Приспособление путем временных и локальных мер.
Далее Бойзон обсуждает второй вид социализации, который он называет "приспособление путем временных и локальных мер". Это не подлинно религиозный тип.
Что это значит? Каждый человек нуждается в том, чтобы принадлежать какому-то сообществу, а так же в чувстве безопасности в этом обществе. Но, так или иначе, самая высшая цель нашего общества – это нечто, что мы не принимаем или не полностью разделяем, так как думаем: "Эта цель, о которой говорят святые, не для всех, и может быть, я достигну этого уровня в преклонном возрасте", – подобные размышления входят в ум такого человека.
Так я начинаю думать, что людей, которые соглашаются с моей точкой зрения, достаточно много. Так мы встречаемся с людьми, которые разделяют мою скептическую точку зрения по поводу достижимости этих духовных стандартов, высочайших идеалов, и создаем свое собственное общество. Это своего рода защитная мера. Это также определенная откровенность, поскольку я не стремлюсь скрыть ни от себя, ни от других, что у меня есть какие-то желания, которые с позиции высшего уровня считаются неприемлемыми. Я с готовностью соглашаюсь с этим, признавая это открыто. Но в чем я нуждаюсь? Я нуждаюсь в том, чтобы иметь в этом единомышленников. И когда я нахожу таких людей, то чувствую себя лучше.
Итак, мы видим, что такие вещи происходят в ИСККОН и вокруг ИСККОН. Большинство наших храмов или каких-то больших общин всегда имеют группу людей, которые верят в реинкарнацию, вегетарианство, в то, что Кришна Бог, но в тоже самое время, они думают: "Прабхупада был очень милостив к нам и понимал, насколько нам трудно следовать высшим идеалам, и поэтому если мы будем следовать каким-то более низким стандартам, то он поймет так же и это, и у нас не будет проблем".
Однажды один человек сказал мне: "Да, я следую двум регулирующим принципам". И все … Иногда у этих людей есть склонность собираться вместе.
Или же можно поступить в этом случае другим способом. Бойзон называет этот тип поведения "снижением порога совести", или "снижением морального порога". Мы снижаем немного наши стандарты относительно того, что хорошо и что плохо, и если у нас есть при этом общественная поддержка других, так называемых нормальных людей, то мы чувствуем себя лучше.
Итак, существуют разные способы поведения, чтобы достичь подобного единения. Бойзон в своей книге говорит: "Существует множество мужчин и женщин, которые подобно нашему пациенту (описывающемуся в этом месте книге) пытаются освободиться от чувства личной неудачи, неполноценности, отождествляя себя с группами, которые с одобрением относятся к каким-то потворствам, которые эти люди не в состоянии отбросить". Затем он говорит, что так называемый средний или "нормальный" человек склонен искать решение своего внутреннего конфликта, общаясь с теми, у кого уже занижен порог совести, или, другими словами, порог внутренней самооценки. И таким образом, окружая себя людьми с такими же низкими стандартами, как и у него, человек успокаивает себя мыслью, что он ничуть не хуже чем его ближний.
Затем Бойзон пишет очень интересную вещь: "Даже церковь, которая теоретически должна представлять в обществе высшие, постоянные и универсальные ценности, проявляет склонность к тому, чтобы вводить какие-то неполноценные стандарты, как защитную меру, дабы поддержать самоуважение своих недостойных последователей.
Развивая этот вопрос дальше, он говорит, что у человека есть склонность судить о себе глазами других людей, с которыми он отождествляет себя. И одним из способов, с помощью которого человек может справиться с ощущением того, что он не соответствует стандартам окружающего общества, является понимание того, что он должен соответствовать какой-то другой группе. При этом он может принять одно из двух решений: либо перенести свою преданность какой-то другой группе с более низкими моральными стандартами, или же попытаться использовать свое влияние для того, чтобы заставить ту группу, к которой он уже принадлежит, понизить стандарты, чтобы таким образом соответствовать им, и так чувствовать себя гораздо лучше. Мы уже видели это в движении сознания Кришны.
Рассматривая эту таблицу и говоря о приспособлении путем временных и локальных мер, к которым прибегает обычный человек, можно заметить, что такой человек по-прежнему может адекватно выражать себя в общественной, профессиональной и половой жизни (и это то, что люди считают нормальным), но в то же время, не соответствовать в полной мере высшим стандартам, которые существуют.
Бойзон описывает интересный момент, который происходит в этом случае, и который я мог наблюдать сам также. Он рассказывает о случае с одним молодым человеком, который пережил внезапное развитие кризиса. У этого человека был внутренний конфликт. Его отец был очень консервативным священником. Его мать так же была ревностной поклонницей церкви, и посвящала ей всю свою деятельность. Этот молодой человек был воспитан в очень строгих условиях и с очень высокими идеалами. Когда же он достиг половой зрелости, то обнаружил, что у него существуют сексуальные желания, с которыми он не может адекватно справиться, и найти им выражение в контексте той культуры, в которой был воспитан.
Итак, решение было таковым, что в шестнадцать лет он пошел в армию. Бойзон говорит, что этот молодой человек не только одел форму, но вместе с этой формой он принял более легкие стандарты, которые подразумевали более свободное сексуальное поведение.
И на моей память уже, по крайней мере, одно поколение ИСККОН достигло как раз такого же возраста, в котором они испытывают подобные проблемы. И факт, что в это время мы так же внесли свой вклад в пополнение рядов армии.
Интересно, что полицейские или военные люди, несмотря на свое поведение, все же являются в обществе олицетворением высших идеалов поведения, и должны насаждать их в обществе. И поэтому такие люди, будучи блюстителями порядка, могу по-прежнему рассматривать себя борцами за справедливость, бороться против зла и культивировать добро, но хотя уже на другом уровне.
Итак, отождествление себя с группой с более низкими моральными стандартами является одним из решений.
Так же я знаю ряд преданных в Америке, моих духовных братьев, которым было сложно контролировать половые желания, и они, в конце концов, ушли из ИСККОН в христианство. В ИСККОН они не считали себя заслуживающими особого уважения, но, придя в христианскую церковь, они вдруг обнаружили себя на высоте положения, и все то, что было проблемой в ИСККОН, в христианской церкви превратилось в нормальное, распространенное явление. Таким образом, это один из путей решения проблемы внутреннего удовлетворения.
Мы также можем видеть, что в больших общинах прихожан в ИСККОН иногда создаются неформальные объединения по интересам, которые объединяются именно на основании следования более низким стандартам. И когда это происходит в ИСККОН, то люди по-прежнему могут сохранить какую-то преданность этой организации.