Тема 1. Предмет философии Основные части философии и ее роль в обществе.
1. Понятие философии- дословно -«любовь к мудрости»)— форма познания мира, формирующая мировоззрение
2. Основные вопросы философии:
· Можно ли познать мир?
· Что есть истина?
· Что первично? Материя или сознание
3.
История становления философии
· Древнегреческая философия
· Древнеиндийская философия
· Древнекитайская философия
· Мировая философия в IV—XVI вв.
· Философия Нового времени
· Континентальная философия
· Аналитическая философия
5..Характерные черты философии:
· понятийность -это способность осознавать соответствия между идеей и действием, способность обобщать
· Логичность - последовательное и правильное понимание предмета
· Дискурсивность – разумность, рассудочность в выводах
6. Функции философии:
– мировоззренческая функция
– методологическая функция
– прогностическая функция
– критическая
– аксиологическая функция
– социальная функция
Основные разделы философии
Аксиология - исследующая категорию «ценность»
Логика - наука о формах, методах и законах познания
Онтология – учение о бытии
Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека
Социальная философия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
История философии- раздел философии, изучающий исторические типы философии
Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания
Метафизика- раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы (способ мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга)
Диалектика- учение о закономерностях развития, которое видит в противоречиях движущие силы развития бытия.
Домашнее задание
На 4 без защиты –доклад Великие философы всех времен
На 5 - эссе
Темы НА ВЫБОР:
1.«Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!» - Конфуций
2. Река истины протекает через каналы заблуждений.
Практическая часть
Задание 1. Написание эссе.
Требования
Данная цитата принадлежит
Автор затрагивает проблему
Изучением данной проблемызанимается наука
Я согласна с автором высказывания, так как
Приведем теоретические аргументы в обоснование данной точки зрения.
Из курса обществознания нам известно
Из курса Истории мне известно
Приведем фактические аргументы
Из СМИ
Из документального фильма
Заключение
Образец (переписать)
«Вне общественный человек не может иметь морали» (Вольтер)
Вольтер является одним из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэтом, историком, публицистом, правозащитником. В данном высказывании автор затрагивает проблему передачи моральных качеств от общества к отдельному индивиду. Данная проблема особенно актуальна в современном обществе, так как стирание моральных норм отдельного человека полностью зависит от моральных ценностей общества. Философским исследованием морали и нравственности занимается этика.
Я разделяю точку зрения автора, так как человек, находящийся вне общества никогда не сможет приобрести моральных ценностей. Моральные нормы являются одним из видов социальных норм, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. На первоначальном этапе это происходит в семье и школе, а затем в рабочем коллективе и других вторичных социальных группах.
Из курса обществознания нам известно, что мораль – это представления человека и общества о добре и зле. Мораль, как и другие социальные нормы, выполняет регулирующую, воспитательную, адаптационную функцию. Моральные требования и представления включают в себя нормы поведения, моральные качества, например, мудрость, нравственные принципы, например коллективизм, моральные механизмы и моральные ценности. Все это усваивается человеком в процессе обучения и воспитания. Все это передает это человеку общество через процесс социализации.
Приведем примеры, доказывающие точку зрения автора. Во первых, отсутствие морали можно наблюдать у так называемых детей «маугли», брошенных родителями и обществом. Во вторых, история развития норм морали обязана развитию общества, а именно первой формой морали было табу, как жесткий запрет. Далее появился обычай. Его сущность - исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах. Далее в обществе появились традиции как разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью. Заключительной стадией стали моральные правила, которые обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Задание 2.