Четверг, 22 апреля 1976 года
Прабхупада с радостью узнал, что местные преданные, наделенные талантами садоводов, посадили в храмовом саду 5000 гвоздик. Он сказал преданным, что это очень практичный способ использования земли. После обеда Шрила Прабхупада встретился с тремя посетителями: Майклом Гордоном, Брайаном Сингером и Дугом Уорбриком. Дуг и Брайан были владельцами фирмы «Ригкёрл», производящей одежду для серфинга и располагавшейся в пляжной зоне на юге Виктории. Майкл издавал журнал о серфинге «Потайная дверь». Все трое были знакомыми Уграшравы и других преданных, занимавшихся в свое время серфингом в Мельбурне.
Сидя в свободной позе на своей асане у окна фонарем, Прабхупада терпеливо объяснял молодым людям основы духовной жизни. Брайан поинтересовался, должен ли человек посещать храм, чтобы стать сознающим Кришну.
— Нет, сказал Прабхупада, — посещение храма — это только одно из средств, но есть еще девять методов, из которых слушание о Кришне, «шраванам» — самый важный. Для этого существуют книги, слушание и повторение. Если вы не можете читать, я буду читать, а вы слушайте. Или вы будете говорить, я буду слушать. Оба этих процесса очень важны. Поэтому мы представляем философию Кришны на английском языке так детально. Мы уже опубликовали восемьдесят две книги на эту тему.
Прабхупада протянул руку и взял со стола Бхагавадгиту.
— Если вы прочитаете одну эту книгу, это будет подготовительным шагом. Затем, если вы прочитаете ее с великим вниманием, вы немедленно станете сознающим Кришну. После этого вы поймете все, что написано о Кришне в шестидесяти томах Шримад-Бхагаватам, а потом насладитесь духовным нектаром семнадцати книг Чайтанья-чаритамриты. Вам не добраться до конца даже за всю вашу жизнь. Книг так много. Вы и думать забудете читать другие книги.
Брайан читал книги Прабхупады, и у него было несколько вопросов. Существует ли разница, спрашивал он, между человеческой душой и душой животного. Разница, ответил Прабхупада, заключается в степени развития сознания, которая варьирует от вида к виду. В пример он привел дерево.
— Сознание в нем есть, но оно очень сильно покрыто. Когда вы рубите дерево, оно не протестует, потому что сознание не развито.
Прабхупада привел еще более практический пример из дней своей молодости.
— Я видел как оперируют детей. Им не нужна анестезия. Я помню, у моей старшей дочери, когда она была еще ребенком, был нарыв. Врач назначил операцию. Я спросил: «Вы примените наркоз?» — «Нет, им не нужно». И врач вскрыл нарыв, а ребенок просто закряхтел, но не заплакал. Я сам это видел.
Бóльшую часть дружественной встречи, продолжавшейся около часа, Прабхупада подробно объяснял отличие души от тела. Начальное образование в духовной жизни, говорил он, состоит в том, чтобы осознать себя самого. Брайан, который почти один задавал вопросы, согласился со всем, что говорил Прабхупада.
Перед тем как уйти, молодой человек получил щедрую порцию фруктового прасада.
Майкл Гордон: В тот день мы шли в храм с несколько смешанными мотивами. По крайней мере мои мотивы были неоднозначны. Но меня больше всего интересовало, чем это движение было столь привлекательным для серферов, таких как мы, образ жизни которых находился в столь ярком противоречии со строгими храмовыми правилами. Было время, несколько лет назад, когда бóльшую часть преданных в Мельбурне составляли бывшие серферы. На всех нас произвел впечатление Прабхупада, особенно то, сколько часов он тратил каждую ночь на перевод ведических писаний. Однако к концу беседы я так и не смог понять, какое отношение все это имеет к серферам, и не понимал до тех пор, пока один преданный не пригласил нас на утреннюю программу в семь утра.
Храм был набит до отказа. Пение началось вначале медленно, затем начало постепенно нарастать и достигло кульминации. Музыка и танцы становились все быстрее и быстрее, а пение все громче и громче. Здесь действительно можно было забыться и отдаться волнам звука имен Кришны. Ко времени, когда Его Божественная милость спустился к вечерней лекции, от нашей сдержанности не осталось и следа, и мы уже чувствовали себя частью происходящего, так же, как и все остальные.
* * *
Спустившись в переполненный преданными и гостями храм, Прабхупада продолжил комментировать третий стих девятой главы Бхагавадгиты. Человеческая жизнь, объяснял он, это развилка: один путь ведет домой, назад к Богу, а другой возвращает в круговорот рождения и смерти. Прабхупада подробно описал, как Ведическая литература, в особенности Бхагавадгита, указывает верный путь, которым должны следовать человеческие существа. По всему миру работают сейчас отделения Общества сознания Кришны, говорил он, задача которых — помочь людям понять не привязанное ни к какой отдельной религии послание Бхагавадгиты. Он объяснил, что если люди поймут его, то в человеческом обществе воцарятся мир и счастье. Тщательно изучая Ведическую литературу, человек может составить себе ясное представление обо всем, ему не потребуются дополнительные исследования. Прабхупада привел пример.
— Как я уже объяснял, существуют различные формы жизни. И даже в воде живут существа — 900’000 форм. Это написано в Ведах, и вы можете принять это знание непосредственно. Вам не придется нырять в воду и проводить подводные исследования. Вы берете знание прямо из Вед и тут же осознаете, что в водах живет 900’000 видов.
Прабхупада объяснил, что живые существа есть повсюду. Они живут в разных условиях в соответствии со своей кармой.
— В наши дни люди любят нырять и плавать под водой. Это стало модным. Так вот, в следующей жизни они получат тела рыб.
Серферы нервно заерзали.
— Да, потому что написано: ям ям вапи смаран бхавам тьяджати анте калеварам. Если вы в момент смерти подумаете о том, как хорошо было нырять и плавать под водой, это приведет к тому, что в следующем рождении природа даст вам тело рыбы. Это милость Бога. Зачем вам пытаться искусственно стать рыбой? Вы станете настоящей рыбой. Это дар природы.
— Так сказано в Бхагавадгите, — продолжал Прабхупада. — Чем бы мы ни занимались в жизни, это мировоззрение, это представление о жизни остается с нами и продолжается. Например, сны. Что вам снится? Вам снится то, о чем вы постоянно думаете. Это деятельность ума. Поэтому если кто-то стремится уподобиться рыбе, то природа дает ему тело рыбы. Так душа переселяется из одного тела в другое. Мы желаем разных вещей и получаем соответствующие этим желаниям тела. Таков закон природы. Предположим, вы заразились какой-нибудь болезнью. Вы страдаете. Это закон природы. Это происходит без вашего участия, само собой.
Во время вопросов Таня спросила:
— Как человек предается Кришне?
В ответ Прабхупада процитировал песню Бхактивиноды Тхакура.
— Отдайте Кришне все, что имеете. Что у вас есть? У вас есть тело, у вас есть ум, у вас есть дом, муж и дети. И когда мы предаемся, мы говорим: «Мой Господь, все, что у меня есть…У меня есть тело, немного разума, способность мыслить, какой-то дом, муж, дети — все это я отдаю Тебе». Бхактивинода Тхакур говорит: манаса деха геха, йо кичху мора. У нас есть не так уж много чего. Мы обладаем лишь тем, что дал нам Бог, мы не богаты. Но так или иначе, «все, что у нас есть, все принадлежит Тебе без остатка». Вот что такое предание себя.
Один индиец спросил, должен ли человек прилагать специальные осознанные усилия для такого предания, или оно уже произошло.
— Вы уже преданы, — ответил Прабхупада. — Но сейчас вы преданы полиции Господа. Как гражданин предается либо правительству, либо полиции. Если он предается правительству, он не попадет в тюрьму. А мы, вместо того, чтобы предаваться Кришне, предаемся Его майе. И майя наказывает нас. И если вы хотите получить облегчение, предайтесь Кришне. Вам придется предаваться — либо тому, либо этому.
* * *
Поскольку вечером похолодало, аппетит у Прабхупады был превосходный. После лекции он выпил горячего молока и поел пури с солеными, жаренными в масле орешками кешью. Такой же прекрасный аппетит сохранялся у Шрилы Прабхупады до конца путешествия. Он снова лакомился яблочным крамблем Двайпаяны, а в один из вечеров с удовольствием поел слоеных самос Бхану. Между тем преданные и гости каждый вечер пировали в Зале Парампары.