Молитва пожелания долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе

Геше джампа тинлей

СУТРА И ТАНТРА

ДРАГОЦЕННОСТИ ТИБЕТСКОГО

БУДДИЗМА

 

Буддийский центр ламы Цонкапы

Москва 1996 г.

Предисловие

Данная книга представляет собой сборник лекций Геше Джампа Тинлея, которые он прочел в Москве зимой 1995-96 гг. Этот курс лекций был посвящен введению в тантрические практики. В них затрагивается ряд тем, представляющих интерес как для желающих поближе познакомиться с традиционным духовным учением Тибета, так и для тех, кто серьезно практикует тибетский буддизм. Геше Тинлей неоднократно подчеркивает необходимость одновременного изучения Сутры и Тантры, так как в противном случае практика не принесет реальных результатов. Поэтому в его новой книге даются подробные рекомендации о том, как именно следует объединять эти учения, а также объясняются некоторые предварительные практики и основные положения тибетского буддизма.

По совету Геше Тинлея мы включили в книгу учение, данное тантрическим божеством Ваджрапани великому буддийскому подвижнику XIV века, основателю школы Гелугпа Ламе Цонкапе. Этот текст был переведен на английский язык проф. Р. Турманом и опубликован издательством Библиотеки тибетских трудов и архивов в сборнике «Жизнь и учение Цонкапы». Наш перевод выполнен с английского языка и сверен с тибетским оригиналом. В недалеком будущем Геше Тинлей предполагает дать комментарий на это учение. Ценность данного текста заключается в том, что в нем перечислены ошибки, с которыми можно столкнуться во время медитативного созерцания природы ума, и указаны способы их устранения.

Мы выражаем свою благодарность многочисленным людям, принявшим участие в создании этой книги. В особенности, нам хотелось бы поблагодарить Ильгиза Ханова, без чьей финансовой поддержки ее публикация оказалась бы невозможной. Надеемся, что эта книга окажется для вас полезной. Пусть благие заслуги от ее издания позволят всем живым существам избавиться от страданий и обрести счастье.

Московский буддийский центр Ламы Цонкапы

Молитва пожелания долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе - student2.ru

Молитва пожелания долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе

В этой Священной Земле, окруженной снежными горами,

Ты являешься источником всякого счастья и благоденствия.

О Могущественный Ченрези, Тензин Гьяцо,

Да пребудут твои лотосоподобные стопы в этом мире сотни кальп.

ПРАКТИКА ТАНТРЫ

Вы должны знать механизм Тантры, чтобы это учение не воспринималось вами как нечто мистическое.

Чтобы правильно понимать учение Тантры, важно знать путь Сутры. В Тантре вы преследуете те же цели, что и в Сутре, но ваше духовное развитие происходит значительно быстрее.

Существует четыре класса тантр: Крийя-тантра (тантра действия), Чарья-тантра (тантра поведения), Ануттара-тантра (йога-тантра) и Маха-ануттара-йога-тантра (великая высшая йога-тантра).

В чем же различие между Сутрой и Тантрой? Не зная этого, бесполезно практиковать Тантру. И на пути Сутры, и на пути Тантры вы практикуете и бодхичитту, и пустоту. Так в чем же разница? Чтобы достичь состояния будды, вам необходимы две вещи: метод и мудрость. Мудрость познания пустоты одинакова и в Сутре и в Тантре. Разница - в методе.

Существует много уровней метода. Для практиков школы Хинаяны главным является отречение. Для практиков Махаяны - бодхичитта. В Махаяне присутствует и отречение, но в основе ме­тода лежит бодхичитта. Таким образом, главная разница между школами заключается в том, что Хинаяна в основном использует метод отречения, а в Махаяне наряду с отречением Существует практика бодхичитты.

В учении Сутры существует практика отречения и практика бодхичитты, но отсутствует практика йоги божеств. Йога божеств как метод практики используется исключительно в Тантре.

В чем же главная цель метода, и в чем - мудрости?

Метод в Махаяне служит для накопления заслуг и становится причиной обретения Тела формы будды (рупакая). В Хинаяне метод становится причиной создания тела архата.

Тело формы не обретается случайно, его не получают откуда-то извне. Вы трансформируете в него свое собственное тело, но не грубое физическое, которое не может быть трансформировано, а тонкое тело. В данном случае метод используется для достижения Тела формы будды.

Мудрость помогает достичь Тела истины будды. Существует два Тела истины будды: Тело мудрости, под которым понимается сознание, постигающее все феномены и Тело таковости будды, которое представляет собой чистоту сознания. На санскрите Тело истины будды называется дхармакая, а Тело формы - рупакая.

Есть два вида чистоты сознания: временная чистота и безначальная чистота. Пустотность сознания и есть безначальная чистота ума. Каждый из нас несет ее в себе.

Цель практики мудрости - обретение Тела истины будды. Главная цель метода - достижение Тела формы будды. Существует два уровня рупакаи: самбхогакая и нирманакая. Самбхогакая -это очень тонкое тело, которое могут видеть только существа, обладающие непосредственным познанием пустоты. Обычным людям его не увидеть. Нирманакая - это более грубая субстанция, это тело, которое эманируется из самбхогакаи.

Чтобы быть воспринятыми обычными людьми, будды являются в теле нирманакая. Чтобы действовать на благо всех живых существ, они способны явить тысячи тел нирманакаи.

Его Святейшество Далай-лама - подлинное воплощение нирманакаи. В сердце Его Святейшества находится самбхогакая, т.е. Авалокитешвара - божество сострадания. У тибетцев особая связь с этим божеством, поскольку сознание у них не очень развито, но они очень добрые и полны сострадания.

В следующий раз мы поговорим о механизме Тантры.

Для того, чтобы открыть ворота Дхармы, надо слушать учение, и не 1-2 раза, а постоянно. До тех пор, пока вы не станете буддой, вам надо учиться. Параллельно с получением учения вам необходимо заниматься медитацией. Это как два крыла у птицы: птица не может лететь, если она машет только одним крылом. Поэтому необходимо сочетать медитацию и учение.

Многие великие учителя говорили, что дверь Дхармы открывается через слушание учения и сочетание практики кармы (очищение негативной и развитие позитивной кармы) с практикой Прибежища.

Ворота в буддизм - это практика Прибежища, ворота в Хинаяну - отречение, в Махаяну - бодхичитта. Если вы не развили в себе бодхичитту, и говорите, что принадлежите к школе Махаяны, это пустые слова.

Без бодхичитты невозможна практика Тантры. Тантра - это сущностное учение, квинтэссенция Махаяны. Воротами в Тантру являются йога божеств и посвящение. Без бодхичитты возможно получение благословения, но не посвящения. Только при наличии бодхичитты вы получите подлинное посвящение и станете настоящим практиком. В противном случае вам будет лишь казаться, что вы практикуете Тантру. В наше время есть очень много людей, которые вроде бы практикуют Тантру, а на самом деле весьма далеки от этого.

То, что я вам говорю, берет начало в коренном учении. В школах тибетского буддизма занимаются изучением первоисточников Тантры. Все школы берут за основу первоначальные тантрические тексты. Это фундаментальные тексты, первоисточники, данные нам буддой Ваджрадхарой. Его Святейшество Далай-лама говорит, что будда Ваджрадхара - величайший учитель Тантры.

Его Святейшество разрешил мне передавать учение Тантры. Поэтому я буду говорить о Тантре, но не спешите заниматься практикой. Не пытайтесь сразу же стрелять, сначала разберитесь, где находится мишень. Вначале вам следует заниматься практиками Прибежища, отречения, бодхичитты, шаматхи и випашьяны.

А теперь - ритуал посвящения заслуг.

ЯМАНТАКАЙОГА-ТАНТРА

Выше было сказано, что без практики Сутры, используя только Тантру, невозможно достичь состояния будды. Об этом говорил будда Ваджрадхара - высший учитель Тантры. Без практики Сутры Тантра бесполезна. В сочетании же с ней Тантра становится очень мощным методом. Учение, заключенное в Сутрах, очень обширно. Изучение даже одной Сутры может занять целую жизнь, и вы просто не успеете приступить к другим практикам. Поэтому очень важно иметь продвинутого учителя, который мог бы вам дать в сжатой форме учения Сутры и Тантры и объяснить, как их объединить. Благодаря доброте моего духовного учителя, Его Святейшества Далай-ламы, я знаю, как объединить Сутру и Тантру, как практиковать их вместе.

Вы знаете, что сладость пирожному придает сахар. Но, хотя он и очень важный компонент рецепта, из одного только сахара пирожного не сделаешь. Требуется много других составляющих. И только все они, собранные вместе, позволят нам приготовить вкусное пирожное. Если вы упустите из виду хотя бы один ингредиент, пирожное потеряет вкус. Точно также, как пирожное готовится из особых ингредиентов, так и к состоянию будды ведут определенные причины. И, подобно тому, как вы не можете при­готовить пирожное из одного ингредиента, к состоянию будды не приходят в результате одной причины. Собрав же все причи­ны вместе, вы достигнете состояния будды, даже если не захотите этого.

Продолжим разговор о Тантре. Необходимо, чтобы у вас было полное представление о Тантре, тогда практика ее будет очень эффективной. Хороший архитектор перед тем, как строить дом, должен представить его целиком, увидеть мысленно со всех сторон. Он не бросится тут же копать землю под фундамент. В России есть один недостаток - отсутствие хороших «архитекторов». Люди немного послушают учение - и тут же бросаются рыть землю и строить дом, не получив еще полного представления о том, что должно получиться в результате. Но к духовной практике так относиться нельзя. Для ее успеха необходимо иметь полную картину того, что надо делать и как (например, как заниматься медитацией), и понимать, почему надо идти в том или ином направлении, как практики связаны между собой и каким именно образом можно достичь состояния будды. Постарайтесь все это понять. Не нужно сразу много медитировать, для начала научитесь быть добрыми, понимать учение и размышлять над ним. Это совет не какой-то школы, это совет Будды. Он говорил, что вначале следует слушать, затем - размышлять и только потом - медитировать. Будда не говорил, что нужно сразу заниматься медитацией. Поэтому постарайтесь быть счастливыми, размышляйте и только после этого можете немного позаниматься медитацией, чистой медитацией. Не нужно просто долго сидеть и заниматься медитацией, которая не несет в себе чистоты. Если кто-то спрашивает вас о смысле вашей медитации, а вы не можете толком ответить, это значит, что вы не знаете, как нужно медитировать.

Мы уже говорили о Маха-ануттарайога-тантре. Теперь я расскажу вам о Ямантакайога-тантре.

Мы уже говорили о том, что есть три класса тантр: отцовская, материнская и недвойственная. Ямантакайога-тантра относится к последней категории. Ямантака - гневное проявление Манджушри, божества мудрости. Еще его называют богом смерти. В наше время упадка мы встречаем в своей жизни много препятствий и трагических обстоятельств, которые мешают нашей духовной практике. Чтобы заниматься практикой, мы, прежде всего, должны продолжать жить. Ямантака - очень важное божество для сохранения жизни. Как бог смерти, Ямантака может устранять из нашей жизни опасности. Кроме того, в тантре Ямантаки важно то, что она содержит полное учение как о методе, так и о мудрости. В практике Ямантаки существуют два уровня. Первый уровень - практика зарождения (керим). Второй уровень - практика завершения (дзогрим).

Практика первого уровня, уровня зарождения, заключается в визуализации божества (это называется йогой божеств). Посредством этой практики вы питаете силу своего ума. Однако, как говорил Кедуб Ринпоче, йога божеств без понимания пустоты - это всего лишь игра воображения. Если же есть понимание пустоты, йога божеств становится противоядием, может отсечь сам корень сансары и является очень мощным средством для достижения тела, речи и ума будды.

Даже невысокий уровень понимания пустоты очень полезен. Что вы делаете, практикуя керим? Вы устраняете из своего ума все обычные представления и образы. Каждый объект имеет хорошую и плохую стороны. Каждое живое существо по своей природе чисто. Все живые существа обладают природой будды. Все феномены лишены самобытия. По своей природе любой феномен чист, так как не обладает врожденным, присущим ему изначально самобытием.

В практике уровня становления вы должны помнить о пустоте. Все наши суждения происходят оттого, что мы проецируем что-то на людей, ожидаем от них дурного. Мы видим в человеке врага, а если посмотреть объективно, то никакого врага нет. Если бы этот человек был действительно врагом, то он был бы им для всех. Но он может быть очень хорошим другом для других людей, а врагом только для вас. Почему? Из-за предрассудков вашего ума. Вы смотрите на людей неправильно. Вам кажется, что все плохо, и это состояние вы проецируете на всех живых существ. Так возникают гнев, омрачения и т.п.

Тантра пресекает такое проецирование в самом начале. Прежде всего, ее практика растворяет в пустоте ваши представления о плохом и хорошем. А потом вы возникаете из пустоты уже как божество. Однако вы не можете представлять себя божеством без посвящения. Для этого у вас не будет оснований.

В чем цель посвящения?

Посвящение - это не просто пустая церемония, оно играет очень важную роль. Не принимайте инициации от человека, которого вы плохо знаете. Вначале следует послушать его учение, изучить его и, только если вы решите, что это учение истинно, можно принять посвящение.

Но вы можете быть уверены, что действительно получили посвящение, если вам удалось встретиться с таким великим учителем, как Его Святейшество Далай-лама, или с другим мастеромтакого же уровня. Если ваш учитель настоящий будда, этопросто замечательно. Что вам следует делать во время посвящения?

Посвящение состоит из четырех этапов, каждый из которых может рассматриваться как отдельное посвящение. Вначале вы должны мысленно растворить себя в пустоте. И если вы не знаете, что такое пустота, то получать посвящение бесполезно или малоэффективно. Чтобы суметь растворить себя в пустоте, вы должны иметь очень четкое представление о ней, а также развить в себе отречение и сильную бодхичитту.

Во время инициации вы визуализируете своего учителя в образе божества Ямантаки; затем вы представляете, что становитесь очень маленьким, размером с большой палец руки, и входите в рот вашего учителя (Ямантаки). Через рот божества вы попадаете в утробу его духовной супруги, тоже божества, и в этой утробе - пустота. Из этой пустоты вы рождаетесь как дитя, как маленький Ямантака, размером с большой палец руки.

Во время всего этого процесса ваш духовный учитель концентрируется, вы также концентрируетесь, и через эту концентрацию происходит инициация. Выходя из лотоса духовной супруги божества, вы получаете рождение как маленький Ямантака. Вы -сын или дочь Ямантаки. В высшей йога-тантре нет различия между дочерью и сыном. Как женщины, так и мужчины в равной степени могут достичь состояния будды.

Мужское и женское божества - это одно целое (яб-юм, что в переводе означает «отец и мать»). Лотос находится в утробе женского начала Ямантаки. Не думайте, что здесь речь идет о двух существах: мужской и женский аспекта божества Ямантаки неразделимы. Женское - это аспект мудрости, мужское - аспект метода. Два божества вместе символизируют союз метода и мудрости. Это очень важно знать.

Многие люди хотят получить посвящение (инициацию), но они при этом ничего не знают о нем. Мои друзья получали посвящение не сразу, сначала они готовили фундамент: изучали процесс посвящения, его цель, выбирали учителя. Очень важно выбрать учителя Тантры. Многие, например, стремятся получить посвящение у Далай-ламы. Если ваш учитель - будда, это большое преимущество для практики. Даже одно посвящение может быть очень эффективным, если к нему хорошо подготовиться. Я советую вам поступать так же, как мои друзья.

После того, как вы получаете рождение в качестве маленького Ямантаки, ваш учитель становится вашим отцом-Ямантакой. И тогда уже, как учитель и отец, он дает вам четыре посвящения. Теперь вы имеете право называть вашего учителя отцом. И не только в этой жизни, но и в последующих у вас будут сохраняться отношения отца и сына. Поэтому я советую вам получить посвящение у Далай-ламы, так как вы можете быть абсолютно уверены в том, что он настоящий будда. В древние времена людям приходилось в поисках такого учителя ездить повсюду, преодолевая многочисленные трудности, а сейчас Его Святейшество Далай-лама сам бывает в России.

Первое посвящение - Посвящение сосуда.

Это посвящение совершается с помощыо воды. Здесь имеется в виду не просто вода, а нектар. Во время этого посвящения все негативное полностью уходит из вашего тела, и вы чувствуете, как оно очищается от загрязнений. Посвящение сосуда имеет несколько стадий, на которых вы трансформируетесь в дхьяни-будд. Когда ваше тело очищено, его физическая составляющая трансформируется сначала в будду Вайрочану, затем в будду Ратнасамбхаву и так далее. Короче говоря, в течение этого процесса вы принимаете в себя «отпечатки» пяти дхьяни-будд. Посвящение сосуда дает вам потенциал для практики керим и оставляет отпечаток света нирманакаи в вашем уме. Чем лучше ваша визуализация, тем глубже будет ваше посвящение, и наоборот.

Второе посвящение - Тайное.

Оно дается с целью очищения ваших каналов, подчинения ветров и усиления потенции белого и красного семени. Ветер, канал и семя очень важны на стадий завершения (дзогрим). Во вре­мя тайного посвящения учитель дает вам особый нектар. При этом вы представляете, что получаете две капли красного и белого семени Ямантаки. Таким образом следует воспринимать этот нектар. Глотая капли нектара, вы получаете посвящение. Когда ваши губы касаются жидкости, вы должны представить себе, как все ваше тело наполняется нектаром и светом. Все каналы в этот момент очищаются, и все ветры подчиняются вам. Ваше семя увеличивается и становится чистым. В то время, как вы занимаетесь этой визуализацией, учитель совершает особые ритуалы.

При втором, Тайном посвящении очищается ваша речь. Вы получаете благословение речи Ямантаки, отпечаток света самбхогакаи в вашем сознании. Самбхогакая - тонкое Тело формы будды.

Третье посвящение - Посвящение мудрости.

О нем нельзя рассказывать подробно. В результате Посвящения мудрости из вашего сознания уходит все негативное. Вам дается благословение сознания Ямантаки и «отпечаток» света дхармакаи. Есть два вида дхармакаи: Истинное тело мудрости и Тело таковости истины. Во время Посвящения мудрости вы получаете «отпечаток» Истинного тела мудрости, а также силу, потенциал, чтобы перейти к практике завершения. Если во время тайного посвящения вам дается сила, чтобы обрести Иллюзорное тело, то при Посвящении мудрости вы получаете силу для достижения Ясного Света.

Все посвящения очень глубоки по своему смыслу, и перед их получением должна быть заложена хорошая основа для тантрической практики. В этом случае каждое посвящение будет очень эффективным.

Четвертое посвящение - Посвящение словом.

Во время этого посвящения учитель объясняет вам, что такое Иллюзорное тело и как достичь состояния будды через союз Иллюзорного тела и Ясного Света. Когда вы получаете Посвящение слова, оно оставляет сильный отпечаток в вашем уме. Люди, которые сумели заложить хорошую основу, получают в этот момент очень высокую реализацию. У некоторых даже происходит осознание Ясного Света. Во время четвертого посвящения вы получаете благословение тела, речи и ума. При этом вы должны визуализировать, что ваши тело, речь и ум очищаются от всего отрицательного. Вам дается очень мощная практика Иллюзорного тела и Ясного Света и «отпечаток» света Тела таковости истины.

При каждом посвящении вы должны делать подношение мандалы. После четвертого посвящения совершается заключительное подношение мандалы.

Вы должны быть уверены, что во время посвящения получили «отпечатки» четырех тел Будды и силу для практики стадий накопления и завершения. После этого ваша практика будет очень эффективной. Получив посвящение, вы становитесь сыном или дочерью Ямантаки. Люди видят вас как обычного человека, но в вашем сердце находится Ямантака. Если вы как следует занимаетесь практикой визуализации, то на уровне тонкого тела преобразуетесь в Ямантаку. Хотя обычные люди этого не могут заметить, духи будут видеть вас в форме Ямантаки и уже не смогут причинить вам вред.

После получения этого посвящения вы должны постоянно напоминать себе о том, что вы - божество. И какой бы звук вы ни слышали, его следует воспринимать как мантру. Это сложно. Вам будет необходимо получить более подробное учение на этот счет. Было очень много дискуссий на тему: можно ли в человеке видеть божество? На этот вопрос есть очень обоснованный ответ, но я не уполномочен давать его. Например, говорят, что невозможно представлять себя Ямантакой, так как, если вы действительно Ямантака, вам нет необходимости очищать свою негативную карму. Если же вы не Ямантака, то думать о себе как о божестве - просто иллюзия. И действительно, если вы не знаете, как практиковать, Тантра может превратится в иллюзию. Расскажу вам одну историю. Когда Атиша приехал в Тибет, там занималось медитацией около двадцати четырех тысяч человек. Один из учеников Атиши спросил учителя: «Многие ли из тех, кто медитирует, встанут на путь достижения состояния будды?» Атиша ответил на это: «Только четыреста человек встанут на этот путь. Остальные, воображая, что занимаются духовной практикой или Тантрой, продолжают вращаться в сансаре». Эта история имеет глубокий смысл. Я рассказываю ее вам потому, что наблюдаю подобное в России. Тогда Атиша пояснил свое мнение: «Если человек не выработал в себе отречения, то какой бы практикой он ни занимался, пусть даже высшей Тантрой, это не станет причиной достижения освобождения. Как же он сможет достичь состояния будды?» Чтобы вы ни делали, какой бы практикой ни занимались, без бодхичитты и отречения вы не создадите причины для достижения состояниябудды.

Теперь о практике порождения. Этой практикой вы можете заниматься с утра до вечера.

Утром, при пробуждении, вы представляете себе, что это божества и дакини разбудили вас звуками колокольчиков и других музыкальных инструментов. С такой визуализацией вы встаете, представляя себя божеством Ямантакой. Когда вы умываетесь, вы умываете лицо Ямантаки. Это становится основой для создания хорошей кармы. Вы представляете себе, что в вашей сердечной чакре находится ваш учитель (величиной с большой палец руки) - божество Ямантака (или Манджушри). Он и защитники Дхармы все время находятся с вами, в вашем теле. После того как вы умылись, вы благословляете свой язык, для чего существует специальная мантра. Теперь, что бы вы ни говорили людям, ваши слова превращаются в мантру, если же вы произносите мантру, она становится очень мощной. Во время еды вы не должны принимать пищу так, как это делает обычное существо. Тантра потому и считается быстрым путем, что превращает такие простые вещи в эффективные методы практики Дхармы. Существуют особые мантры для накопления заслуг, для благословения ваших четок, для увеличения ваших подношений. Детали вы узнаете после получения посвящения от Далай-ламы. Тогда же я дам вам все мантры. И все, что вы будете делать, станет эффективной практикой Дхармы, даже ночной сон, поскольку даже во сне вы будете практиковать.

На стадии накопления вы работаете с тремя телами Будды. В начале - с дхармакаей, при этом вы растворяетесь в пустоте. Существуют три особых практики работы с дхармакаей, самбхогакаей и нирманакаей, но сейчас не время об этом говорить. Они подготовят ваши тело и ум. И после этого вы сможете очень эффективно заниматься практикой завершения. Начнете с практики изоляции тела, за которой последуют практики изоляции речи и ума. Занимаясь изоляцией ума, вы познаете Ясный Свет. Вначале это только предварительный Ясный Свет. После этого вы переходите к практике Иллюзорного тела. На этой стадии ваше Иллюзорное тело еще не очищено. Далее, занимаясь практикой, вы достигаете подлинного Ясного Света. Теперь уже вы можете обрести чистое Иллюзорное тело. Так вы достигаете союза Ясного Света и Иллюзорного тела. После этого через медитацию вы трансформируете чистое Иллюзорное тело и подлинный Ясный Свет в тело будды. Чистое Иллюзорное тело трансформируются в Тело формы будды - рупакаю. Подлинный Ясный Свет - в Тело истины будды - дхармакаю. Так вы становитесь буддой.

Теперь я расскажу все то же в обратном порядке. Для того, чтобы достичь состояния будды, нужно создать причину. Иначе это невозможно. Если бы вещи происходили без причины, любой мог бы стать буддой. Прямая причина обретения тела будды - Иллюзорное тело и Ясный Свет. Они должны пребывать в союзе. Сначала вы достигаете Иллюзорного тела, затем постигаете Ясный Свет, и только тогда возможен их союз. Он зависит от практики изоляции ума, которая зависит от изоляции речи, а изоляция речи - от изоляции тела. Завершающая стадия зависит от стадии накопления, а она, в свою очередь - от посвящения, без которого вы вообще не можете приступить к практике. Для получения посвящения необходимо создать основу. Она подобна сосуду, который можно наполнить нектаром. Если сосуда нет, нектар прольется впустую. Основание для практики создается посредством постижения пустоты и развития бодхичитты. И то, и другое очень важно. Для того, чтобы развить бодхичитту, необходимо отречение. Ведь если вы не способны отречься от сансары, то как вы можете развить в себе сострадание ко всем живым существам? Мы часто испытываем сострадание при виде слабых и больных людей. Но если перед нами богатые и процветающие люди, вместо сострадания мы можем почувствовать зависть. Почему даже тот, кто практикует буддизм, иногда чувствует зависть? Потому что он еще не выработал отречение. Иначе он испытывал бы одинаковое сострадание и к бедному и к богатому, зная, что и тот и другой пребывают в сансаре.

В больнице, где лечат от туберкулеза, можно увидеть такую картину: в то время, как одни страдают от боли, другие веселятся и развлекаются. Но если вы знаете, что такое туберкулез, то почувствуете одинаковое сострадание ко всем больным. Вы понимаете, что человек может не испытывать боли в данный момент, но вскоре непременно будет страдать. Точно так же в сансаре все страдают от ментальных недугов гнева, ревности, привязанности и невежества. Все одинаково больны - и бедные, и богатые. Поэтому к ним следует испытывать не зависть, а только сострадание, причем ко всем равное. Подлинное сострадание приходит в результате отречения. Чем полнее ваше отречение, тем сильнее сострадание. Так развивается бодхичитта. А через бодхичитту и накопление заслуг придет познание пустоты. Таким образом, мы видим, что все упирается в отречение. Его отсутствие - основная причина того, что мы не имеем успехов в практике.

Отречение мы вырабатываем, постигая учение о Четырех Благородных Истинах. Основой для отречения от всего, что связано с этой жизнью и сокращением привязанности к ней, служит учение о драгоценности человеческой жизни и о непостоянстве. Это учение очень важно, оно откроет и разовьет ваш ум.

Для того, чтобы ваша практика, как Сутры, так и Тантры, была успешной, вы должны заниматься практикой развития преданности своему гуру. Гуру-йога - корень всех духовных практик. Лама Цонкапа получил это учение непосредственно от Манджушри. На этом мы пока остановимся.

Ритуал посвящения заслуг.

О КАРМЕ

Вы уже имеете общее представление о буддизме и знаете, что главная цель человеческого существования - это обретение состояния будды. Цель эта долгосрочная. Однако, как гласит тибетская мудрость, не надо все время смотреть слишком далеко вперед. Если смотреть только вдаль и не видеть того, что находится вблизи, можно упасть. Поэтому необходимо видеть и настоящий момент, чтобы правильно делать шаг за шагом. Близкая цель имеет большое значение для вашей практики.

Первый шаг в практике Дхармы - это практика кармы. Это очень важная практика. В чем же именно заключается практика кармы? В устранении негативной кармы и создании позитивной. И для этого не обязательно сидеть неподвижно и предаваться созерцанию. Заниматься практикой нужно в повседневной жизни. Если вы не победили свой эгоизм, то попытки достичь высоких результатов в уединенной медитации будут абсолютно |бесполезны. Оставлять свою жизнь без изменений и надеяться на то, что когда-нибудь потом вы уйдете в горы и займетесь там духовной практикой - это значит заниматься самообманом. Обратите на это внимание.

Когда я начал выполнять практику кармы, меня это действительно изменило. Я стал мягче, добрее, и другие люди изменили отношение ко мне, им захотелось общаться со мной, разговаривать. Это признак прогресса.

Для правильной практики кармы необходимо знать теорию. Как же действует карма? Во многих религиях существует убеждение, что наше счастье и страдание зависят от Бога. Это убеждение рождает определенный подход к жизни. И он, безусловно, помогает, но при анализе подобных теорий возникает много противоречий. Следуя такому взгляду, человек становится слишком незначительным, пассивным, а Богу отводится роль активной силы, от которой все зависит. Тогда вы задаетесь вопросом, есть ли у Бога сострадание? Если оно есть, то почему Бог допустил появление страдания? Ведь Богу все известно, ему принадлежит вся сила, значит, он изначально создал все несовершенным? В буддизме считается, что согласие с данной концепцией означает признание того, что Бог изначально виновен во всем существующем несовершенстве. Буддизм не принимает эту теорию. В буддийской философии считается, что источник наших страданий и нашего счастья - не Бог, а наши собственные поступки. И судьбу свою определяем мы сами, а не Бог. Вы не можете обвинять в чем-либо Бога или кого-либо еще. Если вы страдаете, то в этом виноваты только вы, и никто другой. Сунув палец в огонь, вы почувствуете сильную боль от ожога. Отчего возникла эта боль? Она стала результатом вашего поступка. Бог здесь ни при чем. Результат вашего действия зависит от того, поступаете вы обдуманно или неразумно. В буддизме, к примеру, очень основательно изучается человеческое тело. Тибетская медицина считает, что состояние нашего тела зависит, в том числе, от диеты. Правильное питание является залогом хорошего здоровья, а неправильное приводит к болезни. Но кто именно выбирает ту или иную диету? Главное действующее лицо здесь - вы. Если вы следуете неправильной диете, то, сколько ни молитесь, здоровья у вас не прибавится. В то время как при правильном питании проблем будет значительно меньше и здоровье придет само. Таким образом, буддизм говорит, что результат зависит не от наших желаний, а определяется теми или иными причинами.

Теория кармы основывается на законе причины и следствия. Это не новая теория, которую открыл Будда, она была известна задолго до него, а сам механизм кармы действовал всегда. Что делаем мы? Мы лишь изучаем причины и следствия и смотрим, как все происходит в этом мире. При этом, когда мы говорим о законе причины и следствия, надо учитывать, что существует два уровня причинно-следственных связей: грубый и тонкий.

Грубый уровень причинно-следственной взаимозависимости очень хорошо известен науке. Его изучает наука, и этому мы обязаны материальным развитием общества. Но мало кто знает причинно-следственные связи на тонком уровне. Поэтому так незначителен прогресс в духовном направлении. Практика кармы начинается с развития убежденности в том, что такая причинно-следственная зависимость на тонком уровне существует. Такая убежденность естественным образом изменит ваше поведение. Например, если вы скажете маленьким детям: «Не ешьте эту сладость, она отравлена», это их не остановит. Сложно убедить детей в том, что нельзя есть отраву, если она сладкая. Позднее, повзрослев, ребенок сам поймет, что приносит ему вред. И, узнав это, он уже не возьмет в рот сладкий яд, сколько бы ему ни предлагали.

Если вы не будете глубоко понимать теорию кармы, а просто станете доверять чужим словам о том, что делать можно, а чего нельзя, по сути в вас ничего не изменится. Глубокое понимание необходимо, иначе вы будете нарушать запреты просто из чувства противоречия. При поверхностном понимании вы попытаетесь какое-то время поступать так, как вам говорят, но со временем в вас накопится внутреннии протест, что может привести к срыву. Есть опасность даже совсем прекратить духовную практику. Поэтому вы должны подходить ко всему очень осознанно.

Итак, поговорим о тонком уровне причинно-следственного закона. Он и называется кармой.

Слово «карма» означает «отпечаток» или «след», из которого рождается счастье или страдание. Очевидно, что карма играет важную роль в нашей жизни. Но она выражает связь настолько тонкую, что мы ее просто не замечаем. Мы видим только грубый план, на уровне которого, в основном, и задействованы все наши усилия и внимание. И при этом не владеем тонким уровнем, в котором, собственно, и коренятся причины всего происходящего с нами. Именно поэтому нам никак не удается достичь счастья.

Принято считать, что, если вы умны, то можете многого добиться. Однако мы часто имеем возможность убедиться в противном. Обычно умные люди имеют множество проблем и не в состоянии получить желаемое. Это происходит потому, что нельзя добиться всего с помощью интеллекта, действуя только на грубом уровне.

Во время своей аналитической медитации можете рассмотреть такой пример. Два человека с одинаковым интеллектом и равным начальным капиталом занимаются бизнесом. У одного дела идут успешно, а у другого - нет. В чем причина? На уровне грубых причинно-следственных связей они находятся в равном положении. Сам собой напрашивается ответ: просто один - удачлив, а другой - нет. Тогда в чем же причина удач и неудач? Единственный ответ на это - карма. У людей, не имеющих кармических причин для удачи, ее и нет. Так что в нашей жизни карма играет огромную роль.

Далее я объясню, как мы создаем карму в повседневной жизни.

Карма создается нашими телом, речью и умом. Каждое наше действие оставляет отпечаток в нашем сознании.

В нашем сознании существуют три категории кармических отпечатков.

1 категория - отпечатки, которые приносят счастье. Они называются позитивной кармой.

2 категория - отпечатки, создающие причины для страданий. Это негативная карма.

3 категория - кармические отпечатки, не создающие причин ни для страданий, ни для счастья, называемые нейтральной кармой.

Наши положительные действия тела, речи и ума создают положительную карму.

Негативные действия тела, речи и ума создают негативную карму.

Очень важно знать, что причиной нашего страдания или счастья являются действия тела, речи и ума, и уметь управлять ими.

Если вы останавливаете негативные действия тела - это позитивная карма. Приведу пример. Когда вас кусает комар, то обычно вы его убиваете. Но, если в этот момент вы подумаете об убийстве как о том, что создает негативную карму, и остановите вашу руку, это и будет настоящей практикой кармы.

Если в тех случаях, когда вы обычно критикуете других людей, вы начинаете останавливать себя, это создает хорошую карму.

Когда в нашем уме возникает гнев, мы создаем плохую карму. Подумайте в этот момент: «У меня и так много проблем, а своим гневом я только создам себе дополнительные сложности. Лучше мне остановиться и не вести себя глупо». Если вы хотите погасить огонь, надо залить его не маслом, а водой. В данном примере вода - это попытка успокоить и обуздать себя.

Такой образ мышления поможет вам постепенно измениться. Вы можете быть уверены в этом. Даже слона, если хорошо постараться, можно сделать послушным. Почему же тогда мы не в состоянии

Наши рекомендации