Проблема нищеты и бедности как глобальная проблема

Бедность – глобальная проблема человечества.

То обстоятельство, что сегодня нищета, бедность, отсталость характерны прежде всего для третьего мира, не делает проблему менее актуальной по отношению к высокоразвитым государствам. Неспособность большинства беднейших стран вырваться из нищеты собственными силами сделала проблему бедности общечеловеческой, превратив ее в одну из болевых точек мировой повестки дня. Об этом свидетельствуют материалы ООН, доклады Всемирного банка, других международных организаций, повестки дня саммитов «восьмерки» и «двадцатки». Важнейшей инициативой на мировом уровне стал саммит ООН в Нью-Йорке, сформулировавший в 2000 году «Цели развития тысячелетия». Именно тогда первое место в списке задач, которые человечество должно решить к 2015 году, заняло сокращение в два раза числа нищих и голодающих людей в мире по сравнению с 1990 годом.

Бе́дность это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

Растущая озабоченность и тревога, которые вызывает проблема бедности в мире, объясняются в первую очередь тем, что в своем нынешнем виде глобализация, придающая миру небывалую целостность, не уничтожает и не сглаживает его внутреннюю противоречивость. Наоборот, она ее усиливает и обостряет.

Главная опасность раскола мира на зоны благосостояния и нищеты заключается в том, что в условиях глобальных трансформаций закрепляется связь бедности с другими глобальными угрозами и рисками – нелегальной миграцией, международным терроризмом, ростом транснациональной преступности. Нищенское существование, антисанитария, хронические болезни делают население беднейших стран легкой добычей различных инфекций и эпидемий, представляющих опасность и для жителей богатых стран (ВИЧ, лихорадка Эбола, атипичная пневмония и другие пандемии).

Проблема бедности усугубляется развитием демографических процессов. Несмотря на то что к 2030 году в большинстве развивающихся стран темпы роста населения сильно замедлятся, это не приведет к сокращению нищеты и бедности. В ближайшие 20 лет население земного шара увеличится почти на 1,5 млрд. человек. Более 97% этого роста придется на развивающиеся страны. В частности, на 320 млн. человек увеличится население в Африке южнее Сахары, где бедность стала застойной, наследственной.

Ухудшение среды обитания в результате климатических изменений также обостряет проблему бедности. Даже если в ближайшее время мировое сообщество сумеет договориться о мерах, направленных на снижение выбросов парниковых газов, существуют обоснованные сомнения в том, что это быстро окажет положительное влияние на сельское хозяйство. Высокими останутся и затраты на восстановление экономики и помощь пострадавшим после природных катастроф, в силу ряда причин сильнее всего затрагивающих население наименее развитых стран.

Нищете и бедности сопутствуют голод и нехватка питьевой воды. К настоящему времени число людей, страдающих от голода и недоедания, достигло 1 млрд. человек, что создает серьезную угрозу международной безопасности.

Сегодня три четверти беднейших обитателей планеты живут в сельской местности. Однако урбанизация коренным образом меняет сферы распространения и характер нищеты. По прогнозам, к середине ХХI века две трети населения земного шара будут проживать в городах. Уже сегодня 1 млрд. человек – 30% горожан мира – живут в трущобах. Если нынешние темпы роста городского населения и характер распределения доходов сохранятся, то к середине 20-х годов число жителей трущоб достигнет 2 млрд. Высокий уровень заболеваемости, детской смертности, преступности, ограниченность жизненных перспектив, характерные для обитателей трущоб, создают питательную среду нестабильности и увеличивают потенциал насилия.

В развитых странах одним из наиболее существенных факторов, влияющих на динамику бедности, является уровень безработицы. Пессимистические прогнозы его увеличения в странах – членах ОЭСР до 10% в 2010 году не оправдались. В августе он был зафиксирован на уровне 8,5%. Однако в абсолютном выражении за последние два года число безработных выросло на 13,4 млн. человек.

Наряду с колебаниями экономической конъюнктуры и социальной политикой государства существенное влияние на динамику бедности в развитых странах может оказывать и рост числа низкооплачиваемых рабочих мест. Статистические данные за последние 25 лет свидетельствуют о том, что в большинстве стран этот показатель повышался, что связано с расширением сектора услуг (торговля и ремонт, гостиницы и рестораны, коммунальные услуги), где велика доля неквалифицированного труда.

Что касается развивающихся стран, то до начала кризиса преобладающей тенденцией в динамике абсолютной бедности было ее устойчивое снижение везде, кроме Африки южнее Сахары. Меры, направленные на борьбу с нищетой (иностранная помощь, списание долга, многосторонние усилия по либерализации режима международной торговли и поощрению инвестиций), а главное – продолжительный период быстрого экономического роста во всех развивающихся странах привели к снижению уровня абсолютной бедности – с 42% в 1990 году до 25% в 2005-м. Это произошло главным образом благодаря резкому – с 55 до 17% – падению уровня бедности в Восточной Азии (включая Китай). Хотя в странах Африки южнее Сахары уровень снизился с 58 до 51%, вследствие быстрого роста населения в абсолютном выражении число живущих менее чем на 1,25 долл. в день увеличилось с 296 млн. в 1990 году до 388 млн. человек в 2005-м.

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек. В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд. чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные.

С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве — Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Что касается России, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2011 году, по предварительным данным, выросла на 1,1% по сравнению с 2010 годом и составила 18,1 миллиона человек, или 12,8% от общей численности населения России, говорится в сообщении Росстата.

В 2010 году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло около 17,9 миллиона человек (12,6% от общей численности населения).

Величина прожиточного минимума по России устанавливается правительством РФ исходя из потребительской корзины, которая рассчитывается на основании данных Росстата об уровне потребительских цен. По итогам четвертого квартала 2011 года она составила в среднем по России 6,209 тысячи рублей на душу населения, уменьшившись по сравнению с третьим кварталом на 1,2%. Величина прожиточного минимума для трудоспособного гражданина составила по итогам четвертого квартала прошлого года 6,71 тысячи рублей, для пенсионера - 4,902 тысячи рублей, для ребенка - 5,993 тысячи рублей.

Между тем, Всемирный банк ранее прогнозировал снижение уровня бедности в РФ в 2011 году до 12,4%, в 2012 году - до 11,3%. Уровень бедности в России в 2010 году, по данным ВБ, практически не менялся.

Масштабные меры фискального стимулирования помогли смягчить негативные последствия кризиса, однако большое количество россиян по-прежнему остается за чертой бедности, при этом большой сегмент среднего класса остается уязвимым к новым шокам, которые могут повлиять на их доходы, отмечал ВБ. Таким образом, посткризисное восстановление еще не успело дать ощутимого эффекта в плане сокращения бедности, несмотря на улучшение ситуации на рынке труда.

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

Международный Валютный фонд и Всемирный банк. Европейский банк реконструкции и развития, другие финансово-кредитные учреждения. Их характер, формы деятельности, эволюция. Вступление России в ВТО и оценка этого события.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) - первый межгосударственный банк, который был организован в 1 930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1 979 г. БМР производит расчеты между странами - участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.
БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. На протяжении 60 лет он продолжает изменяться и перестраиваться. Со времени своего создания он формировался историей, и на нем сказывались экономические и политические идеи времени.

Хотя МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:

· содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

· способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

· содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

· помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Издания МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности») выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

Наши рекомендации