Смена лидирующих школ и течений.

Мировая философия во 2-й половине ХХ века находилась под влиянием таких факторов:

1) Глобализировались, принимая все более общепланетарный характер, материально-технические, экономические, политические и культурные взаимосвязи между многими социальными образованиями (регионами, странами, государствами и т.д.)

2) Нарастали и обострялись некоторые глобальные противоречия современной цивилизации.

3) Бурно развивались науки и НТР.

4) Падал авторитет традиционных идеологий, социальных мифов и религиозных доктрин. Это, в частности, связано с их взаимной конфронтацией.

5) Ослабело влияние догматизированного варианта марксизма (ему был присущ философский самоизоляционизм и стремление непримиримо бороться с любым инакомыслием). Но наиболее плодотворные марксистские идеи не были отвергнуты. Синтезируясь с некоторыми другими воззрениями, они трансформировались в неомарксизм.

Для современной философии характерна множественность школ, плюрализм идей. Можно обнаружить такие противоположности: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, рационализм и иррационализм, агностицизм и "познавательный оптимизм". В чем-то эти противоположности противостоят, а в чем-то дополняют друг друга.

Большинство философских школ и направлений группируются вокруг трех "эпицентров":

1) Иррационалистически ориентированные философские школы и направления (философский интуитивизм, философия жизни, экзистенциализм, постмодернистская философия[1]).

В заметной мере они связаны с чувственными переживаниями, интуицией.

2) Рационалистически ориентированные философские школы и направления (диалектический материализм, позитивизм, неопозитивизм, некоторые разновидности постпозитивизма, неорационализм, научно ориентированный "философский реализм").

Они стремятся опираться на научные знания и рациональную основу.

3) Религиозноимистически ориентированные философские школы и направления (неотомизм, философия протестантизма, православная философия, буддистская философия и др.) В них царит сверхъестественное, сверхрациональное.

Конечно, границы, существующие между выделенными сферами, довольно гибки и "прозрачны".

Существуют сферы "паритетного влияния" разных ориентаций (религиозный экзистенциализм, неомарксизм и др.).

Все ведущие философские течения ХХ века не уйдут со сцены и в ХХI веке. Какие-то из них могут покинуть "авансцену", но не "сцену" мировой философии.

В 1-й половине ХХ века в Западной Европе и США "верховодили" неопозитивизм (в нескольких вариантах), экзистенциализм (тоже весьма многоликий), неотомизми протестантская философия. С 50-х годов в Восточной Европе, ряде западноевропейских и азиатских стран получает распространение диалектический материализм. До этого он полновластно царил на официальном уровне только в Советском Союзе. 60-е годы выдвинули вперед социальную философию франкфуртской школы, философский структурализм, неофрейдизм и философскую антропологию.Конечно, корни этих школ и течений уходили в прошлое, соединяя их с родственными направлениями (на появление франкфуртской школы и неофрейдизма повлияли марксизм, экзистенциализм и фрейдизм; структурализм генетически связан с неопозитивизмом; философская антропология формировалась под влиянием философии жизни).

С 70-х годов возрастает интерес к "критическому рационализму" (прежде всего, в Англии и ФРГ), философской герменевтике (особенно в ФРГ), тейярдизму, неоницшеанству (во Франции оно предстало в концепциях "новых философов").

Последние годы наиболее актуальна философия глобальных проблем. В их числе - экологическая проблема, непосредственно затрагивающая само выживание общества и человека, которое возможно лишь путем более гармоничных и разумных взаимодействий с природой.

В восточноевропейских странах ослабло по своим идеологическим масштабам влияние диалектического материализма. В России заметно возросло влияние мистических учений и православной философии.

В заключение зададимся вопросом: почему в философии существует множество различных школ и направлений? Почему каждая из таких наук, как физика, химия, биология, внутренне гораздо более едины, чем философия? Возможно ли, что в будущем философия обретет такое же внутреннее единство?

Ответ, возможно, таков. Чем шире исследовательское поле, тем сложнее обрести единство в осмыслении получаемых результатов. Исследовательское поле философии наиболее широко, а, кроме того, специфично. Оно затрагивает пограничные проблемы бытия, для которых никогда не возникнут окончательные решения. Вот почему единомыслие философии не угрожает.




Религиозная философия

Важно различать религиозную философию и философию религии (последняя философски осмысливает роль религии в жизни общества и, в том числе, религиозную философию).

Общая характеристика

По словам В. Джемса, "для огромного большинства людей белой расы религия означает, прежде всего, бессмертие - и, пожалуй, ничего больше. Бог есть создатель бессмертия."

Неотомизм.

То, что неотомисты допускают чудо, может привести к сверхестественному истолкованию любого события


Наши рекомендации