Часть вторая. Окленд, 1976 год

Иногда между духовными братьями могут происходить какие-то разногласия. Это бывает даже между освобожденными душами. Главное — чтобы каждый занимался преданными служением Кришне под руководством духовного учителя.

Шрила Прабхупада. Из письма к Ральфу Стивенсону.

Несмотря на то, что Прабхупада хотел, чтобы его ученики сотрудничали друг с другом, между «внутренними» и «внешними» преданными Австралии и Новой Зеландии все же сохранялось напряжение. В Окленде ситуация накалилась довольно сильно. Хотя программы в храме ИСККОН проходили ежедневно, на них мало кто ходил. В то же время группы преданных, живущих вне храма, регулярно собирали на своих встречах толпы людей. Нередко на улице Королевы можно было видеть две харинамы — скромную группу одетых в традиционную вайшнавскую одежду храмовых преданных с мридангой и караталами на одной стороне, и большую толпу, иногда больше 60-70 человек, в западном платье, длинноволосых, с конгами и гитарами — на другой стороне.

* * *

Ральф Стивенсон совершенно серьезно принял сознание Кришны с первой же своей встречи со Шрилой Прабхупадой в студенческом городке Оклендского университета в 1972 году. Он регулярно посещал храм и участвовал во всех мероприятиях, которые устраивали вайшнавы в Окленде. Разделение преданных на два лагеря ему очень не нравилось и сбивало его с толку. Храмовые преданные настойчиво рекомендовали посетителям избегать общения с «внешними» группами, а члены этих групп порой советовали своим гостям не ходить в храм. Сбитый с толку, Ральф написал письмо Шриле Прабхупаде, который в своем ответе прояснил сложившуюся неопределенную ситуацию.

Нет причины, по которой ты не мог бы общаться с любым из моих учеников, при условии, что он следует нашим принципам. Пока Сиддха-Сварупа Махараджа и Тушта-Кришна Махараджа ведут себя как санньяси, то есть носят дхоти, бреют голову, оставляя шикху, строго придерживаются правил и предписаний и проповедуют то, что написано в моих книгах, я не возражаю.

Переписка, которую вел Прабхупада в этот взрывоопасный период, показывает, насколько опытен он был в миротворчестве. Хотя он совершенно точно знал, что и как следует делать, других он учил этому очень постепенно и нежно. Он равно относился ко всем и не становился на сторону никакой группы, прекрасно понимая стоящую перед ним трудную задачу — примирить противоречивые взгляды своих самостоятельных и энергичных учеников.

Он писал Мадхудвише Свами:

Если кто-то не придерживается совершенно тех же взглядов, что и остальные духовные братья, он может оставаться в стороне, но это не значит, что ему позволено нарушать принципы, установленные мной. Но если человек продолжает соблюдать мои заповеди, он остается моим учеником.

Бхуриджане:

Разногласия между духовными братьями — в порядке вещей. Разница во мнениях будет существовать всегда — что поделаешь? Сиддха-Сварупа Махараджа и его группа — когда бы ни встретились со мной, дают мне деньги. Это говорит о том, что они не против меня. Братья всегда ссорятся между собой, главное, чтобы все они оставались послушны отцу.

Тушта-Кришне:

Я не возражаю, чтобы ты рекомендовал этих преданных на посвящение. Но ты сам ведешь ли себя как санньяси, соблюдаешь ли все правила и предписания, носишь ли вайшнавское платье? Если ты подтвердишь, что все это так, я приму всех этих юношей и девушек в ученики. Если человек следует правилам и предписаниям, он остается моим учеником, где бы он ни находился.

* * *

Самолет компании «Эйр Нью-Зиланд», на котором летел Прабхупада, приземлился в Окленде в 10 часов вечера. Хотя было уже довольно поздно, множество преданных — 12 из храма и 50 с Северного Берега — собрались в аэропорту, чтобы приветствовать его.

Большинство северо-бережных преданных поддерживали с Сознанием Кришны лишь очень непрочную и нерегулярную связь и редко посещали храм. Однако к приезду Прабхупады многие из них побрили головы, надели традиционную одежду и украсили себя тилаками. Яшоматинандана, президент оклендского храма, повел зажигательную киртану. Прабхупада довольно быстро прошел таможню и появился у выхода, сияя радостью и здоровьем и широко улыбаясь бурлящей толпе преданных. Рама-дас, главный пуджари Окленда осторожно надел на шею Прабхупаде цветочную гирлянду, нанес ему на лоб ароматную сандаловую пасту с камфарой и коснулся его стоп.

Прабхупада быстро прошел к ожидавшему его роскошному автомобилю, который преданные взяли напрокат. На шоссе лимузин Прабхупады обгоняли один за другим автомобили преданных, торопившихся в храм, чтобы там встретить его еще раз.

Наши рекомендации