Терроризм как глобальная проблема
1.терроризм
2. Этапы в истории развития терроризма.
2.1национальный
2.2 транснациональный
3. типы современного терроризма
· политический
· информационный
· экономический
· социальный
4.Главные стратегические условия борьбы с терроризмом
Практическое задание
1.Существование глобальных проблем человечества свидетельствует
1) о целостности современного мира
2) о выравнивании уровней развития
3) о взаимодействии стран и народов
4) о преимуществах экономически развитых стран
2. Причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают
1) исторические традиции
2) культурное многообразие мира
3) рост масштабов хозяйственной деятельности человека
4) многовариантность общественного развития
3.Суть глобальной проблемы «Север-Юг» состоит в
1) старении европейских наций, снижении рождаемости
2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны
3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием
4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира
4. Какой из указанных фактов относится к глобальным демографическим проблемам?
1) загрязнение природной среды промышленными отходами
2) сокращение разнообразия видов растений и животных
3) деятельность международных террористических организаций
4) низкая рождаемость в наиболее развитых странах мира
5. Задача. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
6. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
Что не является глобальной проблемой?
Экологическая, демографическая, исчерпание ресурсов, рост преступности, загрязнение мирового океана.
Совместите
1. 15 миллионов километров пластикового мусора плавает в северной части Тихого океана | А.Экологическая |
2 Старение населения в Европе и очень низкий уровень рождаемости | Б.Демографическая |
3 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов. | В.Исчерпание ресурсов |
4 нехватка газа на Украине | Г.Проблема СЕВЕР ЮГ |
9.Рассмотрите фотографию. Перед вами три глобальных проблемы. Какие? Опишите их?
Тема 24. Дифференцированный зачет .
Вариант 1
Часть 1
1.Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу. Данное утверждение является примером:
1)обыденного мировоззрение
2) мифологическогомировоззрения
3) эмпирического
4)научного мировоззрения
Что такое диалектика
1.учение о борьбе противоположностей
2.учение которое рассекает мир на множество не связанных друг с другом частиц
3.учение согласно которому мир создан богом
4.учение согласно которому человек произошел от обезьяны
3.Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) миф | 4) знание является результатом целенаправленной деятельности |
В) обыденное знание | 3) знание раскрывается в процессе повествования |
Б) наука | 1) знание является подобным продуктом практической деятельности |
Г) искусство | 2) знание существует в форме художественного образа |
4. Какой ряд понятий связан с постиндустриальной стадией в развитии общества?
А.сельская община,сословия
Б.Глобализация,микропроцессор
В. Цеховые уставы, классовая струткура
Г.Фабричное производство
5. В качестве примера влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать
А.строительство великих пирамид правителями Египта
Б. Борьбу древних Египтян против Хеттов
В.Возникновение ранних государств в долине Нила, несущего плодородный ил
Г.походы А.Македонского в Египет
6. Человека как личность прежде всего характеризует
А. биологические особенности
Б. тип нервной системы
В. умение общаться
Г. Состояние здоровья
Западники считали, что
а) что реформы Петра I повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада;
б) что Россия стала цивилизованным государством благодаря преобразованиям Петра Великого
8.Совместите позиции из левого столбца с позициями из правого
1ФЕЕРБАХ | А.МАТЕРИАЛИЗМ Б.ИДЕАЛИЗМ |
2КАНТ | |
3ГЕГЕЛЬ | |
4ШЕЛЛИНГ | |
5МАРКС | |
6ЭНГЕЛЬС | |
7ФИХТЕ |
Верно ли суждение?
1 К материалистам относят Канта,Фихте,Шеллинга,Гегеля
2 К идеалистам относят Канта,Фихте,Маркса
3 В основе немецкой классической философии лежит принцип свободы и 4 гуманистические ценности
4 Понятие «вещь в себе» принадлежит Канту
5 «Вещь в себе» непознаваема
6 Понятие абсолютной идеи Гегеля схожа с понятием бога
7 Абсолютная идея по Гегелю обретает сознание через человека
8 В основе антропологического материализма Феербаха находится абсолютный дух
9 Сущность позитивизма в том, чтобы философия опиралась на религиозные догмы.
10. Вставьте пропущенное слово
А.Учение о ноосфере принадлежит ученому ___________
Б. «Природа не храм, а мастерская, в которой человек работает» - это суждение характерно для принципа _______
В. Природа постоянно развивается, происходят мутации, появляются и умираю различные виды животных и растений – это признак ___________ природы
Часть 2
Задание 1.Работа с текстом
Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991
1. Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
2. Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
3. В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.
4. Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.
Задача 2. . Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Задача 3. В богатую процветающую страну с севера вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города. На многие десятилетия запустели города и деревни. О каком общественном явлении свидетельствуют указанные факты?
Задание 4. Составьте план темы «Философское учение о познании»
Вариант 2
1.Что такое метафизика?
1.учение о борьбе противоположностей
2.учение которое рассекает мир на множество не связанных друг с другом частиц
3.учение согласно которому мир создан богом
4.учение согласно которому человек произошел от обезьяны
2.Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?
1) определяет общую направленность личности
2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём
3) обладает эмоциональной окраской
4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры
3. Выберите признаки традиционного общества
А. большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
Б.В управлении широко применяются электронные технологии
В .в сознании людей доминирут коллективистские ценности
Г В жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
Д Общество отличается низким уровнем социальной мобильности
Е Динамичность общественных перемен
4. Главной задачей, стоявшей перед страной в середине 19 века, славянофилы считали:
а) чтобы примкнуть к Западу и образовать «единую общечеловеческую культурную семью»;
б) возвращение России «в старое, самобытное состояние».
5.Кто принадлежит к идеалистическому направлению
1.феербах
2.Маркс
3Энгельс
4.Гегель
6. Французский просветитель Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать – для человека – одно и то же». В основе деятельности человека в отличие от поведения животных лежат
А. инстинкты
Б.рефлексы
В.осознанные мотивы
7. Что обобщающее
Человек, общество, природа, культура , искусство, душа, биосфера
8.совместите
1.К.Хорни | А. Основа мировоззрения-прагматизм |
2.У.Джеймс | Б.установка базальной враждебности |
3.А.Адлер | В.Русская религиозная философия |
4.Фромм | г.сознание и бессознательное не являются противоположными частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством |
5.Достоевский | Д. Основная моральная проблема современности— это безразличие человека к самому себе. |
1. Толстой | Е. церковные таинства – это суеверия |
7.Западники | Ж. Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею |
8.Славянофилы | З. критиковали феодальный строй царской России, противопоставляя ему, строй прежде всего Англии и Франции |
9.Вставьте слова в текст. Философия позитивизма.
Позитивизм— филос. направление 19—20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного ____1______по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение ____2____методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений. В своем развитии____3_____. прошел три этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении филос. мысли.
Родоначальником позитивизма считается О. Конт. Рассматривая историю человеческого познания и умственное развитие отдельного _____4_____, Конт пришел к убеждению в том, что человеческий ____5_____ в своем развитии проходит три стадии. На заре человечества люди объясняли явления окружающего мира с помощью___6____ и религии, затем человеческий разум возвысился до философскогообъяснения; в 19 в. филос. объяснение должно уступить место ___7____ познанию мира.