Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв.

8.1. Марксистская философия: диалектический материализм, исторический материализм. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»;Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

8.2. Позитивизм.Огюст Конт (1798-1857) как основоположник новой науки- социологии. Концепция о трех стадиях развития научного знания ( теологической, метафизической, позитивной, т.е. научной). Эмпириокритицизм ( Эрнест Мах, Рихард Авенариус)

8.3. Иррационализм ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм).Артур Шопенгауэр(1788-1860)- как создатель «философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление».

8.4. Воля к жизни как воля к власти. «Философия жизни» Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы».

8.5 Экзистенциализм Серена Кьеркегора ( 1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

8.6 ФеноменологияЭдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, ЭФром. Герменевтика:Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.

Литература:

** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.141-218

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 139-168

** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.113-131

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.64-81

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.120-141

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.68-72

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010

Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

         
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
 
**Выделяется следующие ОЭФ : первобытно- общинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм, коммунизм….Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы
 
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)

               
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
     
Коммунизм
 
     
Капитализм
 
 
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

       
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

               
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru   Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
 

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru Бл-Сх № 60 (В.Недобитюк)

           
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
    Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
   
Ф.Ницше (1844-1900): «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов»: ** Мораль рабов – отстаивает интересы общности (стада), а не личности; направляет солидарность, милосердие на поддержку больных, убогих и неудачников; требует отречения от своих интересов, подавления своего «Я!» ради служения интересам большинства; через нормы морали уравнивает всех индивидов **Разграничил понятия «хорошее» (высокое, знатное) и «плохое» -низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений.(«По ту сторону добра и зла») ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь». ** Утверждал, что само существование церкви «можно сравнить с жизнью паразита: насаждением своих идеалов святости она высасывает надежду у людей на жизнь…» («Антихристианин») ** Средоточием свободы и воли Ницше считал сверхчеловека- «белокурую бестию»,существо, нежное к себе подобным ибеспощадное к другим(«Так говорил Заратустра») ** Он утверждал, что «жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в страстях, экстазе, инстинкте самосохранения, «воле к власти». ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь».  

Бл-Сх № 60-А- (В.Недобитюк)

Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru

     
  Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв. - student2.ru
 
   
О.Шпенглер (1880-1936) ** В работе «Закат Европы» он характеризует восемь мировых культур и говорит о неизбежной гибели современной западной культуры. ** Шпенглер в 1923 в своих трудах утверждал: «Западная культура достигла стадии цивилизации, образовался «мировой город», в котором нет народа, а есть масса… ** В начале 20 века Шпенглер утверждал, что культура, пройдя стадии зарождения, роста, зрелости и «как бы растрачивая волю к жизни», умирает, превращаясь в цивилизацию.  

Бл-Сх № 61 (В.Недобитюк)

Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»

В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации

А) Энгельс Б) Плеханов В) Троцкий Г) Ленин Д)Чернышевский Е) Бердяев

** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество.

Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся

между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная.

Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.

Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.

Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже

Наши рекомендации