Составитель к.ф.н., доц. Липовой С.П.

Ростов-на-Дону



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка___________________________ с. 3

2. Тематический план курса _________________________ с.4-5

3. Программа курса ________________________________ с.6-16

4. Литература к курсу ______________________________ с.16

5. Учебно-тематические планы семинарских занятий (3-й семестр) _______________________________________ с.17-22

6. Вопросы к экзамену по курсу (3-й семестр) _________ с.22-23

7. Учебно-тематические планы семинарских занятий (4-й семестр) _______________________________________ с.24-34

8. Контролируемая самостоятельная работа студентов __ с.35-37

9. Рекомендации студентам для самоактивации при освоении материала курса ________________________________ с.38

10. Вопросы к экзамену по курсу (4-й семестр) _________ с.39-40

11. Программа итогового государственного экзамена____ с.45

12. Темы курсовых и дипломных работ ________________ с.46-3

13. Глоссарий _____________________________________ с.44-52

Пояснительная записка:

Цель курса- изучить историю западноевропейской философии в эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени (17-й - 1-япол. 18-го вв.)-

Задачи курса:

1)освоить понятия Средних веков, Возрождения, Нового времени; познакомиться со спецификой общества, культуры, основными особенностями философии на каждом из рассматриваемых этапов в истории Западной Европы;

2) дать студентам опыт постановки и решения теоретических проблем при изучении истории философии: проблемы начала того или иного этапа в истории философии, периодизации, выделения направлений, течений, школ; выявления специфических признаков, характерных особенностей, преемственности и новаций в развитии философии; продемонстрировать влияние общественной
ситуации, состояния культуры, религии, знаний, нравов и обычаев на философию и, обратно, философии на жизнь общества и индивида;

3) отработать у студентов навыки реконструкции по оригинальным текстам основных идей, концепций и учений крупнейших философов Средних веков, Возрождения, Нового времени; освоить основные приемы анализа текстов, использования критериев аутентичности реконструированных смыслов, научить студентов подготовке освоенных смыслов к предъявлению для обсуждения в группе (научном сообществе) и для экспертной оценки преподавателем.

Место курса в учебном процессе— создаёт предпосылки и отрабатывет необходимые навыки для формирования универсального интеллектуала европеского типа (профессионального философа): вводит в круг теоретических проблем Средних Веков, Возрождения, Нового времени, создаёт возможность приобрести опыт осуществления теоретического мышления европейского типа, вхождения в проблемно-теоретический универсум европейской философии, ухватывать мыслью насущные проблемы индивидуальной и общественной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ П № Тема   Лекции Самост. раб. Семинары Всего    
  Третий семестр          
Проблема понимания и объяснения феномена «средневековая философия»    
.2 Понятие и основные особенности средневековой философии      
Религиозно-философская мысль поздней античности      
Августин как основной представитель западной патристики    
  Северин Боэций – основоположник схоластики      
Религиозно-философский синкретизм Эриугены            
Основные течения и главные этапы развития средневековой философии      
Схоластика и мистика, реализм и номинализм в средневековой философии 10-12 вв.          
  «Теория двух истин» - кульминация в развитии средневекового рационализма      
Фома Аквинский – центральная фигура средневековой схоластической философии  
Кризис средневековой философии. Дунс Скот, Уильям Оккам          
Социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки культуры Возрождения            
Основные этапы философии эпохи Возрождения и их главные представители      
  Натурфилософия итальянского Возрождения как предпосылка новой философии и науки      
  Итого:    
  Четвертый семестр          
  У истоков философии Нового времени. Френсис Бэкон как основоположник новоевропейского эмпиризма          
  Ренэ Декарт как основоположник новоевропейского рационализма    
  Идеалистическая метафизика Р. Декарта          
  Томас Гоббс как основоположник материалистического сенсуализма в философии Нового времени          
  Особенности материалистического монизма Т. Гоббса и его социальная философия      
  Метафизика Спинозы      
  Теория познания и этика Спинозы          
  Джон Локк как крупнейший представитель сенсуализма и эмпиризма в новоевропейской философии            
  Метафизика Г.В.Лейбница        
  Теория познания Г.В.Лейбница          
  Идеалистический сенсуализм Джорджа Беркли      
  Скептицизм Давида Юма      
  Понятие философии французского Просвещения и этапы её развития. Философы-деисты            
  Материалистический этап философии французского Просвещения. Учение французских материалистов о природе.              
  Учение французских материалистов о человеке          
  Итого:    
  Всего:    
     
   
   
   
   
   
                 


Программа курса:

Наши рекомендации