В любом случае, по мнению авторов, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объективно и в полном объеме воспринимать стрессор (Исаева Е. Р., 1999).
Собственная оценка по отношению к человеческим способностям справляться с жизненными событиями основывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованности (Holroyd К., Lazarus R., 1982).
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий:
1) планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
8) бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
13.
В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности.
Ресурсные концепции психологического стресса рассматривают адаптационные возможности и способность противостоять трудным жизненным ситуациям во взаимосвязи с персональными ресурсами человека.
Ресурсная концепция психологического стресса, предложенная С. Хобфоллом, связывает адаптационные возможности человека с наличием личностных ресурсов. С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Ресурсы включают:
1) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения значимых для личности целей.
Согласно данной концепции, стресс возникает в следующих ситуациях:
1) представляющих угрозу потери ресурсов;
2) фактической потери ресурсов;
3) отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает результат [9, с. 570].
Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов .
https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/31/1283226615/Ivanova_10-03pp119-135.pdf
статья про Хофболла
Инвестиция ресурсов По аналогии с круговоротом природных ресурсов, по мнению C. Хоб фолла, для поддержания жиз- недеятельности необходим посто- янный круговорот ресурсов — «ресурсоворот» (Hobfoll, Lilly, 1993). Любая стрессовая ситуация острого или хронического стресса так же, как и решение повседневных проблем, требует затраты ресурсов, истощая ресурсные запасы. Таким образом, вторым принципом ТСР является необходимость инвестиции для под- держания качества жизни и субъек- тивного благополучия. Более того, постоянная инвестиция ресурсов необходима не только в целях предо- хранения от потерь, но и для при- обретения других ресурсов. В том случае, если инвестиции не приносят ожидаемых результатов, наступает состояние стресса так же, как и в ситуации потери. Успешность совладания зависит как от адекватной оценки ситуации, так и от знания собственных возмож- ностей (ресурсов) и умения правиль- но их использовать. Безуспешные попытки совладания с повседневны- ми проблемами и трудными жизнен- ными обстоятельствами обусловле- ны или нехваткой ресурсов, или неумением или нежеланием ими вос- пользоваться (Hobfoll, 2002). Однако необходимо отметить, что в отдель- ных случаях индивидуумы могут быть настолько сконцентрированы на сохранении ресурсов, что оказы- ваются неспособными осуществлять инвестиции, необходимые для пре- кращения дальнейших потерь. В не - которых случаях, когда адаптация к ситуации требует затраты слишком большого количества ресурсов, отказ от попыток совладать или адаптиро- ваться к ситуации вызывает менее негативные последствия, чем попыт- ки совладать и адаптироваться к ней.
Распределение ресурсов Вслед за предшественниками (Rap paport, 1977; Allen, Britt, 1983) С. Хобфолл придерживается мнения, что более успешными являются те, кто имеет доступ к ресурсам в силу своего рождения (Hobfoll, Lilly, 1993; Hobfoll, 2011b). С. Хобфолл вводит понятие «караванных путей», под ко - торыми он понимает условия окру- жающей среды, которые способст - вуют приобретению ресурсов, обес- печивая защиту и доступ к ресурсам. (Hobfoll, 2011a). Принадлежность семьи к определенному социальному классу, окружение, в котором воспи- тывается ребенок, учебные заведе- ния, в которых он получает образова- ние, являются наиважнейшими детерминантами, обуславливающи- ми его социальное положение в обществе и обеспечивающими дос - туп к ресурсам. Имеющиеся ресурсы способствуют их дальнейшему при- обретению, тогда как недостаток ресурсов способствует их продол- жающейся потере. Риск столкновения с острыми или хроническими обстоятельства- ми существует для всех людей. Однако, как показывают исследова- ния, те, кто наделен привилегиями, имеет более высокий уровень дохода и принадлежит к доминирующему большинству, являются более устой- чивыми и «резилентными» (способ- ными восстанавливаться) по сравне- нию с менее обеспеченными и при- вилегированными индивидуумами. (Hobfoll et al., 2009; Tracy et al., 2008). Этот факт не означает, что те, кто имеет ограниченные ресурсные запа- сы, в большей степени подвержены риску оказаться в стрессовой ситуа- ции, однако они являются более уязвимыми в случае столкновения со стрессом и могут с большей веро- ятностью быть затянуты в нисходя- щую воронку потерь (Wells et al, 1999; Hobfoll, 2011a, b). В лонгитюдном исследовании пси хологических последствий араб- ско-израильского конфликта (вто- рая Интифада) были выделены че - тыре группы людей, динамика реаги- рования которых имела различные траектории (Hobfoll et al., 2009). Было установлено, что динамика восстановления после стрессовых событий опосредуется количеством и качеством ресурсов, которые имеет человек. Так, в группу «резилент- ных» (13%), тех, у кого были выявлены стрессовые и депрессивные симптомы сразу после событий, которые исчезли через год, вошли респонден- ты, имеющие богатый ресурсный запас — высокий доход, образование, принадлежность к доминирующему большинству (евреи), а также высокий показатель личностных ресур- сов. Группу «устойчивых» (22%), не обнаруживших стрессовой и депрессивной симптоматики ни сразу, ни через год после событий, составили те, кто понес наименьшие потери ресурсов в результате конфликта. Группа «отложенного стресса» (10%) (несмотря на то что сразу после стрессовых событий симптомы стресса выявлены не были, во время второго замера они появились) характеризовалась низким уровнем образования и большими потерями в сравнении с другими. Группу хрони- ческого стресса (54%), обнаружив- шую стрессовую и депрессивную симптоматику в первом и во втором замере, отличало отсутствие соци- альной поддержки, которая, согласно результатам многочисленных иссле- дований, является одним из основ- ных предикторов, необходимых для восстановления после стрессовых событий (Hobfoll, 2011a, b). Следовательно, люди, группы или организации, которые обеспечены прочными ресурсными запасами, эффективнее противостоят разруши- тельным эффектам стресса и справ- ляются с ежедневными проблемами. Даже в случае значительных потерь они с большей вероятностью и ско- ростью справятся со стрессом и вос- становят психологическое благопо- лучие и качество жизни в сравнении с теми, кто имеет скудный ресурсный запас. От количества ресурсов, которы- ми располагает индивид или сообще- ство, будет зависеть выбор стратегии совладания со стрессом. Инди ви ду - умы, группы или организации, имею- щие скудный ресурсный запас и пре- бывающие в условиях ограниченных возможностей, чтобы сохранить свой хрупкий ресурсный запас, будут ско- рее занимать оборонительную пози- цию при столкновении со стрессовы- ми обстоятельствами, выбирая пас- сивные стратегии совладания (Mit chell, Hodson, 1986; Hobfoll, 1989). Этот факт необходимо учиты- вать как при проведении профилак- тической работы, так и при оказании психотерапевтической помощи. Социальная система играет регу- лирующую роль, контролируя рас- пределение ресурсных запасов. Ок - ру жающая среда создает условия, способные наделять людей силой и лишать их возможностей (Rappaport, 1977). Периодически случаются кри- зисные периоды в развитии социаль- ной системы, которые характерны перераспределением ресурсов, и у индивида есть шансы сесть в «соци- альный лифт» и обрести возмож- ность передвигаться по «караванным путям», обеспечивающим доступ к необходимым ресурсам.
14.
Стратегии преодоления стресса
Понятие «стратегия» по отношению к процессу преодоления стресса подразумевает определенные способы анализа условий, предвестников или признаков стрессогенной ситуации и поведение человека в этих условиях. Некоторыми авторами под этим понятием подразумевается также использование средств, приемов, методов оказания ему помощи (самопомощи) путем профилактики развития стресса и коррекции измененного состояния в случае его проявления.
Действия (стратегии) по преодолению стресса могут быть положительными и отрицательными, активными и пассивно-выжидательными, прямыми или косвенными. Они направлены на поиск помощи и информации, отвлечение внимания от события и другие формы поведения. Но каков бы ни был характер этих действий, усилия по преодолению стресса выполняют функцию либо предотвращения, либо устранения, либо снижения стресса. Механизм реализации этих усилий основан на процессах когнитивного оценивания как ситуации, так и личных ресурсов, главным результатом которого является заключение о степени подконтрольности субъекту той или иной ситуации, о возможности использования той или иной стратегии в трудной ситуации.
Таким образом, процесс преодоления стресса можно рассматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется в форме когнитивного и эмоционального реагирования на эти ситуации (идентификация, сопоставление, принятие решения и др.) и целенаправленного поведения по противодействию стрессогенным воздействиям или их последствиям. Поведение преодоления (coping behavior) рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с логикой, особенностями ее развития, значимостью для человека и его психологическими возможностями по компенсации и защите от воздействия стресс-факторов. Как отмечают И. Г. Сизова и СИ. Филиппченкова: «Психологическое предназначение поведения преодоления — как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое воздействие ситуации» [198, с. 184]. Отсюда главная задача поведения преодоления заключается в обеспечении физического и психического здоровья человека, его работоспособности и удовлетворенности социальными, профессиональными, экологическими и другими условиями.
Поведение преодоления включает различные виды взаимодействия человека с внешними и внутренними факторами и широкий спектр человеческой активности — от бессознательных процессов психологической защиты до осознанного целенаправленного противодействия экстремальным факторам жизни и деятельности и кризисным ситуациям повседневной жизни.
Предложенная классификация стратегий преодоления стресса основана на их систематизации по признакам: а) превентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодолению на личность, то есть на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы, то есть на оценку или вмешательство в ситуацию, или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, социальных). Некоторые стратегии достаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.
http://deprimo.ru/psixologicheskij-stres-razvitie-i-preodolenie/strategii-preodoleniya-stressa/
Тип стратегий | Превентивное направление | Оперативное направление |
1. Преобразующие | 1)практические действия и вербальные формы реагирования | |
2) «антиципирующие» | ||
3)перестройка когнитивной структуры | ||
4) коррекция своих ожиданий и надежд | ||
5) «идущее вниз сравнение» | ||
6) «идущее вверх сравнение» | ||
7) решение проблемы | ||
8)«рационализация» | ||
9)«компенсация» | ||
II. Приспособление к трудным ситуациям | 10) изменение своего отношения к ситуации | |
11)изменение личностных свойств | ||
12) снижение психической напряженности | ||
13) установление социальных взаимосвязей | ||
14) идентификация личности с более удачливыми людьми | ||
15)«проекция» | ||
16)«оппозиция» | ||
17) «замещение» | ||
III. Контроль за стрессом | 18)поиск необходимой информации | |
19) знание ощущений при стрессе | ||
IV. «Самораскрытие» и «катарсис» | 20) знание: на чем фокусировать контроль | |
21)«самораскрытие» | ||
22)«катарсис» | ||
23) стимуляция за достойное поведение в стрессовых условиях | ||
V. Избегание трудных ситуаций | 24) «фокусирование на эмоциях» | |
25)«конструктивное отвлечение внимания» | ||
26)«подавление» и «отрицание» 27)«интеллектуализация» 28)«пассивный протест» | ||
VI. «Самопоражающие» стратегии | 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение |
15.
В общих чертах между подходом к стрессу, основанным на ответных реакциях организма и основанным на стимулах, много общего. Более существенно отличается от них третий подход– модель взаимодействия человека и среды, представляемая стресс как ответную реакцию на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды. В этом случае стресс рассматривается как результат предшествующих ему факторов и его последствий. Наиболее известной концепцией данного направления является трансактная модель стресса Кокса и Макэйя [13]. Согласно данной модели, стресс наиболее точно может быть описан как часть комплексной и динамической системы взаимодействия человека и окружающей среды. Стресс является индивидуально воспринимаемым феноменом, опосредованным психологическими особенностями личности. В отличие от предыдущих подходов трансактная модель подчеркивает наличие обратной связи между всеми компонентами системы, т. е. рассматривает стресс не как линейную реакцию, а как замкнутую систему (рис. 1.2).
Т. Кокс и Дж. Макэй выделили в данной системе 5 стадий. Первая стадия– воздействие на человека фактических требований внешней природы (среды). Вторая стадия– когнитивная оценка – осознавание человеком, с одной стороны, предъявленных к нему требований, с другой – своих возможностей справляться с ними. В случае нарушения равновесия между осознаваемыми требованиями и осознаваемой возможностью возникает стресс.
Рис. 1.2.Трансактная модель стресса (Т. Кокс, Дж. Макэй)
Фактор осознавания вносит широкий спектр индивидуальных особенностей реагирования на стрессы профессионально–трудовой и личной жизни. Чем больше неуверенности в своих возможностях, отсутствия опыта в преодолении фактических требований, тем быстрее нарушается равновесие и наступает стресс. Критическое нарушение равновесия сопровождается эмоциональными переживаниями стресса, что, в свою очередь, может усиливать изменения физиологического состояния, а также приводить к когнитивным и поведенческим попыткам ослабить стрессовый характер предъявляемых к личности требований. Данные психологические и физиологические изменения как ответные реакции на стрессоры рассматриваются как третья стадиятрансактной модели. Четвертая стадия– реакция противодействия стрессогенной ситуации доступными человеку способами. Важными последствиями противодействия являются как мало осознаваемые фактические последствия, так и осознаваемые (когнитивные, поведенческие реакции, психологическая защита). Пятая стадия– обратная связь, влияющая на все остальные стадии динамической системы стресса и формирование исхода каждой из них. Данные стадии, по мнению Т. Кокса [4], составляют систему, которая наиболее адекватно описывает действие стресса. В соответствии с данной моделью стресс рассматривается как процесс–помеха, как отражение взаимодействия между личностью и ее окружением.
Другим вариантом трансактного анализа является когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса [15]. Согласно данной модели, «стресс развивается в том случае, когда требования, предъявляемые человеку, становятся для него испытанием или превосходят его возможности приспосабливаться». Развитие стресса, по его мнению, зависит не только от внешних условий, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности его механизмов когнитивной защиты. Особое значение для появления психологического стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы.
Р. Лазарус рассматривает разочарование как особую форму опасности и вреда, которые уже испытал человек при достижении какой–то важной цели; что помешало ему или задержало при достижении важной цели. Конфликт – это наличие одновременно двух или более несовместимых тенденций в действиях или целях. Из конфликта может возникнуть угроза ожидания возможного вреда. Разочарование, в отличие от угрозы уже испытанный вред в виде физиологического или социального ущерба. Интенсивность угрозы зависит от уверенности и возможности человека справиться с опасностью или вредом, с которыми он может встретиться. Исходя из этого стресс–реагирование зависит от чувства силы или беспомощности справиться с ситуацией.
Подводя итог, можно отметить, что трансактная модель является психологически обоснованным подходом, более широко оперирующим психологическими факторами, чем другие подходы. Трансактный подход позволяет наметить конкретные пути профилактики и преодоления психологического стресса. Т. Кокс отмечает, что этот подход, вероятно, непригоден в тех ситуациях, когда организм подвергается внезапному физическому утомлению, не успевая влючать психологические механизмы защиты. Такие ситуации лучше описывают две предыдущие «механистические» модели.
Для управления рабочими (или профессиональными) стрессами необходимо учитывать сложное взаимодействие между возможностями человека и требованиями к нему со стороны работы. Исходя из понимания психологического стресса как индивидуального феномена следует учитывать ролевой и должностной статус субъекта труда в социальной (или корпоративной) среде, а также персональные и корпоративные стратегии преодоления профессионально трудных (стрессогенных) ситуаций.
В соответствии с трансактным подходом к стрессу психодиагностический инструментарий должен быть направлен на выявление стрессогенных (профессионально–трудных, неординарных, экстремальных) ситуаций, предъявляющих повышенные или чрезвычайные требования к человеку, далее – на определение особенностей восприятия (субъективной репрезентации или когнитивной оценки) данных ситуаций и оценку продуктивности преодолевающего поведения. Конструируемые для этого методики и шкалы оценки должны быть построены с учетом гендера, возраста и социального статуса.
При взаимодействии субъекта деятельности со стрессогенными ситуациями на работе подверженность стрессу зависит от многих факторов: индивидуально–типологических особенностей (психобиологической склонности к стрессовому реагированию), личностных характеристик, подготовленности (положительного опыта), прошлого негативного опыта травмирующих ситуаций, статуса личности в социуме, наличия или отсутствия социально–психологической поддержки и др. Поэтому в психодиагностический комплекс должны входить также методики оценки личностного адаптационного потенциала, ресурсов стрессоустойчивости.
16.
В регуляторном подходе психологический стресс понимается как особый класс состояний, возникающих вследствие формирования специальных механизмов регуляции деятельности в затруднительных условиях. Этот подход имеет давнюю историю и интенсивно развивается в концепции функциональных состояний в работах целого ряда отечественных и зарубежных авторов. Основным в этом подходе является детальный анализ смены механизмов регуляции деятельности под влиянием разных факторов, а также оценка их «цены» с точки зрения внутренних затрат. В частности, в некоторых моделях (например, «двухуровневая модель управления ресурсами» Д. Бродбента и Р.Хокки, модели изменения в микроструктуре когнитивных и исполнительных актов А.Б. Леоновой и сотр, и др.), рассматриваются эффекты разного уровня автоматизации действий, осуществляемых при сознательном и неосознаваемом контроле за исполнением. Подчеркивается, что уровень сознательной регуляции имеет всегда более высокую «цену» за счет привлечения дополнительных ресурсов внимания и эмоциональной мобилизации. Этот подход оказался весьма продуктивным для анализа стресса при выполнении когнитивных задач разного уровня сложности в разных видах труда. Выявление типичных форм трансформации когнитивных и исполнительных действий, а также рефлексивных актов разного уровня сложности под влиянием интенсивных нагрузок и эмоциональных стресс-факторов, легли в основу классификаций компенсаторных механизмов, интерпретируемых в терминах продуктивной мобилизации или дезорганизации деятельности. Важным является также возможность проследить развитие негативных последствий стресса – от возникновения «острого» стрессового состояния через аккумуляцию хронических эффектов к формированию устойчивых патологических сдвигов (De Keyser & Leonova, 2001).
С нашей точки зрения, все три подхода можно соотнести в рамках создания единой методологии изучения психологического стресса: (1) экологический подход соответствует уровню макроанализа проявлений стресса и дает целостное описание факторов риска в терминах причинно-следственных отношений; (2) транзактный подход направлен на анализ уровня промежуточного опосредования стресса индивидуально-психологическими особенностями человека и личностным опытом преодоления стрессовых ситуаций; (3) регуляторный подход реализует уровень микроанализа выполнения конкретных задач и поведенческих актов, отражающих специфику психологических механизмов адаптации к стрессогенным условиям.