Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии.
В широком смысле экзистенциально-феноменологическая стратегия включает в себя ряд тенденций современной философии (феноменология, экзистенциализм, персонализм, герменевтика, «философская антропология»), центрированных вокруг идеи человека как основной философской проблемы и акцентирующих принципиальную уникальность и творческую активность человеческого опыта. Содержательное ядро этой стратегии составляют феноменология и экзистенциализм (представлены практически одним рядом авторов).
Ее формирование обусловлено «антропологическим кризисом» в философии и культуре нач. XX в., связанного с крушением идеалов классического гуманизма и его веры в человека как разумное существо, находящееся в отношениях «предустановленной гармонии» с миром. В качестве предтеч экзистенциальной философии выступают С. Кьеркегор, Фр. Ницше, Ф. М. Достоевский. В ее развитии можно выделить следующие вехи:
а) нач. XX в. - феноменология Э. Гуссерля и русский экзистенциализм (Н. А. Бердяев и Л. Шестов);
б) 20-30 гг. - немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс);
в) 40-60 гг. (период максимальной популярности) - французский экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, Г. Марсель и др.). Разделяют также религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель) и атеистический экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Методологическим основанием данной стратегии стала феноменология Гуссерля. Преодолевая созерцательность классики (сознание и познание - это зеркальное отражение действительности), Гуссерль использует понятие интенциональности, в соответствии с которым внешний мир всегда коррелятивен нашему сознанию (выступает как его феномен), которое творчески конституирует собственное понимание и смысл реальности.
Экзистенциализм переносит феноменологический проект индивидуализации познавательного опыта из сферы гносеологии в онтологию. Базовым здесь становится понятие экзистенции как конкретного человеческого существования. Новизна данной онтологии лаконичнее всего отражена в сартровской формуле: «Существование предшествует сущности». Если классика отталкивалась от единой первосущности, в равной степени проецируемой на природу и человека, то экзистенциализм заявляет о неправомерности (в человеке нет ничего предзаданного, он сам выбирает, кем ему стать) и пагубности (подведение всех под один знаменатель оборачивается феноменами тоталитаризма и массы) такого подхода.
Понятие экзистенции акцентирует принципиальную уникальность человеческого опыта, осознание которой возможно лишь в ситуации ее «пограничности». ГТограничность экзистенции определяется как «существование-между»:
1) между миром сущего (сфера готовых истин, безликой толпы (Оно), технически организованного пространства культуры, превращающего людей во взаимозаменяемые винтики и обрекающего их на неподлинность существования и забвение своего Я), и миром истинного бытия (Бог у Марселя, ничто у Сартра и Камю, бытие у Хайдеггера), выступающего основанием человеческого прорыва к подлинному существованию;
2) между жизнью и смертью, когда в ситуации «или-или» человек должен осуществить экзистенциальный выбор, определяя ценность своей жизни или жизни другого. Осознание временности, смертности человеческого бытия одновременно обращает Я к поискам собственного жизненного проекта и смысла.
Основной характеристикой экзистенции выступает свобода, которая проявляет себя в двух основных ракурсах:
1) негативная свобода, или «свобода от» (свобода бунта, направленного против сферы сущего, заставляющей человека быть таким, как все, бездумно плыть по течению и соглашаться с общепринятым мнением). Предпосылками бунта являются ощущения страха, тревоги, скуки, заброшенности, свидетельствующие о неподлинности бытия;
2) позитивная свобода как свобода выбора, в результате которого человек выбирает себя, но одновременно он выбирает мир, в котором существует. Оборотной стороной этой свободы является ответственность за сделанный выбор, за собственное Я, прерогативой которого становится постоянное проектирование и переописание себя, и мира в целом.
Философия экзистенциализма стала отражением кризисности человеческого существования и яркой попыткой защиты человеческой индивидуальности в условиях омассовления культуры и общества. Необыкновенная популярность экзистенциализма объясняется также широким использованием здесь литературных форм, его влиянием на искусство XX в. в целом.