Тема 7. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. Философские учения Ф.Бэкон. Р.Декарт, Дидро, Руссо.
1. Эпоха Просвещения в Европе сформировалась в особых исторических условиях. Это были времена господства абсолютной монархии во Франции, переживавшей кризис и разрыв между экономическим развитием и системой власти, а также усилением роли церкви
2. Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, а также английская социальная философия (Джон Локк, философия «здравого смысла») и французские свободомыслящие писатели и мыслители, такие как Пьер Бейль, Декарт и Монтескье.
Рассмотрим основные идеи этих философов
Ф.Бэкон | · Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. · развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. · метод познания природы– не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. |
Р.Декарт | «Я мыслю, следовательно, существую» Результаты чувственного опыта, согласно его философии, сомнительны. Бог – совершеннейшее существо |
Дидро | Постепенность процессов развития природы Божественного откровения нет – все знания получаем за счет собственных познавательных возможностей Вселенная бесконечна а значит полное абсолютное познание ее невозможно |
Руссо | Назад к природе! Культура ведет к деградации человека Разум заменяет сердечность Руссо отстаивает достоинство самых бедных слоев НАСЕЛЕНИЯ |
Практическая часть
Задание 1. прочитайте текст, ответьте на вопросы.
«Новый органон» Ф. Бэкона
Второй частью «Великого возрождения наук» является работа Бэкона «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.
Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге».
Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь.
1.Кто написал первый труд в истории Философии «Органон»
2.На чем основан метод Бэкона в познании природы?
3.Кто в эпоху средних веков признавал ценность опыта?
4.Бэкон призывает заменить случайный опыт на другой. Какой?
5. какова главная цель философии Бэкона?
Задание 2. Что имеет ввиду Ф.Бэкон «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге». Приведите три примера
Задание 3. Рене Декарт.
Вставьте слова в текст. (слова : биолог, химик, ошибки, тяготение, тел, корней, математик, антропология,)
Несмотря на многие___1___, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической ___2___-но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как ____3____. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных __4____уравнений. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных __5___, а, следовательно, и силу ____6___, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную
Задание 4. Руссо. Общественный договор.
Составьте используя текст 5 неверных суждений про теорию общественного договора и укажите – в чем вы допустили ошибки.
Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.
В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету».