Аддиктивная идентичность как объект психологического анализа
Идентичность может быть определена как особая психическая реальность, сложный и многозначный феномен, который включает в себя разные уровни коллективного и индивидуального сознания и имеет разнообразные социогенетические, этнические, полоролевые основания. В современной психологии отсутствуют единые методологические подходы и терминологическая определенность в теоретическом анализе и практическом изучении идентичности.
В предпринятом литературном обзоре описываются основные подходы к исследованию проблемы идентичности и устанавливаются методологические рамки в соответствии с определенными целями и задачами изучения личностной идентичности.
В науке существует три дисциплинарно автономных понимания идентичности, которые можно соотнести друг с другом: в неклассической логике, в неклассической и постклассической философии, в социогуманитарных дисциплинах (социология, антропология, психология). С начала 1980-х годов XX века можно проследить тенденцию к преодолению междисциплинарных различий и универсальному употреблению понятия «идентичность».
Понятие «идентичность», рассматриваемое с позиций логики, тесно соотносится с понятием «тождество» – неотличимость предметов друг от друга в какой-либо совокупности их свойств. Эта связь понятий ясно проявляется в философском контексте: традиция наделения «тождества» более фундаментальным значением, чем «различие» восходит ко временам Аристотеля.
В Новое время Р.Декарт представил свою интерпретацию этой связи в качестве субстанциональности, мыслящей субстанции «cogito». Наиболее полное отражение можно найти в трансцедентализме, в «философии тождества» Ф.Шеллинга, где идентичность трактовалась как самотождественность структур «чистого» мышления, «чистого» идеального Я, из которого извлекаются любые объективные (человеческие) акты. [152, с.57]. Здесь идентичность была представлена как «непосредственно данная и самоочевидная в непосредственности познающего сознания, данная в прозрачности мира для познающего субъекта и прозрачности последнего для самого себя» [152,с.65].
Г.Гегель, предложивший идею становления самого познающего субъекта, хотя и остающегося самотождественным в своей изначальной предопределённости логикой развертывания абсолютной идеи, внес, таким образом, в развитие понятий, существенное дополнение [30]. Следует отметить, что в этом направлении философствования проблема идентичности оставалось непротиворечивой, а её актуализация сделала необходимым преодоление «доминанты тождества» в классической философии.
В неклассической философии необходимо отметить вклад М.Хайдеггера, который последовательно реализовывал взгляд на идентичность, как на всеобщность бытия. У Хайдеггера всякое сущее тождественно самому себе, а в силу того, что оно есть сущее, то и всякому другому сущему. Следовательно, понятие «идентичность» исключает различие как иное бытие, и, стало быть, изменение как таковое [142].
Э.Гуссерль полагал, что через процесс трансцедентальной редукции возможно «выйти» на «чистое» «самотождественное» сознание. Он полагал, что между сознанием и реальностью лежит «подлинная бездна смысла» [40,с.123]. Это делает возможным построение определяемого, идентифицируемого мира.
Но, впоследствии, для дальнейшей разработки проблемы идентичности, приоритетнее оказались идеи Гуссерля, связанные с понятиями «жизненного мира» и «естественной остановки сознания». Именно эти идеи позволили впоследствии его ученику А.Шюцу представить прежнее феноменологическое понимание идентичности в социологическом ракурсе.
В классической философии можно найти и другую линию толкования идентичности. Это, например, представленная И.Скоттом, концепция индивидуализирующей «этовости», представляющая идентичность как самотождественность единичного в его самости.
Дополнением к ней стала концепция «чтойности», которая в неклассической философии, в разработке М. Шелера, представлена как раскрытие самости в ее соотнесенности с «другим» [4,с.456].
Ю.Хабермас объясняет эту «линию» как процесс становления осознания своеобразия единичного и связывает оформление этой «линии» в Новое время с фигурой Г.Лейбница, по мнению которого «каждая самопрезентирующаяся субъектность сосредоточена на самой себе и представляет мир как целое своим собственным уникальным способом» [141,c.157].
Дальнейшее становление осознания своеобразного единичного можно увидеть в трудах И.Фихте - в анализе взаимосоотнесения «Я» и «не-Я», в работах С.Къеркегора – идея выбора собственной истории жизни, идея ответственности внутреннего выбора, делания себя тем, кто ты есть. Эти работы во многом предопределили экзистенциалистское фокусирование проблемы идентичности на личности, в ее противопоставлении своим обстоятельствам жизни, а также сосредоточили внимание, прежде всего на аутентичности (подлинности) человеческого бытия, обнажаемого в «пограничных» ситуациях» [4,с.452].
По Ю.Хабермасу, важное значение для европейского философского дискурса об идентичности, для его «разворота» к человеку, имел прецедент исповеди Ж.Руссо перед самим собой. Этот прецедент придал актам самопонимания характер публичного процесса. В последующем это позволило вести разговор об идентичности как о самопрезентации и поставить саму проблему аутентичности идентичности [141].
Другой взгляд на феномен идентичности представлен в традиции, основоположником которой является Д.Локк. В концепции этически окрашенного самоутверждения ответственной личности он связал понятие «идентичность» с понятием «ответственность», понимая под нею ответственность человека за совершенные поступки на основе имеющейся памяти о них, позволяющей идентифицировать эти поступки как свои собственные деяния. Он определил «идентичность» как осознание индивидом собственной личностной тождественности, распространяющееся на любое прошлое действие или мысль [90].
Дальнейшее развитие этого взгляда можно найти в работах Д.Юма который предпринял попытку обосновать тезис о построении идентичности не «изнутри», т.е. из «самости» человека, а «извне», из общества [161]. Он полагал, что поскольку идея «Я» как тождественности самому себе может быть подвергнута сомнению, то поддержание идентичности происходит через имя, репутацию, славу и т.д.
Согласно В.Л.Абушенко, во временной ретроспективе обнаруживается, что в представленной традиции, во-первых, были сформулированы и представлены тезисы о «конструируемости» идентичности в пространстве социума и культуры, о её «обернутости» в модус «символического»; во-вторых, обнаружена связанность идентичности с «психическим» - с телом, характером и т.д. Человек находит себя вне себя самого, в своём деянии и в этом отношении «делает себя» [4,c.490].
Этот круг идей впоследствии наиболее адекватно воплотился в текстах философии диалога. В частности, М.М.Бахтин сформулировал ключевую идею вненаходимости человека, по которой, подлинное «Я» всегда обнаруживается в точках несовпадения человека с самим собой, в его идентификациях с «Другим» [11].
Русская философия XIX и XX веков также интересовалась проблемами идентичности, аутентичности, инаковости - т.е. поиском собственной отличности и специфичности. Это труды П.Я.Чаадаева, Н.Я.Данилевского, западников, славянофилов, почвенников и т.д.
В постклассичекский период появилась потребность найти основания идентичности в диалоговом, интерсубъективном пространстве. Таким образом проблема идентичности приобрела более универсальный характер. Этому способствовала «критическая теория» Франкфуртской школы (А.Адорно), в частности, критика идей Просвещения и концепция негативной диалектики.
Значимыми для перспективного развития феномена идентичности оказалась постструктуралистическая (работы Ж.Деррида, Ж.Делез, М.Фуко) и герменевтическая критика (П.Рикер, Х.Гадамер), которая показала опосредующую роль в формировании структур идентичности знаково-символической среды, прежде всего, языковой [4].
В.Л.Абушенко отмечает, что, таким образом, открылись новые возможности для герменевтических анализов. С одной стороны - это «социологизация», с другой – «психологизация», создание техник коррекции «идентичностей». Эти возможности позволяют преодолеть наследие классической, и частью, неклассической философии, и интерпретировать процесс идентификации как практику означивания и самообозначивания индивидуальности. В этой практике человек конституируется как «Я» в его отличности от «тела» и «личности» через ограничение выбора из многообразия (множественности) возможного [4,c. 454].
Таким образом, идентичность представляется не как застывшая, фиксируемая «реальность», а как длящееся состояние, «проблема», точнее «проблемность». Оказывается, человек как целостность не дан при жизни самому себе, его «авторство» на собственную личность оказывается существенно ограниченно.
С одной стороны, его целостность «отграничивается» точками рождения и смерти, в которых он представлен в значительной степени лишь телом, а с другой – эта целостность может быть реализована, прежде всего, в пространстве диалога, пространстве межсубъектной коммуникации. Проецируя себя в интерсубъективное пространство жизненного мира, личность получает «гарантию» своей идентичности от «других», вменяющих ей ответственность. Ю.Хабермас описывает это так: «… соответственно моя идентичность, а именно моя концепция меня самого как автономно действующего и полностью индивидуализированного существа, может быть настойчивой лишь в том случае, если я получу подтверждение и признание и как вообще личность, и как эта индивидуальная личность» [141, с. 54].
Следует отметить, что сам термин «идентичность» ввёл З.Фрейд, когда описывал механизмы интериоризации при формировании Супер-эго –усвоенной индивидуумом системы стандартов поведения и социальных норм, полученных от родителей через поощрения и наказания [147].
Появление обсуждения феномена идентичности (дискурса идентичности в узком смысле его понимания) принято связывать с психоаналитической традицией. Согласно ей, идентификация первоначально понимается как процесс подражания чему-либо, далее идентификация рассматривается как субъективное переживание некоей степени слияния с объектом. Такое толкование можно найти в работах А.Фрейд по исследованию психологических защитных механизмов проекции и интроекции; в работах А.Адлера, описавшего механизм формирования комплекса неполноценности и связь его с комплексом превосходства.
Универсализации проблемы идентичности, её выходу за границы философской дисциплины способствовал Э.Эриксон. В.С.Малахов [94] отмечает, что «если встреча философского и социологического словоупотребления и произошла, то случилось это именно благодаря Эриксону…» [94,с.32]. С середины 70-х гг. XX века термин «идентичность» прочно входит в словарь социально-гуманитарных наук. В этот же период понятие «идентичность» появляется и в справочных изданиях
Э.Эриксон описывал идентичность как переживание индивидом себя как целого, длящееся внутреннее равенство с собой в непрерывности самопереживаний индивида [159]. То есть идентичность в эриксоновском смысле представляет собой идентичность индивидуальную (личностную, персональную). Социальная же идентичность в социальной и индивидуальной психологии описывается как особое измерение индивида, «социальное Я» [94].
Следует отметить, что Э.Эриксон предложил понятие «кризис идентичности», понимая под ним «момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» [158,с.105].
По Эриксону, каждый человек, если он проходит весь жизненный цикл, может пережить восемь кризисов развития. Это периоды жизни, когда происходит постепенный переход от одной стадии развития к другой. В подростковом возрасте, потом в юности и ранней зрелости (на пятой и шестой стадиях психосоциального развития) формируется и устанавливается доминирующая эго-идентичность, которая может переживаться разными путями: как чувство идентичности, как процесс формирования идентичности и как результат - сформированное состояние или внутрипсихическая структура.
Изучая содержание эго-идентичности, Э.Эриксон определяет ее так: «… это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей идивидуума с его возможностями и одаренностью… возросшая уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими» [147,с.228].
Последователь символического интеракционизма Р.Дженкинс в своем анализе современных взглядов на идентичность приходит к следующим положениям: идентичность рассматривается как данность, вне процессов ее образования. Сам автор рассматривает оба основных понятия идентификации – идентификацию как классификацию, категоризацию вещей, людей, событий, и идентификацию как отождествление кого-то с кем-то или с чем-то, подчеркивающими момент активности человека. «Эти идентификации существуют лишь в момент делания, общения, практики и не могут быть поняты вне процессов активности. Также неверно сводить изучение идентичности к самодетерминации, самокатегоризации, необходимо учитывать роли других людей в процессе ее формирования или трансформации» [107с.141]. Можно сказать, что люди определяют и переопределяют себя на протяжении всей своей жизни.
Аддиктивная идентичность
В исследованиях по проблеме двойного диагноза (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2000-2006) был подтвержден факт сравнительно частого развития аддиктивных реализаций при пограничном и других личностных расстройствах. Такая же закономерность устанавливалась и у лиц с выраженными симптомами созависимости. Тенденция к эмоциональной фиксации (аттачменте) на аддиктивных агентах или ситуациях обнаруживалась уже в раннем детско-подростковом возрасте и усиливалась в последующие периоды.
Общим объединяющим элементом во всех состояниях была недостаточность идентичности. Формирование когезивной (спаянной) идентичности задерживалось в раннем возрасте в результате неадекватного парентинга (родительствования) [77].
Основными негативными факторами здесь являлись различные виды насилия над ребенком (физическое, психическое, сексуальное, смешанное насилие, баттеринг), недостаточность психоэмоционального и физического контакта матери с ребенком, особенно в первые 12 месяцев его жизни. В результате не создавались условия необходимые для развития нормальной идентичности на различных этапах раннего развития. В результате подростки оказывались неподготовленными к переживанию психосоциального моратория. Они по-настоящему не задумывались о своей будущей жизни, их жизненный выбор в отношении профессии, обучения, работы осуществлялся пассивно, без сколько-нибудь значительной внутренней работы над собой, анализа своих истинных интересов, импульсивно под влиянием случайных обстоятельств, в результате суггестии родителей. Несформировавшаяся диффузная идентичность являлась в подобных случаях основой формирования личностного расстройства.
Представляется важным вопрос, почему при некоторых формах личностных расстройств сравнительно легко возникает аддиктивное поведение.
Ситуация становится более ясной, если принять во внимание основные проявления типичного для этих состояний самоощущения пациенток/пациентов. На первый план здесь выступает трудно вербализуемое чувство потерянности, расплывчатости границ собственного я, часто наступающая паника на фоне фрагментарности, обломков психического состояния. Характерно дереализационо-де-персонализационное состояние, особенно остро переживаемое во время одиночества даже непродолжительного по времени, а также в периоды относительной незагруженности какой-либо деятельностью.
Лица с диффузной идентичностью нуждаются в постоянной психологической поддержке, они проявляют четкую тенденцию к развитию признаков созависимости, что обусловлено сознательно-бессознательным стремлением усилить свое ego за счет его объединения с ego другого человека, к которому и формируется созависимость. Однако такой симбиоз ненадежен, развивается на достаточно поверхностном уровне, требует постоянных усилий для его сохранения. Эмоциональная фиксация на конкретном человеке требует особой тактики и стратегии поведения и, естественно, связана с поведением и реакциями другого участника созависимых отношений. По существу созависимость можно рассматривать как одну из форм аддиктивного поведения, а именно как аддикцию отношений [79].
Созависимость как аддикция отношений является "трудоемкой" аддикцией, требующей больших энергетических затрат со стороны созависимого индивидуума. В структуре самого процесса реализации созависимости часто возникают аффективные нарушения, состояния тревоги, депрессии, а порою и отчаяния в связи с неудачами, поражениями, страхом покидания.
Такая ситуация стимулирует к использованию других, более доступных, хотя и кратковременных, форм аддиктивных реализаций. К последним относятся аддиктивное употребление алкоголя, наркотиков, других веществ, изменяющих психическое состояние. Возможно также развитие сексуальной аддикции, аддикции к еде, работоголизма.
Аттачмент к разнообразным аддиктивным агентам и событиям у индивидуумов с диффузной идентичностью имеет специфическую привлекательность. Она заключается в том, что эмоциональная фиксация становится центром кристаллизации в сознании, "точкой сборки", вокруг которой эти лица пробуют выстраивать формирование новой аддиктивной идентичности, заменяющей прежнюю диффузную, на которую было нельзя опереться.
Новая аддиктивная идентичность является патологическим образованием, хотя на какое-то время может быть привлекательной, освобождая от переживания многих накопившихся и постоянно появляющихся психологических, социальных и бытовых проблем. Жизненный маршрут, система ценностей, присущие аддиктивной личности в целом деструктивны, так как противоречат основным требованиям психобиологии.
Аддиктивная идентичность формирует аддиктивную личность. Аддиктивная личность игнорирует, прежде всего то, что человек является не виртуальным образованием, а биологическим существом, живущим по психобиологическим законам. Аддиктивная личность живет в виртуальном мире, руководствуясь "мышлением по желанию", которое вытесняет реальное восприятие себя и окружающего мира. В результате аддиктивный индивидуум постоянно нарушает психобиологические законы необходимые для выживания: не соблюдается режим бодрствования и сна, игнорируется диета, в течение долгого времени пренебрегаются болевые и другие признаки развивающихся болезней.
Аддиктивные индивидуумы относятся к себе скорее не как к живой экзистенции, а как к машине, которую можно легко "починить", заменить какую-то из ее частей. Они стараются обычно насколько возможно ограничить контакты с медицинским персоналом, что, в частности связано с нежеланием нарушить ритуальный ритм аддиктивных реализаций, затрачивая время на посещение и пребывание в медицинских учреждениях.
С этой особенностью во многом связана ориентация аддиктов на возникновение в их жизни чуда, которое может быть вызвано применением магических процедур со стороны колдунов, хилеров, лиц, обладающих сверхесте-ственными способностями и помогающими во время одномоментного психотерапевтического сеанса.
Нельзя забывать также о том, что воздействие некоторых аддиктивных агентов способно активизировать глубинное бессознательное, усилить связь с аутентичным self ом, что субъективно воспринимается как высвобождающее, необычно сильное эмоциональное переживание, которое по своему содержанию имеет некоторое, хотя и отдаленное, сходство с феноменом трансформации. Стремление повторно испытать вызванное состояние может стать ключевым в динамике аддиктивного процесса.
Как уже указывалось, трансформация может возникнуть внезапно или происходить постепенно. Состояния экстаза, необычного вдохновения, вспышки инсайта, особого видения потенциально способны вызвать глубокие изменения в личности индивидуума. Подобная конверсия может быть тотальной. James (1910) в книге о дзен-буддизме писал о моменте "сатори" который парадоксальным образом изменяет "все и ничего". Сила воздействия аддиктивных агентов заключается в том, что их эффект в большей или меньшей степени напоминает состояние трансформации.
Трансформация может быть кратковременной и продолжительной. Кратковременная трансформация представляет собой изменение сознания, длительная является личностным изменением. Кратковременная трансформация (изменение сознания) включает разнообразные состояния как, например, физиологический сон, погружение в мечты, гипнотический транс, медитацию, психоделические состояния, расстройства психотического уровня.
Weil (1990) считает, что измененное сознание является врожденной потребностью человеческого мозга, одним из естественных состояний. Трансформация может быть вызвана воздействием внешних и внутренних факторов. Широко известны случаи трансформации сознания в связи со встречей с каким-то необычным событием, природным явлением или каким-то человеком. К последнему относится "любовь с первого взгляда". Катализировать трансформацию могут гуру, шаманы, лица обладающие сильной харизмой.
В то же время известны многочисленные случаи, когда трансформация возникает безо всяких видимых внешних причин. Self-актуализация по внутренним причинам развивается, как правило, постепенно в процессе усиления связи с архетипным центром личности.
Обычные формы химических и нехимических аддикций вызывают кратковременные изменения сознания, но не только неспособны стимулировать познание себя посредством расширения ego за счет частичного осознания своего бессознательного, но фактически приводят к противоположному результату, к блокированию процесса индивидуации, приближения к целостности и интегральности. Этим непосредственно обусловлена динамика психологического состояния аддиктов в относительно длительной перспективе. Присутствующее в начале аддиктивного процесса повышенное настроение, приятное чувство возможности самостоятельно контролировать свое психическое состояние, по желанию оперируя аддиктивными агентами, в дальнейшем сменяется нарастающим психологическим дискомфортом, тревогой, депрессией с экзистенциальным оттенком. Длительность таких состояний, их возникновение не только при химических, но и нехимических аддикциях не позволяет объяснять их развитие в рамках абстинентных расстройств. По своему содержанию они более близки к расстройствам, обусловленным потерей достаточной связи сознания (ego) с бессознательной сферой [79].
В заключение подчеркнем, что основной характеристикой любой аддикций является образование патологических отношений с аддиктивным агентом. Эти отношения для аддикта становятся более важными, чем отношения с членами семьи, друзьями, работой. В динамике аддикций аддикт пробует организовывать себя вокруг аддиктивной реализации, вокруг состояний измененного сознания, которые становятся центральными в его жизни. Тайная жизнь аддикта для него более реальна, чем социальная. Аддиктивное переживание становится смыслом жизни, источником питания, средоточием энергии, средством возбуждения. Аддиктивная реализация превращается в главное средство избавления от неприятных эмоций и психической боли, помогает временно сохранять эмоциональное равновесие. В мире аддикта присутствует эмоциональное напряжение и происходит борьба между прежним и аддиктивным self-ом, между доктором Джекиллом и мистером Хайдом.
Ложная аддиктивная идентичность вытесняет недостаточно спаянную базисную диффузную идентичность, на основе которой и развилась аддикция. По мере того, как ложная аддиктивная идентичность захватывает все большее пространство в ментальном поле, нарастает изоляция аддикта, рвутся его связи с семьей, знакомыми. Отчуждение принимает тотальный характер. Без этих связей теряется контакт и со своим аутентичным self-ом. Искусственно вызванные изменения сознания все более кратковременны. Кроме того, они постепенно становятся менее интенсивными в связи с повышением толерантности. На этом фоне способность к самостоятельной активизации связи с аутентичным self -ом оказывается все более заблокированной. В итоге "путешествие аддикта за золотым руном" в виде обретения новой основанной на аддикции идентичности заканчивается катастрофой. Ложная аддиктивная идентичность не в состоянии на длительную дистанцию заменить предшествующую ей недостаточно сформированную идентичность.