Индивидуальные и групповые средства коррекции аддиктивной идентичности
В периоде юности и ранней зрелости идентичность формируется как сложное интегральное образование из многих компонентов. Стабилизации личностной идентичности в возрасте юности способствует развитие рефлексивных качеств (чувство внутренней связанности процесса жизни, осознавание присутствия себя в настоящем моменте), развитие самопринятия через позитивную систему самоопределений, активное освоение новых социальных и личных ролей. Исходя из этого, на наш взгляд, стабилизации идентичности личности молодых людей будут способствовать следующие методы, выбранные из арсенала практической психологии: индивидуальная психологическая беседа, монодрама, психодрама, гештальт.
Метод психологической беседы был выбран как эффективный способ недирективного установления контакта. Под психологической беседой понимается «процесс установления контакта между людьми, относящимися друг к другу как равные субъекты, личности, т.е. вступающие друг с другом в диалог» [6, с.14]. Субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, «познание его может быть только диалогическим» [11, с.363]. В этом процессе можно говорить об изучении другого человека только с позиции равного. Психологический словарь определяет диалог как «общение, основывающееся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе. Диалог предполагает ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов» [116, с.109]. Диалог одновременно и средство, и самоцель, поскольку это всегда проверка, реальная, деятельная проверка и утверждение в общении отношений, ценностей. А.У.Хараш [143], изучавший интерсубъективный подход в общении, отмечал, что диалогическое общение принципиально открыто и предполагает взаимное посвящение партнеров в действительные мотивы их деятельностей. Есть и общий мотив деятельности, партнеры — это партнеры в собственном смысле слова, не соглядатаи, а собеседники, объединенные общностью действительного мотива и связанные отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи.
Второй метод индивидуальной психологической работы, дополняющий содержание и развивающий «вовне» смыслы беседы - монодрама. Монодрама, являясь индивидуальным вариантом психодраматического метода, позволяет исследовать существующие психологические затруднения самоидентификации, причем инициатива идет со стороны клиента, он является постановщиком и одновременно исполнителем всех значимых ролей [160]. В творческом моделировании он реализует новые формы и стратегии поведения через разыгрывание, под руководством психолога, реальные или потенциально существующие жизненные ситуации.
В этом методе человек понимается как действующее внутри общества лицо. Проблемы, возникающие перед человеком, он преодолевает, действуя креативно. Креативность представляет собой «творческие возможности человека, восприимчивость новым идеям, проявляющие себя в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах и продуктах деятельности. Креативность рассматривается как «важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко выражается в тестах интеллекта и академических достижений» [116, с.181].
Креативная самопроизвольность личности ограничивается или извращается давящими воздействиями общества снаружи, а также желаниями приспособиться изнутри. В ходе психодраматической свободной игры творческий потенциал может быть снова освобожден и получен обратно, либо в защитных рамках группы, либо в ходе индивидуального монодраматического сеанса.
Б.Эрлахер-Фаркас, К.Йорда [160] отмечают, что в ходе монодрамы представляются как образы реальных людей, так и жизненные конфликты, желания, страхи и надежды. Отношение клиента к различным сторонам своей проблемы может быть показано посредством имеющихся в помещении предметов. Выбор предметов в качестве «вспомогательных объектов» происходит не случайно, а в соответствии с их объективными свойствами, формой, цветом, размером и т.д. Предметы спонтанно рассматриваются, переживаются и понимаются как прояснение внутренних образов. Человек, приписывая объекту роль, определяет в качестве кого или чего он будет использоваться. Предметный язык выражается через «новое» положение вспомогательных объектов в игре, их близости или удаленности между собой и по отношению к клиенту, например, справа или слева, перед ним или за ним. После окончания монодрамы происходит беседа. Одна из основных задач беседы на этом этапе – «обратный перевод символической связи, которую делает сам клиент, как автор постановки. В результате этого процесса происходит осмысление выбора предметов на роли и расположения их в пространстве» [160, с.115].
Часто анализ выбора предметов и их расположения эмоционально переживается как прозрение, инсайт - «внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной ситуации. Через переживание появляется новый смысл, и хаос личного конфликта приобретает новый порядок» [116, с.151].
Подводя итог описанию индивидуальных средств психологического воздействия, направленных на стабилизацию личностной идентичности, стоит упомянуть о преимуществах выбора индивидуальной психологической беседы и монодрамы. Метод беседы - наиболее доступный, гибкий, недирективный и глубокий по содержанию, позволяющий создавать совместное интерсубъективное пространство диалогического общения, основанное на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе, и ориентированное на индивидуальную неповторимость каждого. В результате такого общения создаются благоприятные условия для раскрытия действительных мотивов поведения.
Монодраматический метод - один из наиболее наглядных и приближенных к реальной жизни подходов практической психологии. Индивидуально обращаясь к внутренней психической реальности человека через выбор и постановку жизненных сцен, он позволяет определять значимые идентификации, делать наглядными внутренние противоречия. Монодраму с полным правом можно отнести к методам реабилитации, т.к. в ходе работы происходит мобилизация личностных адаптационных механизмов, и в постановке жизненных сцен человек ясно определяет личную задачу и может в действии реструктурировать актуальные жизненные смыслы.
Групповая психокоррекционная работа в России стала активно развиваться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX века. Особенность российского группового движения в том, что, с одной стороны, оно во многом опирается на западные психологические теории, с другой – имеет собственные основы и традиции. Начало групповой работе положили существовавшие в 20-е годы в Америке собрания пациентов, болеющих туберкулезом. Под руководством врача люди собирались в группы, где получали необходимую информацию по лечению и правильному образу жизни [123]. В то же время в России создавались и использовались методы профотбора, профконсультирования, конструировались первые деловые игры. Отдельные элементы этих процедур потом вошли в состав многих психологических тренинговых групп. Как средство терапии группы эффективно использовались в работе с участниками боевых действий первой и второй мировых войн. Во второй половине XX века тренинговые группы развивались активнее, более четко стала проявляться их психологическая направленность. По мнению Ю.Н.Емельянова [57], в структуре русской школы психологической термин «тренинг» следует употреблять не для обозначения методов обучения, а для называния методов развития способностей к обучению, овладению различными сложными видами деятельности. Тренинг можно рассматривать как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности [65].
Современная тренинговая группа представляет собой своеобразную интеграцию разнообразных методов практической психологии, целью ее является создание обучающего пространства, в котором могут формироваться новые формы самопознания и саморазвития. Разнообразие подходов к пониманию феномена тренинговой группы находит выражение в разнообразии целей тренинговой работы. Тренинговая технология может быть направлена на изменение духовных состояний личности, влиять на изменение морально- нравственных качеств личности, систему ценностных ориентаций, и на отношение человека к своей профессии [114].
Участие в тренинговой группе развивает когнитивные, эмоционально-чувственные, коммуникативные способности личности, там создаются благоприятные условия для формирования новых форм поведения. Занятия, осуществляемые в группе, часто являются более экономичными и эффективными, чем индивидуальные. Групповые занятия способствуют формированию коммуникативных умений и получению участниками разнообразной обратной связи. Молодые люди получают возможность вступать в более искренние и открытые взаимоотношения, по сравнению с теми, которые они имеют в социуме.
Каждому группа предоставляет возможность высказываться, слушать и быть выслушанным. Через раскрытие своей индивидуальности в диалогах и размышлении вслух, через ожидания, периоды пауз, молчания, и, наоборот, активного общения, смеха, групповых действий, создается особая психологическая ситуация. В процессе такого группового общения, проживания в пространстве «здесь-и-сейчас» у участников начинают меняться, расширяться представления о себе, своих возможностях, границах принятия и непринятия своего и чужого поведения, чувств, представлений и ожиданий.
Таким образом, группа позволяет развивать личностную идентичность в зеркале групповых представлений о каждом участнике: ролях, которые он играет, ситуациях, в которых он участвует, смысложизненных ориентациях, которые он разделяет.
Участие в психологической тренинговой группе проясняет процессы самокатегоризации, т.е. отнесение личностью себя к определенной социальной категории или группе. Другими словами, развивается и становится более ясной для самого человека ролевой компонент личностной идентичности, близкий к понятию «самости», – « осознание себя субъектом психологических ролей» [34, с.112], в частности – по полу, по языку и культуре, по принадлежности к группам в обществе, по отношению к власти, конкуренции и принятии решений, и, наконец, по предпочтениям в деятельности.
В целях создания необходимых условий, способствующих стабилизации идентичности личности молодых людей из арсенала групповых психологических средств наиболее оптимальными являются метод гештальта и психодраматический метод.
В работе М.Ж.Гусманова указывается, что «основная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы, поощряя человека осознавать свои потребности, пробудить его скрытые возможности и способствовать продвижению его на пути к зрелости» [100, с.107]. Гештальт методики ведут к «расширению осознания самих себя, усиливают эмпатию, чувство понимания себя другими, автономность, увеличивают глубину переживаний и способность к контакту, уменьшают отчужденность между членами группы» [123,с.171]. В результате применения метода гештальта увеличивается готовность человека осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.
В центре внимания подхода находится динамика развития отношений участников с целью достижения ими большей личной целостности в межличностных контактах.
В исследовании Е.И.Середы отмечается, что исследование процесса отношений опирается на несколько принципов: 1). Человеческие отношения развиваются по нелинейным законам и являются результатом сложного комплекса взаимодействий. 2). Взаимоотношения не являются статичными, а находятся в постоянном развитии и для правильной ориентации в них необходимо тщательное наблюдение и обратная связь. 3). Каждый человек существует не изолированно, а в системе взаимосвязей с другими людьми. 4). В системе, которую представляет собой группа, участники взаимно дополняют друг друга: изменение настроения одного приводит к изменению настроение у других. 5). Существует парадокс между автономностью и близостью. Только люди, достигшие автономности, становятся способны иметь стабильные и глубокие взаимоотношения с другими людьми [126].
Д.Зинкер рассматривает конкретный порядок развития этих принципов в практике отношений, используя понятие «межличностный цикл опыта» [69, с.76], под которым понимается описание развития отношений в начале, средине и конце взаимодействия между партнерами. Выделяется пять стадий: осознавание, действие, контакт, разрешение-завершение, выход из контакта. Стадии могут перекрывать друг друга.
Стадия осознавания отмечает начало отношений между партнерами, переход от одного человека к системе людей – паре или группе. Взаимодействие предполагает, что говорящий человек выражает вслух то, что очевидно для него, но, возможно, неочевидно для других. Поэтому слушающим нужно сконцентрировать внимание, чтобы услышать другого человека, разобраться в его внутренних переживаниях. Осознавание приводит к образованию общей фигуры или гештальта. Основное значение слова «гештальт» можно определить как «форма или конфигурация – специфическая организация частей, составляющая определенное целое, котрое нельзя изменить без ее разрушения» [123, с. 141]. В группе такой общей фигурой может стать совместный интерес, потребность или желание, которые люди стремятся удовлетворить. Накапливается энергия, которая будет нужна для совместных действий. Если осознавание происходит изредка, то энергии будет накапливаться мало, и контакт будет поверхностным, стереотипным.
Стадия действия начинается с нарастания возбуждения участников, яснее проявляются их желания и намерения, формируется целостный образ совместного действия, на котором фокусируются внимание и энергия членов группы. При успешном прохождении этой стадии отношения переходят на стадию контакта.
Контакт – это «осознавание различий на границе» между внутренним и внешним миром. Контакт характеризуется «возбуждением, усилением участия, внимания к тому, что проходит через границу, и отклонением от того, что неприемлемо» [69, с.84]. У участников появляется ощущение взаимопонимания и чувство удовлетворения от совместной работы. Увеличивается количество энергии, нужной для достижения согласия между партнерами. Люди реализуют свои желания, выполняют достигнутые соглашения, отношения между ними укрепляются. Если же совместные интересы не удовлетворяются, то отношения сворачиваются.
Стадия разрешения - завершения. Участники вступившие в отношения обсуждают то, что произошло с ними, выражая свои переживания и обобщая полученный опыт. Открытое обсуждение чувств, эмоциональное подведение итогов ведет к постепенному снижению энергии Угасание интереса и возбуждения позволяет завершить взаимодействие.
Стадия выхода отмечает собой окончание интерактивного цикла. Организуется перерыв в работе. Это время отдыха от общения, возможности побыть наедине с собой. Выход дает возможность провести четкие личностные границы, поддерживать дистанцию между человеком и окружающим его миром.
С позиций метода гештальта «успешное прохождение межличностного цикла приводит к более зрелому уровню в развитии отношений» [126, с.39]. Психологические границы одного человека, группы становятся четкими и проницаемыми, вследствие чего возможен их свободный контакт. Увеличивается способность находить собственные ресурсы поддержки и принимать ответственность за себя, что можно считать признаками стабилизации личностной идентичности.
Психодрама – это метод, который использует «инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников» [127, с.12]. Психодрама является методом групповой психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. М.Карп отмечает, что в этом виде помощи обстановка каждой мизансцены (форма) и сценическое действие (функция) оказываются слитыми воедино. Человек не только рассказывает о тех или иных эпизодах своей жизни, он воплощает их в действии. В качестве сцены используется часть помещения, которое временно превращается в место, где с человеком происходят чрезвычайно важные события. Дж.Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии и выделял в нем пять основных элементов: 1). Протагонист (главный герой) – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который исследует некоторые аспекты своей личности. 2). Ведущий (директор) – тот, кто выступает в роли «терапевта» и вместе с протагонистом определяет направление процесса, создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. 3). Вспомогательные «я» - участники группы, которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, способствуя развитию драматического процесса. 4). Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. 5). Сцена – пространство в помещении, достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения [146].
Психодрама может рассматриваться как процесс организации такого мира, в котором все, что случилось, понятно и имеет смысл и вписано в систему жизни автора постановки и в систему его культуры. Смысл этот метафоричен, однако, посредством его человек делает свою жизнь соразмерной с самим собой, соизмеримой. Соизмеримость, как писал М.К.Мамардашвили, есть «понимание, нахождение меры между мной и тем, что я понимаю» [96, с. 14]. Таким образом, понимание себя осуществляется через организацию внутреннего мира, для чего он временно выносится вовне, в пространство группы. Понимание себя есть также способ овладения человеком стихийным, иррациональным началом в себе.
Дж.Морено указывал, что психодраматический подход предоставляет человеку возможность психодинамической и социокультурной подстройки к нежелательной естественной среде. Метод психодрамы в виде нейтрального, объективного и гибкого терапевтического театра предполагает «применение поведенческого моделирования экзистенциальных реалий с помощью ролевых игр в кабинете терапевта» [73, с.29]
Е.В.Могилевская отмечает, что в отличие от психоанализа, где выраженное словами становится историей болезни, «в психодраме жизненные сцены и фантазии проживаются как дополнительный опыт Я, из которого извлекаются личностные ресурсы. Взаимодействуя с персонажами и событиями своей жизни, фантазии или будущего, главный герой запускает процессы переструктурирования информации на телесном, перцептивном и когнитивном уровнях, что приводит к значимым терапевтическим изменениям» [102, с.8].
Идеи Дж.Морено о том, что человеческое Я определяется и проявляется из совокупности ролей, о восприятии идентичности как многомерной, относятся к развитию личности и являются динамичными. Они могут быть соотнесены с возрастом юности. В работе П.Питцеле указывается, что «понятие, которое Морено называл «ролью» имело прямое отношение к выражению идентичности, неотделимой от контекста, т.е. от матрицы межличностного взаимодействия» [111, с.36]. Автор отмечает, что психодрама в интрапсихической форме, т.е. исследующая личность как группу, особенно эффективна в работе с подростками и лицами возраста юности. Столкновение с трудностями взросления и неблагоприятными социальными факторами является пусковым моментом для создания и в последующем укрепления «маски приспособления» - стереотипов общения, которые помогают молодым людям справляться с жизнью. Маска скрывает и сковывает подлинные сильные чувства, с одной стороны, предохраняя молодого человека, а с другой – выступая как доступ к его сложному внутреннему миру.
Одной из главных задач психологической тренинговой группы являлось внимание к «маскам», в атмосфере доверия и безопасности исследование их и личностных ролей, что находятся за ними.
Целью психодрамы также является пробуждение спонтанности человека, предполагающей способности движения в заданном направлении, и выражающейся в акте творчества, проявления некоей новой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности, расширение имеющегося ролевого репертуара и иногда отказ от некоторых ролей [102].
В.П.Зелеева, изучавшая оценки студентов-участников психодраматических групп, отмечает, что опыт переживания вызвал у большинства состояние удовлетворения, оказался эффективным. Участники отметили личностный смысл занятий, значимость его для жизненного опыта [68].
Обобщая механизмы выделения значимых составляющих (содержания) индивидуальных психологических средств в форме консультаций, а также групповых средств в форме тренинговой группы, можно отметить, что «совокупность явлений преобразуется в ситуацию только в связи с актуальной позицией самого субъекта» [115, с.20]. А.О.Прохоров описывает существование закономерности во заимоотношениях между психическим состоянием и смыслом. Потребность организует взаимодействие субъекта с окружающим миром в виде ситуации – актуальных условий и обстоятельств, соединенных между собой определенным образом. Далее потребность формируется в связи с возникновением личностного смысла в совокупности обстоятельств [115].
Актуальная ситуация, окрашиваясь смыслом, таким образом, становится психологической и начинает определять весь спектр активных проявлений участника, включая его психические состояния – переживания, идентификацию, поведение, психические функции, вегетативные реакции. Психические состояния, появляющиеся при воздействии индивидуальных и групповых средств психологического воздействия, приводят к появлению в сознании новых смыслов в отношении себя, других людей, окружающего мира.