Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы.

1.Понятие природы - весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования.

2.Природа как открытая динамическая система (приводим примеры)

Открытая

Динамическая

Система

3. Природа в философии:

А.природа как хаос, совокупность стихийных сил

Б. природа – совокупность строгих закономерностей

Природа как естественная среда обитания человека

Неживая – геосфера

Живая - биосфера.

4. Учение о ноосфере.

Динамика роста объемов искусственной среды обитания, ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить общество сегодня. Объем техномассы уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Огромное, все увеличивающееся влияние общества и человека на природу получило свое отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере.

5. Восточное восприятие природы –в основе гармония

Западное восприятие.

принцип космизма: природа – едина, гармонична (милетская школа – Анаксимен, Анаксимандр; пифагорейская школа; идеи Эмпедокла).

принцип антропоморфизма (природа рассматривается по аналогии с человеком). Человек выделил себя из природы, упростил ее понимание.

принцип утилитаризма-В Новое время складывается принцип утилитаризма («Природа не храм, а мастерская, в которой человек работает»

антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Проблема жизни, ее конечность и бесконечность.

Рассмотрим основные концепции смысла жизни человека.

Философское понимание природы, понятие живой и неживой природы. - student2.ru

Практическая часть

Решите тест

1. Верно ли суждение

А. Природа в отличие от общества закрытая динамическая система

Б. Природа испытывает на себе влияние общества и человека

В. природа испытывает на себе только отрицательное влияние общества

Г. природа и общество – открытые динамические системы

Д. Для востока характерен принцип утилитаризма в отношениях к природе

2. Что обобщающее

Человек, общество, природа, культура , искусство, душа, биосфера

3. Вставьте пропущенное слово

А.Учение о ноосфере принадлежит ученому ___________

Б. «Природа не храм, а мастерская, в которой человек работает» - это суждение характерно для принципа _______

В. Природа постоянно развивается, происходят мутации, появляются и умираю различные виды животных и растений – это признак ___________ природы

4. В качестве примера влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации можно указать

А.строительство великих пирамид правителями Египта

Б. Борьбу древних Египтян против Хеттов

В.Возникновение ранних государств в долине Нила, несущего плодородный ил

Г.походы А.Македонского в Егтипет

5. Примером конструктивного взаимодействия человеческого общества с природой является

А.принятие новых экологических стандартов автомобильного топлива

Б.исчезновение растений

В.нарушение экологического баланса степных районов

Г.выведение экологически – грязных производств в страны третьего мира

Работа с текстом

Хорошо известно, что, увеличив власть над природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны…

Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать, сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку

«пропускная способность» Земли явно не безгранична, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще присутствия человека на планете…

Совершенно очевидно, что физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в своей первозданной девственной природной среде обитания, и что это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что чем более «цивилизованным» становится человек, тем меньше он оказывается способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем больше нуждается в том, чтобы защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.

С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложным искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в последнее время равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно. Так что существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже и физической адаптации человека к неестественности и стремительным темпам современной жизни весьма далека от удовлетворительной.

(А. Печчеи)

6.1Автор полагает, что вмешательство человека в природу имеет свои пределы. В чем, по мнению автора, заключаются «внешние» и «внутренние» пределы человеческого вмешательства в природу? Приведите два суждения автора, раскрывающие его позицию.

6.2Автор считает необходимым для человека осмысление пределов своего существования на Земле. Приведите с опорой на текст три причины, обосновывающие подобный авторский вывод.

6.3Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами из жизни современного человечества слова А. Печчеи о беззащитности цивилизованного человека перед «трудностями суровой внешней среды».

6.4Автор полагает, что в последние десятилетия «равновесие между прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушено, причем достаточно серьезно». Выскажите свою оценку авторскому суждению. Подтвердите свой ответ двумя аргументами.

Наши рекомендации