Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения программы. (раздел ФГОС)
После изучения дисциплины «История философии и науки» аспирант сформирует компетенции в области современных проблемфилософии и науки; повысит свой мировоззренческий и исследовательский потенциал; освоит общенаучные методы исследования.
3.1.В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
- статус науки в современной цивилизации;
- уровни научного знания;
- культурно-исторические типы научной картины мира;
- основные этапы исторической эволюции науки;
- смысл понятия «научная рациональность»;
- виды и конкретные исторические типы научных революций;
- особенности современной постнеклассической науки;
- концепцию универсального (глобального) эволюционизма;
- новые стратегии методологии современной науки;
- роль науки, техники и технологий в преодолении современных глобальных кризисов.
- целостную картину мира и ее категориальные интерпретации;
- методологию научного познания;
- различные формы мировоззренческих позиций;
- основные положения и методы философских наук при решении социальных и профессиональных задач;
- духовные ценности российской культуры;
Уметь:
- логически грамотно формулировать научную проблему;
- анализировать категориальное содержание научных теорий;
- методически и методологически грамотно организовывать и осуществлять экспериментальные и теоретические исследования;
- пользоваться методами интерпретаций данных эмпирического уровня познания (экспериментального исследования) для перехода на теоретический уровень в целях решения научных и практических задач;
- анализировать и обобщать информацию из разных источников в контексте осмысления своих научно-исследовательских, профессиональных проблем;
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения ;
-осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм;
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции; -
- самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований;
Владеть:
- способностью к философскому осмыслению и обоснованию научной деятельности, включая область специальных научных изысканий соискателя;- способностью к определению соответствия собственного научного исследования, современным экологическим и гуманитарным требованиям;- способностью к интерпретации терминов с целью увязки эмпирического (экспериментального) и теоретического уровней научного знания;- способностью рационально и логично оперировать философскими и научными понятиями употребляемыми как фундаментальные во всех отраслях науки и практики; - способность синергетического анализа эволюции научного знания;- пониманием профессиональной и социальной ответственности собственной научной работы;- способностью осмысления ценностной переориентации глобализирующегося человечества.Процесс изучения дисциплины «История философии и науки» направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС):
Наименование компетенции | Код компетенции |
Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями профессиональной деятельности | ОК-2 |
способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки | УК-2 |
способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности | УК-5 |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ философиИ И НАУКИ»
3.2. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует общекультурные (ОК) компетенции
Коды компе-тенций | Название компетенции | «Допороговый» уровень сформированности компетенций | Краткое содержание/определение. Характеристика обязательного «порогового» уровня сформированности компетенций у выпускника вуза |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ОК-2 | знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности | Допороговый уровень: Знать: историю мировой культуры; основы обществознания; основные законы и правила формальной логики; Уметь: ориентироваться в явлениях и процессах общественного развития; логично формулировать и излагать свои мысли; Владеть: навыками восприятия и обобщения получаемой информации; навыками самостоятельной работы с научными текстами. | Понимать основные категории и законы развития природы, общества и мышления и оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве. Пороговый уровень: Знать: категории и законы развития природы, общества и мышления, фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, сознания, сущности человека, структуру форм и методов научного познания; роль философии как мировоззрения, общей методологии познания, основные философские категории, методы и приемы философского анализа проблем, философские системы и школы, основы философской, научной и религиозной картин мира; особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей; особенности функционирования знания в современном обществе Уметь: самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции людей, общества в целом, государств и политических режимов; отличать научную постановку вопроса от религиозной и иных ненаучных форм освоения мира; ориентироваться в мире норм и ценностей, оценивать явления и события с морально-философской и правовой точек зрения; объяснить и обосновать систему господствующих общественных ценностей, которые составляют смысл призвания инженера и цели инженерно-технической деятельности. Владеть: навыками использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности; навыками использования законов и методов научного мышления, принципов системного подхода к изучению процессов и явлений в выпускной квалификационной работе |
4.Структура и содержание программы
4.1 Общая трудоёмкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практические | семинары | Самостоятельная работа | |||||
Тема 1. Наука и философия в культурах традиционной и техногенной цивилизации | лекция | |||||||
Тема 2. Предмет, основные проблемы и структура философии науки. | лекция | |||||||
Тема 3. Основные этапы развития науки в социокультурном измерении. | лекция | |||||||
Тема 4. Структура и методология научного знания. | лекция | |||||||
Тема 5. Динамика научного знания. | лекция | |||||||
Тема 6. Особенности современной постнеклассической науки: принципы и тенденции развития | лекция | |||||||
Тема 7. Философские проблемы экономической науки. | лекция | |||||||
Тема 1. Основные концепции современной философии науки. | семинар | |||||||
Тема 2. Структура, методология и динамика научного знания. | семинар | |||||||
Тема 3.Философско-методологические проблемы современной экономической науки. | семинар |
*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.
4.2.Содержание дисциплины
Содержание лекционных занятий
Наименование темы | Дидактический минимум | Кол-во уч.часов |
Тема 1. Наука и философия в культурах традиционной и техногенной цивилизации | - Наука как форма знания, познавательной деятельности и особый социальный институт. - Типы цивилизационного развития общества. - Мировоззренческая, культурная и социально-экономическая значимость институализированной науки в современной цивилизации. - Противоречивость научно-технического развития. Сциентизм и антисциентизм. - Возникновение философии науки как отрасль современного философского знания. | |
Тема2.Предмет,основные проблемы и структура философии науки. | - Основные концепции взаимоотношения философии и науки. - Понятия философских оснований науки. - Функции философии в научном познании. - Проблемное поле и предмет философии науки. Соотношение истории и философии науки. Структура философии науки. | |
Тема3. Основные этапы развития науки в социокультурном измерении. | - Понятия: «Наука», «Преднаука». - Становление первых форм теоретических наук в Античности. - Средневековый тип науки. - Формирование математизированного и опытного знания в ново-европейской культуре. Эмпиризм и рационализм в ново-европейской методологии науки. - Наука и техника периода промышленной революции (конец XVIII в. – первая половина XIX в.). - Возникновение дисциплинаро-организованной науки и формирование технических и социально-гуманитарных наук. - Научно-техническое развитие периода индустриализации (конец XIX в. – первая половина XX в.) | |
Тема4. Структура и методология научного знания. | - Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Их основные элементы и методы. Интерпретация и идентификация терминов как формы связи эмпирического и теоретического уровней научного знания. - Логические методы правильности, обоснованности, доказательности эмпирического и теоретического знания. - Функционирование метатеоретического уровня знания как: общенаучной картины мира и философско-методологических оснований науки (идеалы, нормы, принципы). Роль философских оснований науки в ее историческом развитии. | |
Тема5. Динамика научного знания. | - Механизм порождения нового знания. Основные философские концепции развития научного знания: интернализм, экстернализм, диалектическая концепция. - Типы научной рациональности. Научные традиции и научные революции как перестройка оснований науки. - Исторические типы научных революций в развитии естествознания и их влияние на мировоззренческие установки эпохи. - Общие закономерности развития научного знания. - Проблема источника инновационной деятельности в науке. | |
Тема6. Особенности современной постнеклассической науки: принципы и тенденции развития | - Научная рациональность и эволюционно-синергетическая картина мира в современной постнеклассической науке. - Концепция универсального (глобального) эволюционизма с базисными принципами развития, системности, самоорганизации, антропности. Синергетика как парадигма современной методологии научного познания. Диалектика и синергетика. - Изменение в методологии постнеклассической науки: новые стратегии научного исследования, диалектический категориальный аппарат, увязка дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований, учет антропогенного фактора, включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследования, включение экологической и социально-гуманитарной экспертизы научных проектов. - Нацеленность постнеклассической науки на изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации и поиск нового типа цивилизационного развития. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. | |
Тема7. Философские проблемы экономической науки. | - Предметная область экономической науки и ее место в системе современного социально-гуманитарного знания. - Научные революции в истории экономической науки и изменения философских оснований экономических теорий. - Проблемы взаимосвязи микро- и макроуровней экономической реальности. - Детерминация экономических процессов. Специфика экономических законов. - Социально-философский анализ отношений собственности в современной экономике. - Соотношение стихийного и сознательного функционирований и развития рыночной экономики. - Структура экономической теории, ее истинность и прогностические возможности. - Системно-синергетический подход в современной экономике. Роль математических моделей в исследовании поведения экономических систем. - Аксиологические аспекты в экономической науке. Принципы экономической этики. - Глобализация экономики: социально-гуманитарное измерение. - Современный экономический кризис и необходимость ценностной переориентации глобализирующегося человечества. | |
Всего: |
Семинарские занятия
Название темы | Дидактический минимум | Кол-во уч.часов |
Тема 1. Основные концепции современной философии науки. | - Философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся в социокультурном контексте. - Интернализм и экстернализм понимания о причинах и механизмов развития науки. - Позитивистская традиция в философии науки. Исторические формы позитивизма. - Постпозитивизм в понимании науки. Концепция К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. | |
Тема 2. Структура, методология и динамика научного знания. | - Научное знание как многоуровневая, развивающаяся система. - Содержание и взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического типов уровней научного знания. - Роль философских оснований науки в ее развитии. - Механизм порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. - Смена типов научной рациональности. | |
Тема 3.Философско-методологические проблемы современной экономической науки. | - Принципы детерминизма в экономических исследованиях. Проблемы соотношения стихийного и сознательного функционирования и развития рыночной экономии. - Системно-синергетическое видение экономической реальности. Проблемы гносеологических возможностей математического моделирования поведения экономических систем. - Проблема совмещения натуралистической и культурцентриской исследовательских программ в современной экономической науке. Понятия «социальный капитал» и «человеческий капитал». - Современный экономический кризис и новые ценностные и методологические ориентиры экономической науки и экономической политики. | |
Всего: |
Самостоятельная работа аспиранта
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Кол-во уч.часов |
1. | Изучение научной и учебно-методической литературы | |
2. | Подготовка докладов к семинарским занятиям | |
3. | Подготовка презентации к семинарским занятиям | |
4. | Подготовка реферата по дисциплине «История и философия науки» | |
Всего: |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Итоговый контроль знаний по дисциплине «История и философия науки» включает сдачу кандидатского экзамена по данной дисциплине. Билеты кандидатского экзамена включают два вопроса по общим проблемам философии науки и один вопрос по философским проблемам той фундаментальной науки, в области которой осуществляется исследовательская деятельность соискателем соответствующей научной степени.
Промежуточный контроль в форме зачета включает подготовку и защиту реферата по проблемам истории и философии науки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ