал, что в принципе человеческое познание должно стремиться к тому, чтобы под все истины факта подвести истины разума. Но дело это в высшей степени трудное, так что неизвестно, доступно ли оно человеческому разуму вообще.
Таким образом, всвоей теории познания Лейбниц стремился своеобразным способом соединить достижения рационализма и эмпиризма. Особенно отчетливо это проявляется в обосновании им необходимости уважать факты, доверять ощущениям, направлять познавательные усилия на постижение самих вещей, давать всему естественное объяснение. Однако в истолковании источника знания и принципов познавательной деятельности он ни на йоту не отступил от позиции рационализма и даже усугубил ее.
Влияние Лейбница на развитие последующей западноевропейской философии огромно, хотя и весьма своеобразно. Великие философы часто с большим уважением, поминают о нем, но среди них нельзя назвать ни одного, учение которого было бы более или менее прямым развитием метафизики либо гносеологии Лейбница. Только его великий соотечественник Иммануил Кант разрабатывал теорию познания, по своему основополагающему принципу близкую лейбницевской. Однако он разработал учение столь оригинальное и с такими подробностями, что дистанция между ним и Лейбницем в гносеологии представляется огромной. Хотя при внимательном сопоставлении взглядов обоих мыслителей нельзя не заметить, что многие высказывания Лейбница и сам смысл его гносеологических идей утверждают не только принцип активности разума, но и мысль, что данная активность реализуется специфической структурой разума. А это уже очень близко к основополагающим идеям Кантовой гносеологии. Так что содержательное развитие философских идей Лейбница в истории западноевропейской философии еще предстоит исследовать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лейбниц Г.В. Соч.: В 4т. Т. 1-3. М., 1984. Т.4. М., 1989.
2.Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1974.
3. Фейербах Л. История философии. Собр.пр.: В 3 т. Т.2. М., 1974.