Институт Далай ламы: история создания, наиболее выдающиеся далай ламы и их достижения (3-й, 5-й, 14-й).

ДАЛАЙ-ЛАМА (кратско)

с 16 в. титул тибетских первосвященников (от монг. далай - море (мудрости) и лама ). Возникновение института Д.-л. связано с усилением в Тибете секты Гэлуг-ба, или желтошапошной, основанной Цзонкаба (1357-1419). Первые далай-ламы (до 3-го Д.-л. они еще не носили этого титула) были лишь преемниками Цзонкабы как главы секты Гэлуг-ба. Это были Гэдюн-труп (1391-1474), основавший в 1447 монастырь Трашилхунпо, и Гэдюн-джамцо (1475-1542). Последний был объявлен в конце жизни "перевоплощением" Гэдюн-трупа, одновременно был сформулирован т. н. принцип перевоплощения умершего главы секты Гэлуг-ба в только что родившегося младенца, что обеспечивало преемственность руководства секты, придерживавшейся безбрачия.

Титул Д.-л. главы секты Гэлуг-ба стали носить начиная с 3-го Д.-л. Соднам-джамцо (1543-88), распространявшего буддизм среди монголов и получившего этот титул в 1578 от монг. Алтын-хана.

Далай-лама (расширенно)

(тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли: ta la’i bla ma, монг. Далай багш) — линия передачи (тулку) в тибетском буддизме школы Гелуг, восходящая корнями к 1391 году. По представлениям тибетского буддизма, Далай-лама является перевоплощениембодхисаттвы Авалокитешвары (тиб.: Ченрезиг [spyan ras gzigs]), бодхисаттвы сострадания. Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы. В связи с этим, и теперь Далай-лама рассматривается как духовный лидер тибетского народа.

По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелуг, на самом деле он таковым формально не является, — ей официально руководит Ганден Трипа(dga' ldan khri pa).

«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».

После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.

История

В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама.[1] Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутовГуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю Правительства в изгнании (калону-трипа).

Правительство КНР, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал процедуру выборов Далай-лам и других высших лам с помощью записок с именами, вытягиваемых из золотой урны. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.

Далай-лама XIV заявил, что новый Далай-лама не будет рождён на территории Китайской Народной Республики[2], и, возможно, вообще не будет более перерождаться. Однако он обратил внимание, что ему нужно будет продолжать незаконченную работу, и, если ситуация в Тибете не изменится, он всё-таки переродится[3]. Он отмечал, что, если институт Далай-лам выполнит свои цели, он может прекратиться.[3]

Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с Пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворецНорбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в североиндийском городке Дхарамсала.

Далай-лама III, Сонам Гьяцо (тиб. བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bsod nams rgya mtsho) (1543—1588) — третий Далай-лама, тибетский религиозный и политический деятель.

Имя Сонам Гьяцо мальчик получил в возрасте 7 лет. В 1552 году, пройдя обучение в монастыре Дрепунг, он стал его настоятелем, а в 1558 возглавил также монастырь Сера.

В 1574 году он основал монастырь Намгьял (первоначальное название —Phende Lekshe Ling), который по настоящее время является личным монастырём Далай-лам.[1]

В 1578 году монгольский князь Алтын-хан пригласил его в свою страну, где Сонам Гьяцо участвовал в съезде монгольских князей. Хан подарил ему золотую печать с надписью: «Печать Ваджрадхары— Далай-ламы. Да будет победа!», а Сонам Гьяцо даровал в ответ монгольскому хану имя Брахма, повелитель религии. Таким образом Сонам стал первым из Далай-лам, кого официально стали именовать этим титулом.

Далай-лама III основал монастырь Кумбум на месте рождения Цонкапы,Литанг — в Кхаме, а также множество монастырей в Монголии, где он умер в 1588 году.

Нгава́нг Лобса́нг Гьяцо́ (1617—1682) — пятый Далай-лама («Великий Пятый»), выдающийся тибетский религиозный и политический деятель (Кратко)

монгола по происхождению, стал знаменитый 5-й Д.-л. Агван-лобсан-джамцо (1617-82). Он силой установил власть секты Гэлуг-ба над всем Тибетом, став фактически не только его духовным, но и светским правителем. 5-й Д.-л. построил дворец Потала в Лхасе, куда перенес резиденцию Д.-л. из монастыря Дрэпунг. Стремясь к обоснованию "божественности" происхождения власти Д.-л., он объявил себя земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. При 5-м Д.-л. возник институт панчен-лам.

Наши рекомендации