Специфика белорусской философии, этапы, проблемы.

Философия в Беларуси: основные идеи и этапы развития Формирование условий, подготовивших возможность возник­новения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею само­достаточности человеческого бытия, когда в центре внимания фи­лософов выступала проблема исторического предназначения че­ловека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и об­щественно-политического развития Беларуси отложило свой от­печаток на развитие национальной духовной традиции, обусло­вило специфические черты эволюции философской мысли. Сле­дует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпук­ло представлена идея ограничения абсолютной свободы интере­сами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизиро­вал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социаль­ного служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремле­нием сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для бе­лорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движени­ем, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, ху­дожественных элит. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала сущес­твенное влияние на динамику культурных процессов, активизирова­ла общественно-политическую деятельность практически всех соци­альных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономи­ческих реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсужде­ние целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательской деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно сни­зил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, ли­шил ее монополии на толкование Священного писания, вывел инди­вида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был от­крыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-куль­турные последствия: научно-рациональный подход должен был не­обходимо распространиться на изучение природы и общества. Про­тестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жиз­ни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М. Литвин). Ре­формация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, пра­ва на общественно-политическую активность. Получила распростра­нение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывав­шиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Ли­товского 1529, 1566 и 1588 гг. Философская и общественно-политическая мысль белорусско­го Возрождения включает 3 этапа: 1. Философия раннего Возрождения, начало ХУ1 - 50-60-е гг. ХУ1 в. В социально-экономическом плане это был период интен­сификации ремесленного производства, торговли, роста и возвы­шения городов, усиления межклассовых и межсословных проти­воречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономичес­кой и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпо­хи - идея рационального переустройства общества. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина XVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибу­нала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитариз- ма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные те­ологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей ра­ционализма, политического реформизма, естественного права (М. Литвин, С. Будный, А. Волан). Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец XVI-XVII вв.). Содержание этого периода обозна­чено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их на­ционально-политического самоопределения. Это было время ут­верждения схоластического типа философствования. Гуманисти­ческие тенденции этого периода, представленные Казимиром Лы- щинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барок­ко и схоластики. В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления. Радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслите­лей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое бо­гословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Xотя, справедливости ради, нужно от­метить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитар­но-демократические идеи Евангелия. Умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласо­вания античной, философской традиции с ценностями средневеко­вой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыс­лители этого направления были уверены в возможности использо­вания в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и полити­ческие учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя высту­пила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схолас­тики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, отор­ванности от повседневной жизни, общественных процессов. Уме­ренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общес­твенного переустройства в античных философских концепциях, ре­альном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новы­ми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке само­достаточности философского знания. Ценность философии они ус­матривали в ее возможном практическом приложении. По их мне­нию, философское знание должно было выступить в качестве ору­дия социальных преобразований. Мировоззренческое значение фи­лософии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере. Атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы про­исхождения мира, античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индиви­дуальный разум и опыт в качестве средств познания. Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская филосо­фия того времени занималась обоснованием ценностей науки, науч­ного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схолас­ты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с по­мощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся примени­тельно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохра­нила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, от­крывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее соб­ственными мировоззренческими основаниями. Развитие духовной культуры Беларуси XVII - начала XVIII в. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влия­ния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формирова­лась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разра­ботке этических, эстетических, педагогических идей. Развертыва­лись дискуссии между представителями различных конфессий: пра­вославной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. Кулеш). В конце XVIII - начале XIX в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине XIX в. наблюдает­ся закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвину­тый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи нацио­нально-культурного и государственного возрождения. Однако в це­лом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Об­щественно-политическая мысль полнилась идеями поиска нацио­нальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С се­редины XIX в. осмысление этого круга идей осуществлялось в худо­жественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В XX в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.





Наши рекомендации