Александр пушкин и вячеслав колейчук
Однажды возле «Стоящей нити» Вячеслава Колейчука я вспомнил черновые строки Александра Пушкина – их бережно коснулась рука Евгения Симфилуса:
Всем нам завещано от века
По воле Бога самого Самостоянье человека – Залог величия его.
Это – о свободе.
Вячеслав Колейчук – поэт свободы.
О ней он говорит на своём беспрецедентном языке.
Именно – о ней!
Libertas – главная его тема.
Libertas живёт в каждом шедевре мастера.
Libertas предопределяет суть его стилевых исканий.
Самонапряжение присуще всей природе.
На уровне живой природы это качество обретает новые черты: способность к метаморфозам – подвижность – изменчивость.
Нарастает число степеней свободы!
В человеке она находит своё самое благодатное поприще.
Конструкции Вячеслава Колейчука заряжены её энергией.
Им присуща высшая непринужденность.
Они внутренне раскованы.
Никакой стеснённости!
Пушкинская лёгкость живёт в конструкциях Вячеслава Колейчука.
Скажем так: божественная лёгкость!
Слово и дюраль?
Важен не субстрат, а дух, полнящий его.
В обоих случаях это дух свободы.
II
ПРОГРАММНОЕ
1. СВЕТ
Альберт Эйнштейн показал: излучение – вместе с пространством, которое его переносит – реагирует на гравитацию.
Искривляется под его влиянием.
Даже замыкается на себя!
Это мы видим в «Атоме» Вячеслава Колейчука: несмотря на различие масштабов, он ассоциируется ещё и с релятивисткой гиперсферой – излучение как бы пленено ею.
Шаровой аквариум космоса!
И фосфоресцирующий планктон внутри него!
Впечатляющее зрелище.
Релятивистские эффекты Вячеслав Колейчук создаёт без помощи гравитации. Оптическая часть электромагнитного спектра сама собой охотно подчиняется всем его мановениям.
Свет как волна – и свет как поток частиц: это великая антиномия физики.
Вот феерия дифракции – вот пуантилизм фотоэффекта: как совместить – соединить – согласовать?
Кажется: немыслимая задача.
В принципе дополнительности Нильса Бора она нашла своё гениальное решение.
Своеобразной параллелью к этому принципу – небывалой манифестацией корпускулярно-волнового дуализма – является творчество Вячеслава Колейчука.
Мастер волн – так скажу о нём.
И одновременно – мастер лучей.
Интерференция стала элементом его художественного языка.
Это волновой аспект света – здесь Вячеслав Колейчук идёт за Христианом Гюйгенсом.
Но посмотрим глубже на блескучие лучи-стержни его конструкций!
Пускай это не совсем точно в чисто физическом плане, однако луч для нас – нечто векторное, направленное, стрелоподобное.
Прямолинейно движущееся в эвклидовом пространстве.
Это уплотнённый выброс фотонов!
Корпускулярный аспект налицо.
Теперь Вячеслав Колейчук заодно с Исааком Ньютоном.
Но главное – в гармонии этих аспектов.
В их комплементарности.
Свет у Вячеслава Колейчука философичен, диалектичен.
Эта диалектика получила зримое – ошеломительно прекрасное –воплощение.
2. ЦВЕТ
Когда эволюция привела к появлению цветового зрения?
Слава Богу, мы не дальтоники.
Призма Исаака Ньютона!
В ретроспективе она смотрится как некий магический инструмент: пропустила сквозь себя белый свет – и чудодейственно преобразила его в спектральное семицветие.
Это волнует: рождение цвета.
Это захватывает: хромогония.
«Черный квадрат» Казимира Малевича – и абсолютно чёрное тело в физике: поставим их рядом – сблизим семантически.
По определению они не должны излучать.
Вячеслав Колейчук доказал обратное.
В его «Супрематическом конструкторе» знаменитый квадрат работает как некая метафизическая призма.
Из его бездонного лона поднимаются цвета!
Они окрашивают стены условного музейного комплекса.
Плоскостное, двухмерное исподволь переходит в объёмное, трёхмерное.
Беспредметный «Чёрный квадрат» разрешается сразу и предметностью, и полихромией.
Вячеслав Колейчук в этой ситуации – майевт.
По нашему – акушер.
Он профессионально принял роды у «Чёрного квадрата».
Плодоносная бездна!
Новая работа мастера – «Звезда Малевича».
Ослепительная точка сингулярности вспыхнула в предвечной бездне?
Мы помним и о красной, и о белой модификациях беспросветного «Чёрного квадрата».
Тьма беременна цветом.
Пустотность чревата вещностью.
Анна Колейчук в своём «Белом квадрате» показала это со всей убедительностью.
3. ЗВУК
– ОМ!
Ответно на магический звук индуизма пустота отзывается вибрацией – и зачинает космос.
– ОМ!
На эту ноту настроены и самонапряжённые колокола Вячеслава Колейчука.
От них исходит творящий звук.
Свет – это от начала: с момента Большого Взрыва.
Да будет Свет!
Звук мы связываем с колебаниями в различных средах.
Прежде всего в атмосфере.
Куда как более позднее явление!
Ах, верно ли?
Недавно на релятивистком ускорителе RHIC удалось воссоздать акустику Большого Взрыва.
Тогда колебалась кварк-глюонная плазма.
Внимая музыке творения, я ловил себя на мысли: где слышал нечто подобное?
Ну да, овалоид Вячеслава Колейчука!
Подумалось: вот он играет на своём инструменте – и где-то вакуум в резонанс выбрасывает вовне новые миры.
Звук и цвет были едины – как бы изначально синхронны – в прозрениях Александра Скрябина.
Его поиск продолжил Булат Галеев.
Вячеслав дружил с Булатом.
Проблема светомузыкального синтеза не могла пройти мимо него.
Вклад мастера в эту сферу существенен.
И весьма оригинален!
Дизайнер работает одновременно и со светом, и со звуком.
Они взаимодействуют в пространстве его выставок.
Звук у Вячеслава Колейчука идёт из мировой глубины.
Он кажется первичным.
Всё остальное – эпифеномены.
4. ФОРМА
Μορφη!
Ей наши оды и гимны.
В начале была Μορφη.
Или Форма.
Или Идея – Эйдос – Архетип: это по сути синонимы – из словаря Платона.
Форма – условие Бытия.
Его организующая первооснова.
Если хотите – крепёжный каркас.
Гарант того, что оно именно Бытие, а не мнимость.
Предпосылка эволюции – её дерзких преобразований – её фантастических метаморфоз.
Выставки Вячеслава Колейчука напоминают нам об этом.
Бог начинал как величайший – непревзойдённый – конструктивист.
В качестве прототипа при создании человека Бог взял самого себя.
Зримо проявляя глубинные Пра-Формы, Вячеслав Колейчук раскрывает своё богоподобие с потрясающей убедительностью – Творец ревнует к нему.
Конструкции мастера божественно прекрасны.
Это не только ценностное, но в первую очередь сущностное –онтологически весомое – определение.
Чего стоят «Крылья»!
Они в моём сознании стоят рядом с Никой Самофракийской.
Вячеслав Колейчук – абсолютный формалист.
Это ли не восхваление?
Формы Вячеслава Колейчука полны всклень высшими смыслами бытия.
Нет ничего в мире содержательней их.
Дабы удерживать мир от распыла и распада, Μορφη должна быть ладной – совершенной – беэнтропийной.
Такой она выходит из-под рук Вячеслава Колейчука.
5. СТРУКТУРА
Единое – экстремум для философии.
Оно ускользает и от чувства, и от рассудка – им не за что зацепиться: никаких различий – тем более контрастов.
Единое бесструктурно.
Если есть части – то какое Единое?
Это уже Многое.
Единое просто и пусто.
Не лучше ли сказать: ничтойно?
Раздвоение Единого – начало всего и вся.
Начало структуры!
Теофания – явление Бога.
Творчество Вячеслава Колейчука – Структурофания.
Это мистериально!
Мы воочию видим: Структура самовыстраивается – самонастраивается – самопреобразуется.
Я бы добавил: самоподстраховывается – ведь нельзя обрушиться в хаос, дав энтропии взять верх над собой.
Отсюда целесообразность в самостановлении Структуры.
Конструктивизм и витализм: вы продолжаете думать, что это несовместимо?
Вячеслав Колейчук превратил антонимы в синонимы.
Структура – и механика: это дискретное соединение частей.
Структура – и органика: это континуальная – нигде не дающая разрывов – связь элементов.
Космос Вячеслава Колейчука – как у Платона – являет нам особую форму жизни.
Хотите вглядеться в текстуру её ткани?
Красотища!
Это пиршество для эстетики.
Торжество Структуры – её апофеоз: вот что такое творчество Вячеслава Колейчука.
6. ПРОСТРАНСТВО
– Не геометр да не войдёт!
Такая надпись красовалась над входом в академию Платона.
Вячеслав Колейчук показал одну из своих работ – и его сразу пропустили.
Кто-то работает с глиной – кто-то с красками – кто-то со светом.
А Вячеслав Колейчук – с пространством.
Оно особое – как бы приватное.
Или эксклюзивное.
У него нет ничего общего с пустым вместилищем тел И. Ньютона.
Оно не похоже на четырёхмерное многообразие Г. Минковского–А. Эйнштейна.
Если искать аналогию, то ближе всего здесь будет Дж. Уилер с его ошеломительной дефиницией: «Материя есть возбуждённое состояние геометрии».
Что делает Вячеслав Колейчук?
Динамизирует пространство!
Вносит в него нечто витальное!
Освобождает его потаённую энергию!
Пространство у мастера как бы струнное – колки можно подкручивать.
Оно полно внутренних натяжений и напряжений.
Силовые поля эйдосов нашли в нём свой сквозистый – прозрачный для нашего взгляда – субстрат.
Лишь для поверхностного наблюдателя оно кажется пустым.
На самом деле у пространства наличествует строение.
Очень красивое!
Эту гистологию и выявляют работы Вячеслава Колейчука.
7. ДВИЖЕНИЕ
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Александр Пушкин
Парменид косо смотрел на движение: оно возмущает Единое – вносит в него множественность.
Потому – иллюзорно.
Гераклит – наоборот – пафосно говорил: все течёт, все изменяется.
Этот спор продолжился в веках.
Он и сейчас актуален.
Недавно в него вмешался Вячеслав Колейчук, предъявив свой решающий аргумент – удивительную «Гармонию сфер».
Шедевр примирил Парменида и Гераклита.
Сферы вращаются?
Нет, это оптический эффект.
А всё же вращаются!
Можно замерить скорость их кружения вокруг своих осей.
Вячеслав Колейчук – классик русского кинетизма.
В ранние годы он был членом легендарной группы «Движение».
Ребята играючи совершили одну из самых ярких революций в искусстве.
Они перевернули понятия о статике и динамике.
Движение как таковое – самоценное и самодовлеющее движение – ритм, структура, энтелехия движения в его чистом виде: вот куда сместился фокус художнических интересов – вот где искусство обрело новую точку роста.
Превращение – преображение – метаморфоза: для кинетизма эти моменты – его язык, его поэтика.
Физика осуществила релятивизацию реального и виртуального.
Выявила их парадоксальную амбивалентность!
Кинетизм сделал нечто подобное в эстетической сфере.
Явное и мнимое – достоверное и блазнящееся – внеположное и психогенное: возможно их глубинное сращение.
Если хотите – интерференция.
Или небывалый – подлинный, взаимопронизающий – симбиоз.
На этом стыке творятся чудеса.
Нарушаются законы сохранения!
Тут и только тут – на заколебавшейся границе между «Я» и «Не–Я», Ψυχή и Φύσις – может заработать вечный двигатель.
Конечно, не такой, каким он виделся наивной механике, а в своём нетривиальном – кинетическом – игровом воплощении.
Вячеславом Колейчуком создан не один perpetuum mobile.
Какие условия были необходимы для этого?
Ответ – вот: в кинетизме преодолён извечный дуализм материи и сознания – объективного и субъективного – верифицируемого в опыте и воображаемого, примышленного.
Кинетизм сделал восприятие фундирующим – онтологически значимым – фактором.
Это предвещает смену парадигмы – и познавательной, и художнической.
Искусство здесь идёт впереди науки.
Лавры корифею русского кинетизма!
III
КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ
Коломна! Удивительное коло –
Круг бытия! Тут в центре Колейчук.
На мир взираем пасмурно и квёло?
Но лира вдруг пробрезжила сквозь лук –
И мир уже ответствует на соло
Живой струны! Ах, кем отверзнут люк
В ночной Аид? Чьё пенье обороло
Невыносимость гибельных разлук?
Орфей! Не от него ли эстафета
Сегодня переходит к Вячеславу?
Связь эта утвердилась неспроста.
Овоид зазвучал на всю планету –
И мы вошли в бессмертие по праву!
Сбылась невероятная мечта.
IV
ПАМЯТИ КАРЛА ИОГАНСОНА
Карл Иогансон входил в круг русских конструктивистов, начиная с Общества молодых художников (ОБМОХУ). На второй выставке Общества в 1921 году Иогансон выставил «самонапряжённые конструкции», которые, по мнению художника Вячеслава Колейчука, полностью реконструировавшего эту выставку в Третьяковской галерее по двум сохранившимся фотографиям, предвосхитили идею tensegrity, разрабатывавшуюся с 1950-х гг. Кеннетом Снельсоном и Р. Бакминстером Фуллером.
Интернет
Творец – игрок.
Причём никак не шулер.
Колейчуку приснился странный сон: