Тема 11. Современная западноевропейская философия
У.Джеймс, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм.
У.Джеймс Радикальный эмпиризм | 1. пропаганда прагматизма как мировоззрения, 2. сознание является функцией, которая как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна 3. ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. |
А.Адлер Современный психоанализ | 1. Адлер пересмотрел представления Фрейда о соотношении сознания и бессознательного, первичных влечениях человека, причинах внутриличностных конфликтах, целях психотерапии. 2. В отличие от Фрейда Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются противоположными частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством 3. В понимании Адлера, быть человеком - значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству. 4. Психической предрасположенностью ребенка к неврозу является чувство неполноценности, |
К. Хорни Социокультурная теория личности | 1. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. 2. в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. 3.решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. |
Э.Фромм. | 1. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры» 2. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе |
Практическое задание.
1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и перенесите ответы в тетрадь.
Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности.
Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности.
Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.
Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить
1. Какие две потребности выделяет К.Хорни
2. Считала ли Хорни, что потребность физиологического выживания основная?
3. От чего зависит удовлетворение потребности ребенка в безопасности.
4. В каком случае у личности будет патологическое развитие?
5. Что такое базальная враждебность.
Задание 2. Верно ли суждение?
1. У.Джеймс критиковал прагматизм как мировоззрение
2. Э. Фромм в психоанализе основными мотивами считал биологические мотивы
3. Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе.
4. Чувство неполноценности в понимании Адлера компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству, совершенству
5. К. Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.
6. Согласно мнению Джеймса сознание является социальной функцией
7. Адлер как и Фрейд считал, что сознание и бессознательное являются противоположными частями индивида
Задание 3. Совместите (используйте материалы предыдущих лекций)
1.К.Хорни | А. Основа мировоззрения-прагматизм |
2.У.Джеймс | Б.установка базальной враждебности |
3.А.Адлер | В.Русская религиозная философия |
4.Фромм | г.сознание и бессознательное не являются противоположными частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством |
5.Достоевский | Д. Основная моральная проблема современности— это безразличие человека к самому себе. |
6. Толстой | Е. церковные таинства – это суеверия |
7.Западники | Ж. Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею |
8.Славянофилы | З. критиковали феодальный строй царской России, противопоставляя ему, строй прежде всего Англии и Франции |