Отношения параллельного квазитождества
Эти отношения характерны тем, что в них осуществляется перекрест по слабым функциям. Отношения не конфликтны, однако поддержки также не ощущается. Оба партнера принадлежат к одному и тому же соционическому клубу — Практиков, Исследователей, Социалов или Гуманитариев, поэтому их связывают общие интересы, во многом они похожи друг на друга. Правда, достаточно в них и различий: один рациональный, а другой — иррациональный, одноименные функции ведущего блока стоят в разных каналах, да к тому же они еще и имеют разную вертность. Это приводит к тому, что партнеры часто недооценивают возможности друг друга, но к конфликтам это, как правило, не приводит, правда, иногда возникает некоторое отчуждение, а то и недоверие. Впрочем, при необходимости они так же легко сходятся снова.
Этот тип отношений связывает Эшли и Мелани — героев романа «Унесенные ветром».
Вспомним, как Эшли говорит о Мелани: «Мы с ней одна плоть и кровь, мы понимаем друг друга с полуслова. Ах, Скарлетт, Скарлетт! Как мне убедить вас, что брак не может принести счастья, если муж и жена совсем разные люди!
Кто-то уже сказал однажды: "Чтобы брак был счастливым, муж и жена должны быть из одного теста"».
Зная соционику, мы можем лишь частично согласиться с Эшли. Скарлетт и Эшли — дуалы, в этом предчувствие не обмануло Скарлетт. В итоге, Скарлетт вышла замуж за Рэтта Батлера, человека одного с ней психотипа, но этот брак оказался неудачным, и то, что было дописано впоследствии другим автором в романе «Скарлетт» со счастливым концом, вряд ли психологически оправдано.
Что же касается отношений Мелани и Эшли — они счастливы, но давайте не забывать о том, что они принадлежат к достаточно обеспеченной части общества, и многое из того, в чем оба могут оказаться в затруднении, а именно, в решении практических вопросов, которые требуют достаточно сильных и логики, и сенсорики, — выполняют рабы. Недаром Эшли, уходя на войну, просит именно своего дуала — Скарлетт позаботиться о Мелани, когда начинаются военные действия. Скарлетт, обладая действительно выдающейся жизнестойкостью, которая так характерна для представителей сенсорно-логического экстравертного психотипа, в самом деле спасает жизнь и Мелани, и ее новорожденного ребенка, сына Эшли. И вряд ли сам Эшли смог бы сделать это так же хорошо, как это удалось Скарлетт.
Заметим еще, возвращаясь к дуалам, что они действительно часто проходят мимо друг друга. Это связано с тем, что их ведущие блоки не имеют одинаковых функций и их не связывают, соответственно, на первых порах, общие интересы. Именно это имеет в виду Эшли, уговаривая Скарлетт отказаться от него. Скарлетт, напротив, будучи завоевателем по натуре, никак не может забыть его, и более того, в соционическом плане — она совершенно права. И снова мы должны отметить, что каждый психотип, имея свои особенности, на свой лад осуществляет отношения с другими людьми.
Деловые отношения
В деловых отношениях одинаковыми являются вторые и третьи функции модели Юнга. Эти отношения связывают людей одинаковой вертности с разными программными функциями.
К сожалению, так же, как и в миражных отношениях, мы не можем здесь привести пример такого рода отношений известных нам героев, правда, как и в миражных отношениях, мы можем предположить, что такие отношения могли бы связывать ту же Соню, родственницу Ростовых, и старого князя Болконского. Сам характер этих отношений соционически не является конфликтным, поскольку нет выхода сильных функций на болевые:
Эти отношения, вообще говоря, не могут быть отнесены ни к особенно плохим (они нейтральны и неплохи), ни к особенно поддерживающим. Здесь каждый может предложить другому свое видение проблемы по своим программным функциям. Способ действия их одинаков, поскольку он определяется вторыми функциями, но нет поддержки по третьей функции. Как правило, в рабочей ситуации такие партнеры действительно могут достаточно успешно взаимодействовать, поддерживая также опосредованно четвертую функцию один другого.
Если говорить о названных героях — то, наверное, старик Болконский легче бы нашел общий язык с Соней, чем со своей дочерью, поскольку способ действия Болконского и Сони одинаков. Оба героя настойчивы в реализации задуманного, к тому же сенсорное стремление к порядку у них также одинаковое.