Составитель к.ф.н., доц. Липовой С.П.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка___________________________ с. 3
2. Тематический план курса _________________________ с.4-5
3. Программа курса ________________________________ с.6-16
4. Литература к курсу ______________________________ с.16
5. Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) _______________________________________ с.17-22
6. Вопросы к экзамену по курсу (3-й семестр) _________ с.22-23
7. Учебно-тематические планы семинарских занятий (4-й семестр) _______________________________________ с.24-34
8. Контролируемая самостоятельная работа студентов __ с.35-37
9. Рекомендации студентам для самоактивации при освоении материала курса ________________________________ с.38
10. Вопросы к экзамену по курсу (4-й семестр) _________ с.39-40
11. Программа итогового государственного экзамена____ с.45
12. Темы курсовых и дипломных работ ________________ с.46-3
13. Глоссарий _____________________________________ с.44-52
Пояснительная записка:
Цель курса- изучить историю западноевропейской философии в эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени (17-й - 1-япол. 18-го вв.)-
Задачи курса:
1)освоить понятия Средних веков, Возрождения, Нового времени; познакомиться со спецификой общества, культуры, основными особенностями философии на каждом из рассматриваемых этапов в истории Западной Европы;
2) дать студентам опыт постановки и решения теоретических проблем при изучении истории философии: проблемы начала того или иного этапа в истории философии, периодизации, выделения направлений, течений, школ; выявления специфических признаков, характерных особенностей, преемственности и новаций в развитии философии; продемонстрировать влияние общественной
ситуации, состояния культуры, религии, знаний, нравов и обычаев на философию и, обратно, философии на жизнь общества и индивида;
3) отработать у студентов навыки реконструкции по оригинальным текстам основных идей, концепций и учений крупнейших философов Средних веков, Возрождения, Нового времени; освоить основные приемы анализа текстов, использования критериев аутентичности реконструированных смыслов, научить студентов подготовке освоенных смыслов к предъявлению для обсуждения в группе (научном сообществе) и для экспертной оценки преподавателем.
Место курса в учебном процессе— создаёт предпосылки и отрабатывет необходимые навыки для формирования универсального интеллектуала европеского типа (профессионального философа): вводит в круг теоретических проблем Средних Веков, Возрождения, Нового времени, создаёт возможность приобрести опыт осуществления теоретического мышления европейского типа, вхождения в проблемно-теоретический универсум европейской философии, ухватывать мыслью насущные проблемы индивидуальной и общественной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ П № | Тема | Лекции | Самост. раб. | Семинары | Всего | |||
Третий семестр | ||||||||
Проблема понимания и объяснения феномена «средневековая философия» | – | |||||||
.2 | Понятие и основные особенности средневековой философии | |||||||
Религиозно-философская мысль поздней античности | ||||||||
Августин как основной представитель западной патристики | ||||||||
Северин Боэций – основоположник схоластики | ||||||||
Религиозно-философский синкретизм Эриугены | ||||||||
Основные течения и главные этапы развития средневековой философии | ||||||||
Схоластика и мистика, реализм и номинализм в средневековой философии 10-12 вв. | ||||||||
«Теория двух истин» - кульминация в развитии средневекового рационализма | ||||||||
Фома Аквинский – центральная фигура средневековой схоластической философии | ||||||||
Кризис средневековой философии. Дунс Скот, Уильям Оккам | ||||||||
Социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки культуры Возрождения | ||||||||
Основные этапы философии эпохи Возрождения и их главные представители | ||||||||
Натурфилософия итальянского Возрождения как предпосылка новой философии и науки | ||||||||
Итого: | ||||||||
Четвертый семестр | ||||||||
У истоков философии Нового времени. Френсис Бэкон как основоположник новоевропейского эмпиризма | ||||||||
Ренэ Декарт как основоположник новоевропейского рационализма | ||||||||
Идеалистическая метафизика Р. Декарта | ||||||||
Томас Гоббс как основоположник материалистического сенсуализма в философии Нового времени | ||||||||
Особенности материалистического монизма Т. Гоббса и его социальная философия | ||||||||
Метафизика Спинозы | ||||||||
Теория познания и этика Спинозы | ||||||||
Джон Локк как крупнейший представитель сенсуализма и эмпиризма в новоевропейской философии | ||||||||
Метафизика Г.В.Лейбница | ||||||||
Теория познания Г.В.Лейбница | ||||||||
Идеалистический сенсуализм Джорджа Беркли | ||||||||
Скептицизм Давида Юма | ||||||||
Понятие философии французского Просвещения и этапы её развития. Философы-деисты | ||||||||
Материалистический этап философии французского Просвещения. Учение французских материалистов о природе. | ||||||||
Учение французских материалистов о человеке | ||||||||
Итого: | ||||||||
Всего: | ||||||||
Программа курса: