Вторник, 18 апреля 1972 года
«Оклендский Герольд» напечатала статью-отчет о пресс-конференции, состоявшейся накануне. Статья сопровождалась фотографией, на которой пятилетний Бхакти-Кумади предлагал Шриле Прабхупаде цветы. Заголовок статьи гласил: «Трудный день для Свами и его последователей…»
В жизни тихой улицы в Маунт-Идене произошло нечто совершенно необычное. На лужайке маленького дома хилый старый индийский гуру в набедренной повязке принимал масляный массаж, который делал ему его преданный ученик, одетый тоже в одну лишь набедренную повязку. На заднем дворе того же дома группа молодых мужчин и женщин, одетых в индийские сари и дхоти, пела, играя на маленьких бронзовых тарелочках и пританцовывая вокруг стирочного сарая: Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Рама.
Первый в Новой Зеландии храм Движения сознания Кришны был полностью и совершенно открыт для всех. Звуки и зрелище, сопровождавшее их, вызывало у соседей некоторую тревогу или любопытство, которые они прятали, равно как и самих себя, за дверями своих домов…
Назначение времени установления Божеств вызвало споры и разногласия. Тушта-Кришна пришел к Шриле Прабхупаде за несколько дней до церемонии с предложением провести церемонию вечером, но Прабхупада настаивал на том, что церемонию надо проводить утром.
— Сходи к Прадьюмне, пусть он выберет благоприятное время с утра, — сказал Прабхупада.
Тушта так и сделал и выбрал подходящее время. Но он продолжал настаивать на том, чтобы устроить церемонию вечером. Прабхупада спросил, почему. Тушта-Кришна объяснил, что поскольку большинство гостей днем работают, вечер будет для них удобнее. В конце концов, из уважения к желанию своего ученика проповедовать, Прабхупада смиренно согласился.
Вечером множество гостей, в основном, индийские семьи с детьми, пришли на официальную церемонию открытия храма, установления Божеств Радхи и Кришны и посвящения новых учеников.
Маленькая храмовая комната быстро наполнилась гостями. Те, кто не поместился, выплеснулись в переднюю. Опоздавшие смиренно устроились на подоконниках или смотрели с улицы в окна. Увидев, что людей собралось так много, Шрила Прабхупада тут же велел вынести свою вьясасану (занимавшую почти четверть комнаты). После этого Прабхупада, украшенный гирляндой из больших благоухающих роз, сел на маленький коврик на пол.
Вначале были установлены Божества Радхи и Кришны. Кришна был коренастый, с пухленьким детским лицом. Беленькая Радхарани ласково улыбалась. Высотой оба были около восьмидесяти пяти сантиметров. Тушта-Кришна изо всех сил старался собрать все необходимое, но некоторых вещей все равно недоставало. Шрилу Прабхупаду это ничуть не обеспокоило, он спокойно отправил преданных за недостающими предметами.
Омыв Радху и Кришну пятью благоприятными жидкостями, он одел Их в единственный комплект одежд и настойчиво велел как можно скорее сшить для Них несколько новых комплектов. Шрила Прабхупада назвал Их Шри Шри Радха-Гиридхари.
— Гóспода называют Гиридхари или Гиривара-дхари, потому что Кришна ради блага Своих преданных поднял холм Говардхана, — объяснил он.
После церемонии омовения Прабхупада поставил Радху и Гиридхари на маленький, выкрашенный белой краской алтарь. Когда преданные попытались задернуть занавес, карниз, который держал тяжелую зеленую ткань, обвалился. Преданные очень смутились. Однако Прабхупада, как ласковый отец, направляющий своих неопытных детей, взял все дело на себя. Не выказав ни малейшего неудовольствия, он спокойно смотрел, как преданные снова повесили карниз и закончили вечернюю программу.
Брюс Барвелл: Мы набились в крошечную комнатку, в центре которой пылал огонь. В него положили вещи, которые обычно считаются негорючими, например, бананы, и комната наполнилась едким дымом. Все сидели и смотрели на огонь, а я, человек другого склада, беспокоился, не случилось бы чего-нибудь с потолком.
Каждый раз, как мне казалось, что огонь уже достиг критической высоты, Прабхупада подкладывал в него топлива. Я все время поглядывал вверх и видел, как на потолке, сделанном из ДСП, скапливается сажа. Маленькие красные искры стали вылетать из костра и попадать в одно и то же место на потолке. Через пятнадцать минут потолок прямо над огнем покраснел, и я испугался, что сейчас начнется пожар. Я извинился, пошел на кухню, принес влажную швабру и стал прикладывать ее к потолку.
После огненного жертвоприношения занавес открыли, и Радха и Гиридхари на Своем новом алтаре предстали взорам присутствующих. Шрила Прабхупада встал, чтобы провести арати, а затем, провожаемый звуками киртаны, отправился к себе в комнату в сопровождении множества индийских джентльменов.
Прабхупада вдохновлял всех этих людей, которых видел впервые в жизни, оказать финансовую помощь Движению сознания Кришны в Окленде. Они могли бы, говорил он, приобрести подходящий храм и регулярно жертвовать деньги. Прабхупада не выказывал никакого стеснения, он откровенно просил их о помощи. Он внимательно смотрел на каждого:
— Вы должны сделать пожертвование. Что вы можете пожертвовать? Сколько вы дадите? Что дадите вы?
На преданных его откровенный способ сбора пожертвований произвел сильное впечатление. Два местных индуса, Раман Чхитта и Йоги Прабху предложили свою помощь. После этого программа, как обычно, завершилась пиром, состоящим из кришна-прасада.
* * *
В Новой Зеландии, как и в Австралии, Шрила Прабхупада снова устанавливал Божества Радхи и Кришны. Год назад в Сиднее он просил Кришну Самого позаботиться о Себе, если преданные, которые еще недавно были млеччхами, совершат какие-то оскорбления. Вернувшись, он увидел, что поклонение ведется должным образом. После этого Радха и Кришна пришли в Мельбурн. И вот теперь Шрила Прабхупада снова просил Господа прийти. Явившись на его зов, Кришна, привлеченный кроме того звуками киртаны, был принят сегодня еще в одном уголке — переделанной под храм комнатке арендованного дома на окраине Окленда.
Прабхупада хотел, чтобы Радхе и Кришне служили как можно лучше. Здесь, как и в других храмах, преданным надлежало проявить особую тщательность в соблюдении правил и предписаний; они должны были стать чистыми и пунктуальными, регулярно предлагая Божеству прекрасные одежды и пищу; и они никогда не должны были ничего менять по своей прихоти. Ради этого Прабхупада подавал пример, поклоняясь десяткам Божеств Радхи и Кришны. На всех континентах Прабхупада снова и снова просил Господа низойти, проводил церемонию установления и пел, омывал и одевал Божества, охваченный блаженством любви и преданности.
Как сказал однажды Шрила Прабхупада на такой же церемонии установления Божеств в Лондоне, храмовое поклонение Божествам есть не что иное, как личное служение Кришне, Верховной Божественной Личности. Сейчас Господь милостиво соглашался принять такую форму, которая была бы доступна чувствам Его преданных.
— Не думайте, — предостерегал Прабхупада, — что мы устанавливаем здесь мраморную статую. Нет, мы поклоняемся лично Кришне.
Конечная цель храмового поклонения Божествам, объяснял Прабхупада, проста: «круглые стуки быть занятым в служении Кришне».
Среда, 19 апреля 1972 года
Шрила Прабхупада был готов к отъезду в Гонконг и Токио. Отдыхая в своей комнате вместе с несколькими учениками, он давал последние наставления. Прабхупада сказал, что для того, чтобы оставаться в сознании Кришны, преданные должны стать очень терпеливыми.
— Когда вы приходите в сознание Кришны, ваши лучшие друзья могут стать вашими врагами.
Он привел в пример знаменитого преданного, ребенка Прахладу, самый близкий и любимый родственник которого — отец — пытался убить его.
— Поэтому, — заключил Прабхупада, — мы должны стать терпеливее дерева и смиреннее травинки. Если мы сможем развить в себе только эти два качества, мы преуспеем в осознании Кришны.
Тушта-Кришна сказал, что многие местные индийцы работают в зеленных лавках и магазинах и регулярно жертвуют храму овощи и фрукты. В связи с этим Прабхупада дал свое второе наставление:
— Все, что вы собираете за день, не пытайтесь копить.
Прабхупада говорил твердо, и преданным стало ясно, что этому приказу надо следовать весьма тщательно.
— Все, что вы получите за день, вы должны раздать в тот же день. Ничего не копите. Такова жизнь брахманов. При этом Кришна дает больше, больше и больше. Если вы будете копить, будет плохо. Поэтому сколько пищи вы насобираете за день, все, что вам принесут, вы должны распространить в качестве прасада в тот же день.
* * *
Несколько дней, проведенных Шрилой Прабхупадой в Окленде, являются типичным примером его энергичной мировой проповеди. Хотя ему было уже семьдесят шесть лет, он и не думал удаляться на заслуженный отдых. Слишком напряженным было положение в мире. Собственной жизнью он показывал, как изо всех сил должен трудиться преданный ради распространения сознания Кришны в мире. Это приносило удовлетворение и самому преданному, и людям. Он исполнял свою миссию в преклонном возрасте, и Господь Кришна вознаграждал его усилия. Так, находясь в настроении взаимодействия с Господом, он продолжал свой труд, направленный на распространение Движения.
По просьбе своих искренних учеников Шрила Прабхупада находился в Австралии и Новой Зеландии почти три недели. Захватывающий дух служения привел его учеников в разные части мира, где они проповедовали от имени Прабхупады. Они были миссионерами Движения сознания Кришны. Шрила Прабхупада, источник этого проповеднического духа, посещал их, чтобы помочь им и вдохнуть жизнь в то, что они начали.
Вдохновляя оклендских преданных и принимая активное участие в их проповеди, Шрила Прабхупада интересовался местными делами только постольку, поскольку это было нужно в данный момент, сам он находился за пределами Новой Зеландии. Он постоянно думал о людях, местах и деятельности по всему миру. Отвечая на письма, он глубоко погружался в дела Индии, Англии, Южной Америки и Японии. И превыше всего этого было его постоянное памятование Кришны. Он хотел прославить Кришну на весь мир. Сейчас он трудился на ниве Новой Зеландии. Однако здесь, как и везде, Прабхупада навсегда запечатлелся в сердцах своих учеников.
Джагаттарини: Преданные работали очень искренне, хотя результат их усилий был очень и очень прост. Никогда раньше я не испытывала такого потрясения, как когда Шрила Прабхупада вышел на посадку в аэропорту, чтобы ехать в следующее место. Только тогда, оплакивая разлуку с ним, я смогла понять, чем было его личное присутствие, которое сделало эту первую главу жизни новозеландского отделения Международного Общества Сознания Кришны такой удивительно благоприятной и успешной…
Робби: Я не помню почти никаких подробностей того первого визита Прабхупады в Новую Зеландию, но я запомнил Прабхупаду. Забыть его невозможно! Я прожил почти целый век, но я должен сказать: если вы прочитаете учебник истории, вы не найдете там личности такого масштаба, как Прабхупада. Это несомненно величайшая личность 20-го века.
Где-то в дороге Шрила Прабхупада написал письмо Брахмананде о своем посещении Австралии.
Сегодня, 19 апреля, я лечу на самолете в Гонконг, где переночую, а завтра я вылечу в Японию. Наша проповедь в Австралии и Новой Зеландии была очень успешной. В Новой Зеландии у нас скоро будет свой храм…
Глава 5
«Кришна любит и тебя»
Противодействие санкиртане,
Сидней и Мельбурн, 1972 год
Продолжайте заниматься санкиртаной как и раньше, а они пусть арестовывают нас, если хотят. Мы не остановимся… Лучше всего забыть обо всех этих адвокатах и судах и просто продолжать санкиртану… Это и есть движение гражданского неповиновения. Путь они снова и снова наполняют свои тюрьмы нами…
Шрила Прабхупада, из письма к Чару
Административное преследование групп санкиртаны сиднейского храма стало теперь обычным, ежедневным делом. 27 марта, всего за несколько дней до приезда Шрилы Прабхупады лорд-мэр Сиднея официально заявил сиднейскому Городскому совету, что пение на улицах, организуемое Движением «Харе Кришна» абсолютно незаконно. По иронии судьбы, хотя Городской совет возбудил против преданных ни много ни мало тридцать четыре иска по подозрению в бродяжничестве, только шесть из них были рассмотрены мировым судьей, и все шесть отклонены. Мировой также не счел возможным обвинить преданных в попрошайничестве или препятствовании уличному движению. Несмотря на то, что все обвинения были отклонены, Городской совет упорно пытался так или иначе лишить преданных свободы.
Апреля 1972 года
Городской совет Сиднея уже выжил преданных с площади Мартина — очень популярной площади в центре города. Теперь после бурных дебатов, продолжавшихся всю ночь, члены Городского совета решили предпринять беспрецедентные юридические меры, чтобы совершенно и навсегда удалить преданных с улиц Сиднея. Газета «Австралиец» писала по этому поводу следующее:
Олдермены, ответственные за гражданскую реформу, проголосовали за то, чтобы передать это дело в ведение прокурора, отвергнув при этом мнение общественности о необходимости проведения переговоров с «Харе Кришна».
Члены «Харе Кришна» молча взирали на происходящее с галерки, но позже потребовали «передачи дела в Верховный суд».
Они говорят: «Мы ведем переговоры с Советом о приобретении собственного здания, и не уйдем из города, даже если нас изгонят с его улиц. Мы восемь месяцев добивались приема в Городском совете, чтобы получить разрешение на совершение поклонения на улицах в определенных местах, но Горсовет так и не принял нас».
Во время заседания Городского совета мнения резко разошлись.
Олдермен Дж. Б. Дрэйпер обвинил Совет в том, то он применяет насильственные меры и лишение свободы по отношению к религиозной секте и призвал к поиску компромисса. Он сказал, то подростки создают ничуть не меньший шум и препятствия для уличного движения, однако против них Совет ничего не предпринимает.
Другой сторонник секты в Совете, олдермен Дж. Кэлпин сказал, то сам он принадлежит к Греческой Православной Церкви, которая «тоже поет». «Я не хотел бы, чтобы моя религия подверглась такому же преследованию», — сказал он.
Олдермен Б. Льюис сказал, что секта Кришны создана специально для того, чтобы попрать авторитеты. Он заявил, что кришнаиты часами поют перед входами в офисы и магазины, превращая деловой центр в «форменный бедлам».
Лорд-мэр, сэр Эммет Дермот, сказал, что лидер группы заявил полицейскому, что они будут продолжать петь на улицах независимо от того, запрещают им это или нет. «Совет не может согласиться с таким решением», — сказал лорд-мэр.
Прокурор намерен преследовать секту по закону, апеллируя к органам местного самоуправления.
Апреля 1972 года
Был субботний вечер, часов около девяти. Там, где встречаются Дарлингхестское шоссе и улица Маклея, километрах в двух к востоку от центра Сиднея, в эфемерных струях знаменитого фонтана Эль-Аламейн, построенного в форме гигантского одуванчика на Кингс-Кроссе в память об австралийских солдатах, погибших в решающей Северо-африканской битве 1942 года, мерцали и вспыхивали отражения вечерних огней.
Кингс-Кросс иногда сравнивают с лондонским Сохо или сан-францисским Северным Пляжем. Это место облюбовали богема, туристы и, в особенности, американские военнослужащие, возвращающиеся из Вьетнама. С десяток аккуратно одетых преданных, ставших почти неотъемлемой частью Кингс-Кросса, покачивались около фонтана в прохладе зимнего вечера под ритмичные удары барабана и монотонное, носовое пение танцующего Упендры. Понятно, что с тех пор, как Бали-мардана около двух лет назад в одиночку проводил здесь свои первые киртаны, преданные не собирались покидать этого места.
Одевшись по-зимнему, преданные выполняли свою обычную вечернюю работу. Какое-то время они пели, а потом распространяли журналы «Назад к Богу» в толпе заинтересованных прохожих. Потом снова пели. Группа преданных продвигалась от фонтана через самое сердце Кросса, своим обычным путем вниз по Дарлингхерстскому шоссе.
Вечерняя толпа неторопливо обтекала их: заблудившиеся пьяные туристы в ковбойских шляпах из папье-маше, бородатые хиппи, американские солдаты в шутовских нарядах немыслимых расцветок, горожане и жители предместий, яркие личности и ничтожества, полисмены, сдержанно вышагивающие парами — они впитывали звуки, краски и запахи Кросса. В витринах магазинов были выставлены кольца, безделушки из кожи и благовония. Проститутки поджидали клиентов в темных нишах домов, привычно щелкая сумочками — символами своего ремесла.
Однако пение харе-кришна-мантры было для преданных словно просекой через чащу крикливой, низкопробной мишуры Кингс-Кросса. Непристойная болтовня полураздетых шлюх, «живая музыка» из баров, звуки диско, сквернословие с трудом держащихся на ногах пьяниц — все это, казалось, проплывало мимо преданных, не касаясь их. Это было настоящее чудо — чудо повторения Святых имен Кришны. Погружаясь в пение, преданные чувствовали себя совершенно защищенными и невосприимчивыми к отравляющему действию Кали-юги. Они были тверды в своей уверенности, что там, где проходит группа санкиртаны, Святые имена Кришны вливаются в уши разгоряченной вожделением толпы Кингс-Кросса и становятся началом духовного путешествия для многих людей.
Вдруг откуда ни возьмись выскочили двое в штатском и кинулись на Упендру. Заломив ему руки, они поволокли его в стоящий у тротуара «воронок». Целое отделение полицейских слаженно атаковало группу киртаны, повинуясь недавнему решению Городского совета. Одного за другим преданных скрутили и затолкали в холодный, зловещий фургон. Из собравшейся вокруг толпы доносились критические замечания, но в целом зрители были настроены сочувственно.
— Оставьте их в покое, вы, балбесы! — кричал кто-то.
— Свиньи! — вторил другой.
Железная дверь с лязгом захлопнулась, и фургон понесся по темной ухабистой улице к Дарлингхерстскому полицейскому участку.
Через несколько минут дверь открылась, и полицейские с непроницаемыми лицами препроводили преданных в отделение (Примечание редактора)
— Так-так, — сказал сержант, сидевший за столом. — Кто ж из вас парни, а кто девки?
Он разразился грубым хохотом, радуясь своей шутке, и сидевшие в кабинете офицеры загоготали вслед за ним.
— Это вам больше не понадобится, — сказал он, жестом показав другому офицеру забрать у девушек журналы «Назад к Богу».
Краснорожий констебль ткнул пальцев в изображение Радхи и Кришны на обложке.
— Кто это? — спросил он, и сам ответил на свой вопрос, отпустив похабное замечание, оскорбившее слух преданных. Вдоволь нашутившись и насмеявшись над преданными, полицейские записали их имена и сняли у них отпечатки пальцев.
— Если кто-нибудь из вас скажет, что его зовут Харе-Кришна, прорычал сержант, — я так его тресну, что он у меня сквозь стену пролетит.
Юношей отвели в грязные, провонявшие мочой и рвотой камеры, а девушек усадили на холодную скамью. Там они и просидели всю ночь, пока на рассвете следующего дня их не выпустили под залог, принесенный другими преданными. Для полиции это была обычная ночная работа, а для преданных — еще одна возможность помнить о Кришне и молиться, чтобы Он послал им сил, чтобы исполнять миссию Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады.
* * *
Старания Городского совета, направленные на то, чтобы очистить улицы Сиднея от любых проявлений санкиртаны, подробно освещались в прессе. Вследствие этого в местных и национальных газетах стали появляться благожелательные статьи о преданных. Газета «Бюллетень» поместила на первой полосе большое цветное фото счастливых преданных, поющих на задней лужайке сиднейского храма. В статье, которая называлась «Неформальная вера Австралии» сочувственно рассказывалось о преследовании преданных и приводился подробный распорядок жизни сиднейского храма.
Это побудило и другие популярные газеты и журналы поместить документальные очерки о преданных. Журнал «Австралийский курьер», не самый, может быть, респектабельный, зато весьма популярный, назвал свой репортаж «Эти кроткие бритоголовые», а «Австралийский женский еженедельник» отвел под статью о преданных три страницы с громадным заголовком: «Харе Кришна».
Примечание редактора: Стр: 158
В оригинале фраза звучит несколько иначе, но я рискнула переделать ради художественности. В оригинале преданных препроводили МИМО ПОЛИЦЕЙСКИХ С НЕПРОНИЦАЕМЫМИ ЛИЦАМИ. Но поскольку при таком построении возникает слишком много вопросов (кто препроодил, если полицейские все стояли рядом и т.д.?), то я и переделала.
На первой полосе сиднейской «Санди-Телеграф» от 30 апреля прямо под логотипом красовался заголовок: «Культовые песни в коттедже. Внутри «Харе Кришна»». Длинная, добротная статья описывала австралийцам ежедневную жизнь преданных и философию сознания Кришны. Кроме фотографий Божеств и преданных, поющих киртану, во многих газетах была помещена маха-мантра и толкование значения слов «Харе Кришна». По мнению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ценность публикации определяется тем, сколько раз в ней упоминается имя «Кришна». С этой точки зрения все упомянутые статьи несомненно заслуживали того, чтобы быть напечатанными.
* * *
Маленький офсетный станок сиднейского храма выпускал немало разнообразных листовок и брошюр для распространения на улицах. Популярностью пользовались стандартные брошюры типа «Кришна — источник вечного наслаждения» и «О пении “Харе Кришна”». Были и новинки «домашней выделки»: листовка «Какого цвета Бог?» и «Кто кормит этого парня?» Вследствие этого, движимые тем же духом «трансцендентного соревнования», который побудил их предпринять переделку интерьера храма, мельбурнские руководители решили тоже приобрести печатный станок. Однако Шрила Прабхупада не одобрил этой затеи. 9 мая 1972 года он написал Амогхе:
Я очень рад, что все программы мельбурнского храма развиваются под твоим вдохновенным руководством. Мне очень нравится Мельбурн. Но есть одна вещь… Нехорошо, когда храмы слишком сильно соревнуются друг с другом. Упор следует делать на сотрудничестве, а не на соревновании. Я не думаю, что вам нужно иметь два станка. Не надо попусту тратить время и деньги, лучше предоставь Моханананде развивать свое печатное дело и снабжать тебя необходимыми материалами, а ты в ответ тоже снабди его чем-нибудь. Это и будет сотрудничество.
А если ты будешь распылять свое внимание на разные дела, духовный прогресс затормозится. Наше главное дело — стать сознающими Кришну и убедить других, проповедуя. Поэтому мы не стремимся к тому, чтобы развить большое дело или заработать побольше денег. Конечно, деньги нужны, но лучше всего будет продавать побольше книг, и собрать деньги таким образом.
Я очень рад, что у тебя в Мельбурне есть пожизненный член ИСККОН. Он готов помочь тебе приобрести печатный станок, но я не думаю, что второй станок будет вам полезен. Ты жалуешься, что сиднейский станок простаивает, но если ты заведешь себе еще одну типографию, а работы не будет, ты потерпишь убытки. Если тебе нужна литература, ее тебе пришлют. Из нескольких маленьких типографий литература будет выходить не лучшего качества. Так что я не одобряю открытия маленьких типографий там и сям.
* * *
Когда в январе 1972 года Шрила Прабхупада прибыл в Бомбей, он обнаружил, что у Мадхудвиши Свами, которого он назначил старшим, заметно поубавилось энтузиазма. Он честно признался, что не способен нести ответственность за такой сложный проект. За несколько дней до отъезда Шрилы Прабхупады в Австралию Мадхудвиша Свами заявил, то нуждается в смене служения. Прабхупада спросил его, куда он хотел бы отправиться, и тот ответил, что подумывает об Австралии.
— Ладно, — подбодрил его Прабхупада. — Я как раз еду туда. Поедешь со мной.
Садясь в самолет, который должен был доставить его в Австралию, Прабхупада отметил, с каким вдохновением Мадхудвиша вел прощальную киртану в зале отлета бомбейского аэропорта. После своего турне по Австралии 26 апреля 1972 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише из Токио:
Я не возражаю, чтобы ты поехал в Австралию и возглавил там группу санкиртаны и вообще руководил делами… Можешь ехать в Австралию, там тебе будет где растанцеваться. Мельбурн, Сидней и Окленд — превосходное поле, и у тебя будет прекрасный помощник в лице Моханананды. В Новой Зеландии у нас тоже есть около трех акров земли. Ты уже старый преданный, ты искренен, так что постарайся организовать в Австралии и Новой Зеландии все как надо.
Восторженные рассказы Шьямасундары об его недавней поездке в Австралию с Прабхупадой воспламенили ум Мадхудвиши. Решено! Он едет в Австралию.
В начале мая 1972 года Мадхудвиша Свами прибыл в Сидней. Преданные были в восторге: такой опытный санньяси будет руководить ими в их ежедневной духовной жизни. Он сразу произвел на них впечатление своими превосходными киртанами и лекциями. Мадхудвиша присоединился к Движению сознания Кришны в самом начале, в 1967 году в Сан-Франциско и принял посвящение у Шрилы Прабхупады в 1968. Его богатый опыт был чрезвычайно важным приобретением для Австралии. Вскоре после своего прибытия в Сидней он начал систематически обучать молодежь игре на мриданге, вдохновляя преданных своими незабываемыми уличными киртанами.
В своем первом ежемесячном отчете Мадхудвиша изложил Шриле Прабхупаде свой дерзкий план проповеди в Австралии. В Мельбурне роскошный фестиваль Ратха-ятра, книжный магазин в центре города, зал для киртан и центр прасада. Для сиднейского двухэтажного автобуса он планировал в ближайшее время поездки в Канберру, Мельбурн и Аделаиду. Сиднейская типография работала каждый день и уже напечатала 5000 экземпляров «О пении “Харе Кришна”» — 2000 для Новой Зеландии и 3000 для автобусного путешествия в Мельбурн. Предстояло напечатать еще 5000.
Мадхудвиша заканчивал свой отчет упоминанием о тогдашней полемике.
В марте 1971 года Субал Махараджа спросил вас в Бомбее, в «Акаша-Ганге»: «До того, как впервые пасть в майю, мы находились в вечной лиле с Кришной на Кришна-локе или на Вайкунтхе?» Вы ответили крайне неопределенно: «Да». Все, кто там присутствовал, были крайне удивлены, потому что до того все мы думали, что изначально мы представляли собой сияющие дживы с дремлющими взаимоотношениями, вибрирующие в брахмаджйоти.
Некоторые сиднейские преданные, объяснял Мадхудвиша, проповедовали теорию, что поскольку с Вайкунтхи никто не падает, обусловленные души должны были пасть из сияния брахмаджйоти.
Когда я прибыл сюда, в Сидней, мне задали тот же вопрос, который задал вам Субал Махараджа, и я попытался ответить в вашем духе. Это вызвало среди преданных беспокойство, потому что ранее Моханананда, Упендра и другие учили по-другому: то есть, что у нас никогда не было активных взаимоотношений с Кришной. Они подкрепляли свои утверждения цитатами из книги «Кришна», глава «Описание осени», первые три страницы, и Брахма-самхиты вашего гуру-махараджи, комментарий к мантре 16.
Расхождение вот в чем:
Являются дживы до своего прихода в материальный мир лучами, исходящими из Брахмана, или же мы, до своего падения в материальный мир участвовали в проявленных играх с Кришной на Голоке или на Вайкунтхе, в одной из пяти главных рас или в одной из подчиненных рас?
До самого первого падения мы находились с Кришной в своих проявленных духовных телах на Голоке или на Вайкунтхе, или же мы имели непроявленное духовное тело и у нас не было личных взаимоотношений с Господом?
Если у нас не было никаких личных взаимоотношений с Господом, то как мы можем “восстановить свое утраченное сознание Кришны”?
Мадхудвиша заканчивал свое письмо так:
Я знаю, что этот вопрос поднимается сейчас повсюду в Обществе, и на него отвечают по-разному. Прошу вас, удостойте меня своего ответа. Я искал ответа на него в ваших книгах, но я настолько некомпетентен, что мне не удалось его найти. Лично мне достаточно знать, что ваши стопы — мое единственное прибежище. Но ради целостности этого истинного и непорочного знания я умоляю вас ответить на этот вопрос подробно. Если вы захотите, мы можем напечатать ваш ответ и разослать его в центры ИСККОН по всему миру.
* * *
Проповедь в Мельбурне благополучно развивалась под руководством Амогхи. Прабхупада выразил свои надежды по поводу австралийской ятры в письме Амогхе от 22 мая 1972 года:
Я весьма вдохновлен тем, то ты принял на себя руководство в Мельбурне. Теперь, если ты будешь усердно трудиться над развитием нашей австралийской программы, сотрудничая с Мохананандой, я буду очень доволен. Я возлагаю особые надежды на нашу австралийскую ятру. Когда я был там, я заметил множество молодых людей, лишенных какого-либо духовного пути. Твоя миссия состоит в том, чтобы так или иначе привлечь их к нашей философии сознания Кришны. Сделай обложки книг очень красочными, чтобы содержание книги само собой привлекало их. Обложки подобны чувствам и уму, а содержание книги — душа. Иногда, чтобы привлечь людей к душе, нам приходится украшать чувства и ум и стараться сделать сознание Кришны очень приятным для них.
Итак, сотрудничай как можно лучше со всеми твоими добрыми духовными братьями в Австралии, чтобы освободить все эти падшие души, особенно молодых людей, помочь им вернуться домой, к Богу.
Вдохновенные члены мельбурнского Общества также столкнулись с противодействием со стороны властей. Мельбурнский Городской совет принял постановление, жестко запрещавшее проведение любых несанкционированных шествий и демонстраций на Городской площади и в других общественных местах. Некоторые виды деятельности попали под действие нового постановления, и среди них — проповедь и игра на музыкальных инструментах.
Недавно представших перед районным судом двенадцать преданных обвинили в «сборе денег на улицах Мельбурна без соответствующего разрешения Городского совета». Государственный судья счел необходимым применить против обвиняемых штрафные санкции, несмотря на их заявление о своей невиновности. Первая схватка в долгой и жестокой вражде с Советом увенчалась бесспорной победой властей.
С особенным рвением санкиртану преследовал инспектор Джордж Хенли (известный среди преданных как Квадратная Челюсть). Он организовал настоящую охоту, стремясь изгнать преданных с улиц Мельбурна. Преданные не знали, была причиной этому собственная неприязнь Квадратной Челюсти к ним, или коллеги избрали его из своей среды как наиболее подходящего человека для преследования, но склонялись к мысли, что оба предположения верны. Так или иначе, Квадратная Челюсть, высокий, крепкого телосложения человек с бочкообразной грудью, страшный, с темными пронзительными глазами и кустистыми бровями, чем-то напоминающий Люцифера, всегда оказывался в нужное время в нужном месте. Он обладал сверхъестественной способностью выскакивать из засады в тот самый момент, когда журнал «Назад к Богу» и деньги переходили на улице из рук в руки. Он внезапно возникал, словно из ниоткуда, порой в своей серой униформе, а иногда в штатском, с неизменным блокнотом в руках. Он поразительным образом помнил имена всех преданных, как западные, так и ведические. Тут же, на месте, он предъявлял обвинение в совершении соответствующего преступления, и преданному приходилось принять повестку о явке в суд. Квадратная Челюсть был жесток и неумолим в своей вендетте. Общение с ним превращало санкиртану в Мельбурне в настоящую аскезу.
Видимый успех Городского совета вдохновил местные Советы на действия. Совет Сент-Кильды попытался отозвать свое разрешение использовать дом 14 по улице Барнета как место поклонения, потому что «такое использование нарушает социально-культурную атмосферу района, а кроме того, там нет парковки для автомобилей».
* * *
После собрания Джи-Би-Си в Лос-Анджелесе в начале июля 1972 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише ответ на его первый отчет из Сиднея. Прабхупада просил его стать представителем Джи-Би-Си в Юго-Восточной Азии, в Южной части Тихого Океана. Это означало, что Мадхудвише придется постоянно путешествовать по странам Австралазии и следить за духовным здоровьем преданных этой зоны. Шрила Прабхупада особенно подчеркнул, что в этом деле главную роль играет энтузиазм.
Я понял, что переехав в Австралию, ты преисполнился энтузиазма, а именно это и нужно Кришне. Никогда не поддавайся печали, но продолжай распространять это свое качество вдохновения в той части мира, и это будет очень и очень значительным служением.
Я сам видел, какой большой потенциал заложен в Австралии и Новой Зеландии, а также в других местах в той части света, поэтому просто приложи свой опыт, свои обширные познания и свое вдохновение, и я буду этим очень доволен. Спасибо тебе за то, что ты так помогаешь мне.
Мадхудвиша наслаждался своей простой жизнью санньяси в путешествии на автобусе из Сиднея в Мельбурн. Останавливаясь по дороге в Уоллонгонге, Канберре и Вага-Ваге, распевая на улицах и распространяя книги и прасад, он задумывался, не прекратится ли эта сладостная жизнь на переднем крае, если он станет джи-би-си. Может быть, думал он, Моханананда хочет заниматься этим? Он написал Шриле Прабхупаде письмо, в котором выразил свои сомнения, и тот ответил ему 12 июня 1972 года, уверив его, что это совсем не тот случай.
Скорее всего, ты неправильно понимаешь нынешнее положение или политику Джи-Би-Си. Я дал наставление всем членам Джи-Би-Си прекратить оседлую жизнь и постоянно путешествовать по своим зонам из храма в храм…
Статус санньяси вовсе не противоречит статусу члена Джи-Би-Си. На самом деле обязанности члена Джи-Би-Си почти точно соответствуют обязанностям санньяси. Я хочу, чтобы члены Джи-Би-Си передали управление центрами местным президентам, а сами сосредоточились бы на проповеднической деятельности. Они должны непрерывно путешествовать из одного центра в другой, наблюдая за обучением преданных и при необходимости советуя как повысить храмовые стандарты. Кроме того, члены Джи-Би-Си будут открывать новые центры, распространять литературу и путешествовать с группами санкиртаны, сопровождая их.
Поэтому практически нет разницы между обязанностями санньяси и обязанностями джи-би-си, и поскольку ты мой старший ученик, у тебя большой опыт, я думаю, что для тебя не будет обременительным принять на себя обязанности джи-би-си. Я думаю, что это ни в коем случае не нарушит твоих планов путешествовать, ну, а пока, если хочешь, Моханананда может помогать тебе управлять. Окончательное решение мы примем через несколько месяцев.
Прабхупада добавляет:
Сейчас я чувствую все большую и большую склонность к философии, поэтому я хочу сидеть здесь, в Лос-Анджелесе, и спокойно, без больших помех переводить мой Шримад-Бхагаватам. Поэтому я прошу своих добрых учеников при любой возможности консультироваться в том, что касается управления, философии и по личным вопросам со старшими учениками. Конечно, я всегда рад письмам от своих возлюбленных учеников, но, кроме случаев особой нужды, было бы лучше, если бы все ученики южно-тихоокеанской и австралийской зоны обращались со своими вопросами к тебе. Ты можешь сообщить им об этом.
* * *
Не так давно Шрила Прабхупада привлек внимание своего Джи-Би-Си к новой тревожной тенденции: многие из его учеников не читают его книг. Конечно, Прабхупада хотел, чтобы открывались новые центры, и много — но не за счет личной чистоты.
Одному из старших учеников Шрила Прабхупада писал:
Сейчас мы должны сосредоточиться на том, чтобы сделать наших преданных сознающими Кришну, и не очень беспокоиться о том, чтобы распространиться пошире, не имея при этом достаточной духовной базы.
Шрила Прабхупада приводит аналогию, сравнивая изучение своих книг со «сгущением молока».
Как молоко — мы можем разбавлять и разбавлять его водой, чтобы обмануть покупателя, но в конце концов оно перестанет быть молоком. Так и духовная жизнь преда<