Правила общения с разными типами прихожан.
В первую очередь я хотел бы указать на то, что тем из нас, кто все свое время посвящает проповеднической деятельности в ИСККОН, то есть президенты храмов, руководители программ подготовки молодых бхакт и те, кто занимается другими проповедническими программами, приходится брать на себя ответственность в виде заботы о других людях.
Бойзон указывает на то, что в обычной общине прихожан существуют различные категории людей:
- - те, кто хорошо прогрессирует;
- - те, кто обеспокоен из-за экономических проблем, проблем со здоровьем или из-за старости;
- - те, чья верность религии, которую они выбрали, очень поверхностна;
- - те, кто большую часть своей жизни посвящают деятельности в религиозной общине, но, проявляя различные признаки скрытности, которые существуют в их сердце, теряют способность продвигаться в духовной жизни;
- - те, кто проявляют бунтарское настроение.
Последнее особенно относится к молодым людям, которые были воспитаны в церкви, но потом, став подростками, начали восставать. В истории ИСККОН мы уже сталкивались с подобным феноменом, когда целое поколение преданных проявляло такое бунтарское настроение, будучи воспитаны в движении. То же самое может происходить сейчас с некоторыми из нас.
Мы как проповедники несем ответственность перед всеми этими людьми. У нас есть определенные обязанности и долг по отношению к ним. Перед любым, кто имеет хоть какое-то отношение к сознанию Кришны, мы имеем определенные обязанности. Мы должны прилагать все усилия, чтобы помочь такому человеку прогрессировать духовно, помогая ему, чего бы нам это ни стоило, решить также любые проблемы, с которыми он сталкивается.
Бывают люди, которым мы вообще не сможем помочь. В таких случаях мы должны просто ждать, пока с ними самими чего-то не произойдет. Если люди погрязли в скрытности, то нам сложно их в чем-то переубедить. В таких случаях бывает правильно просто подождать, пока они переживут этот период сами. Если же вы пытаетесь вызвать их на откровенность, бросая им вызов, то рискуете очень быстро подорвать само основание их самоуважения, и в этом случае они просто разозлятся. Так что необходимо иметь определенный опыт и мастерство для того, чтобы умело обращаться с такими людьми.
Можно обнаружить, что в каждой общине, как правило, есть определенная группа людей, которая очень хорошо, без особых проблем прогрессирует в духовной жизни. С такими людьми общаться гораздо легче. Но вы не можете закрыть глаза на существование всех остальных. Если вы будете закрывать глаза на их существование, то обнаружите, что такие люди не уйдут просто так. Из-за этого у них может развиться оскорбительное умонастроение, и они могут выдумать какие-то новые философские системы, и, в конце концов, все-таки останутся в социальном круге последователей ИСККОН. Они не исчезнут, если вы закроете на них глаза, и их присутствие будет всегда ощущаться. Поэтому мы должны каким-то образом подходить к решению и их проблем также.
Сейчас мы разберем, как нужно вести себя с людьми, которые стремятся к духовному прогрессу. Бойзон говорит, что в этом случае мы должны обращать своё внимание на три основных момента.
В первую очередь мы должны смотреть, насколько люди преданны высшим идеалам. Насколько они им верны. Это качество Бойзон называет "Верность высшим идеалам". Это первое условие, которое необходимо иметь человеку, искренне желающему стать чистым преданным Кришны.
Затем, второе требование – это честность, или готовность воспринимать факты, как они есть. Человек должен оставить все попытки, маски и обманные уловки, которые он использует для того, чтобы избежать решения проблем. Решая эти проблемы, необходимо быть откровенным и честным перед самим собой.
Бойзон говорит, что необходимым условием для того, чтобы это выполнялось, является фундамент самоуважения в таком человеке. Он описывает это как переход от статической нравственности к динамической. Немного позднее я поясню, что это означает. Следует заметить, что это очень важная концепция, встречающаяся у Бойзона, и, кроме того, она имеет непосредственное отношение к сознанию Кришны. Просто это другой термин, которым обозначается то же самое, привычное и знакомое для нас явление.
Следующее требование – это стремление человека к развитию единения. Другими словами это означает, что человек должен стремиться восстановить в себе подлинные взаимоотношения с Богом и с представителем Бога.
Таковы три требования, перечисленные Бойзоном.