Расскажите о своих впечатлениях от общения с бурятскими шаманами.
Первый вопрос, который они мне задали: где и когда я проходил посвящение. Сразу оговорюсь, я не шаман и посвящения не проходил. Но этот вопрос говорит о том, что у них есть какая-то профессиональная организация. И само открытие шаманского центра свидетельствует об их профессионализации. Это совершенно новое явление, которого раньше не было.
Была встреча с читателями в Музее кочевых культур. Меня спросили: «Правда ли, что в этих суровых местах человек может обеспечить себя пищей на год за 10–15 дней?»
Я ответил: «Да, много раз это видел».
Но ответ был не полон. Нужно не тупо пахать 10 дней, а знать – где, когда и как. В хорошем место можно и за 1 (один!) день «начерпать» сачком 365 кг мойвы (по кг на каждый день года). Или взять столько же лосося сетью. Это любой магаданец подтвердит.
Но человек же не будет есть весь год одну рыбу.
Поэтому – с умом. Витаминов и белков полным-полно, а углеводов – не хватает. По полмешка риса, муки и сахара на первый год (пока нет опыта) решат многие проблемы.
В ваших книгах несколько раз проскакивает мыль, что эвелны более развиты, чем мы. Можете пояснить?
В одних отношениях более развиты, в других нет. Древний чукча в полярной ночи тратил большую часть времени и энергии на добывание света, тепла и пищи. И с чрезвычайным трудом «вырывал» время и энергию для гностического (не путать с гносеологическим) познания и духовного развития. То же – другие древние народы, хотя и не в таких жестких условиях.
После этих сверхусилий современный человек в новом рождении всегда имеет свет, тепло и еду. Казалось бы, теперь-то он совершит громадный рывок в развитии, но… Люди тратят время и энергию на различные гурманства, зависимости и извращения, карьерные склоки и борьбу за возможность еще больше гурманствовать, зависеть или извращаться. И бездумно жрут все это, переводя в дерьмо отношения и ресурсы планеты. Зачем живет такой человек? См. строку выше.
Некоторые эвелны четко видят этот аспект и не испытывают по этому поводу уважения.
Некоторые ответы участникам сайта «Шаманский лес» Июнь – июль 2013
Вопрос о существовании Шамана.
Обсуждаемый вопрос о существовании Шамана имеет другой ответ: Шаман – это Проект. Даже перефразируя юмористического героя, «Проект проектов». Нужно уметь пошутить иногда над своими «сверхценностями», чтобы критичнее к ним относиться. Но пошутить в меру, не переходя грань между обшучиванием и предательством.
Вопрос о некотором множестве прототипов, на мой взгляд, обсуждается пока немного однозначно. Шаман – не сумма прототипов, а система. Как здание – не сумма стройматериалов, а новое качество. Прототипы не проще Шамана, в некоторых отношениях «круче», в некоторых – наоборот. А толкование Шамана как сумма качеств прототипов (то есть что прототипы проще)…
Кроме того, «система Шаман» развивается. Сегодня Шаман уже не таков, как в 1997 году, когда я начал первые заметки о нем. Но и мы с вами не такие сегодня, как в 1997-м. Надеюсь, развитее.
Шаман – проект вашей жизни?
Нет. Я не настолько безумен (или смел), чтобы публично излагать свой проект. Но это часть такого проекта. Иначе у меня не нашлось бы энергии, которую иногда чувствуют читатели, так писать о Шамане.
Вопрос о долголетии.
Этот вопрос задают наиболее часто. Мое мнение сегодня таково: само по себе запредельное долголетие не имеет смысла. Более того, у некоторых прототипов Шамана стремление к просто биологическому долголетию вызвало бы, наверное, некоторое презрение или жалость. Я думаю, что долголетие имеет смысл в контексте эволюции (не только личной) и развития.
Вопрос о претензиях к автору и обидах на текст и ответы.
На претензии, обвинения и обиды отвечать не собираюсь, так как никому ничего не обещал. Но если они есть – пишите. Высказанные претензии и обиды легче переносятся и изживаются. А накладываемая постепенно на меня часть «системы Шаман» дает достаточно ресурсов, чтобы перемалывать претензии в полезную для обеих сторон муку́ (не му́ку, см. выше о шутках).
Я благодарен участникам за этот сайт, вопросы, информацию, материал. Даже сейчас, во время написания этой странички у меня возникли мысли по развитию проекта и по взаимодействию с одним из прототипов.
В свою очередь постараюсь, чтобы постепенно на моей текстовой страничке пояснений было все меньше, а ответов на ваши вопросы и полезных для участников «Шаманского леса» соображений все больше.
Еще раз пишу, что в самом первом издании «Хохота Шамана» (2001) на титульном листе стоит гриф «литературно-художественное издание». В альбоме обложек Шамана в «Одноклассниках» специально выделена эта фраза в оформлении самого массового издания. По «документалистскому исследованию» текста: можно поспорить, но нет смысла. Вспомните высказывание Гегеля о людях, которые за деревьями не видят леса. Стремление документально исследовать художественные тексты… Благодарю вас за скепсис – ваши тексты облегчают мою карму, избавляя от некоторой ответственности за верующих словам вне общего смысла.