Философские проблемы экологии
Особенности биосферы как области взаимодействия общества и природы.
Экология и жизнь. Биосфера и космические циклы: философско-методологические проблемы наук о земле (география, геология).
Экологические основы хозяйственной деятельности. Экологические императивы современной культуры. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества.
Вопросы для обсуждения:
Взаимоотношение человека и природы
Сущность экологической проблемы
Методологические аспекты современной экологии
Основные понятия экологии
Методы экологии
Структура экологического знания
Междисциплинарный характер экологических исследований
Экологический кризис и пути его преодоления
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
7.1. Тематика контрольных работ:
Дисциплинарно организованная наука и современная классификация наук.
Научные революции в естествознании, их виды, формы, закономерности, значение для оснований науки.
Философские проблемы современной научной картины мира
Философские основания и мировоззренческие значение квантовой механики.
Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышления.
Эволюционная парадигма в современной картине мира.
Философский анализ оппозиции редукционизма и антиредукционизма (холизма).
Проблема описания элементарных объектов в современной физике.
Концепция вакуума в современной физике.
Философские аспекты современных единых теория поля.
Философский анализ концепции пространства и времени.
Неевклидова геометрия – её возникновение и философское значение.
Философско-методологические аспекты понятия сложности.
Проблема реальности в современной физике.
Единство прерывного и непрерывного в структуре материи.
Проблема вакуума в современной физике.
Структура физической формы движении материи.
Масса и энергия как свойства материи, критика энергетизма.
Взаимосвязь физической и химической форм движения.
Взаимосвязь движения, пространства и времени как всеобщих атрибутов материи.
Функция многомерности пространства в физической теории.
Специфика пространственных отношений в микромире.
Законы сохранения в современном естествознании и несотворимости материи и движения.
Принцип причинности и его связь с законами сохранения материи и её основных свойств.
Симметрия и асимметрия и их философское значение в научном познании.
Проблема возможности и действительности в квантовой механике.
Формы вероятностных связей в природе.
Философские проблемы теории гравитации.
Философские проблемы физики высоких энергий.
Генезис и структура физической теории.
Принцип соответствия в современной физике и его философское значение.
Философия и физическая теория.
Методологические основы классического и неклассического эксперимента.
Точность измерения и соотношение неопределённостей.
Фундаментальное и прикладное знание в физике.
Эвристическая роль математики в современной физике.
Концептуальные проблемы теории квантового рождения Вселенной из вакуума
Коэволюция человека и Вселенной. Космические факторы биологических и социальных процессов.
Антропный принцип и постнеклассическая наука.
Философские проблемы астрофизики.
Проблема бесконечности Вселенной в современной космологии.
Философские проблемы планетной космологии.
Предмет и объект химии. Место химии в системе научного знания.
Взаимосвязь философии и химии.
Взаимосвязь химии и физики.
Взаимосвязь химии и биологии.
Вопросы математизации химического познания на современном этапе развития науки.
Взаимосвязь теории и эксперимента в химии. Понятие «теоретическая химия».
Проблема классификации химических наук.
Специфика химической формы движения, её связь с физическими процессами.
Диалектика видов химической связи и сущность химического взаимодействия.
Возможность квантово-механического описания химических структур и процессов.
Философские проблемы квантовой химии.
Сущность и направление химической эволюции.
Философский анализ современных представлений о происхождении химических элементов.
Проблема закономерностей молекулярной эволюции.
Качественные особенности физико-химических процессов в живом организме.
Роль химии в исследовании проблем наследственности в биологии.
Методологические проблемы молекулярной генетики.
Физико-химический и кибернетический подходы к раскрытию сущности жизни.
Философское значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Философские вопросы теории химического строения.
Понятие структуры в химии и методологические вопросы структурной теории.
Методологические проблемы органической химии.
Методологические проблемы химии органических и биологических полимеров.
Проблема моделирования в современной химии.
Значение принципа симметрии в химии.
Диалектика развития науки о полимерах.
Проблема развития понятийного аппарата современной химии.
Проблема соотношения элементов и структуры в кристаллохимии.
Сущность и специфика философских проблем биологии.
Проблема системной организации и системный подход в биологии.
Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.
Биология и формирование современной эволюционной картины мира.
Концепция устойчивости развития общества, проблемы и возможности её реализации.
Специфика биологической формы движения материи и её соотношение с другими формами движения.
Философские и естественнонаучные проблемы сущности жизни.
Основные структурные уровни живого и их взаимосвязь
Редукционизм в биологии.
Эволюция и вероятность.
Методологические проблемы генетики.
Проблема генотипа и фенотипа в генетике.
Методологическая роль эволюционной теории в современной биологии.
Философские проблемы теории естественного отбора.
Диалектика необходимости и случайности в эволюционном процессе.
Проблема целостности в эволюционной теории.
Современная эволюционная теория и методологические проблемы систематики.
Проблема построения теоретической биологии.
Проблема направленности эволюционного процесса.
Альтернатива «молекулярного» и «биологического» подходов в биологии.
Эволюционная теория и проблемы антропосоциогенеза.
Философские проблемы биологического будущего человека.
Философские проблемы учения о биосфере.
Методологические и мировоззренческие проблемы генной инженерии.
Современный дарвинизм и психофизиологическая проблема.
Проблема соотношений структуры и функции в биологии.
Философские основания теории функциональных систем.
Эколого-футурологический прогноз: проблема достоверности.
Проблема уровней и основных форм организации живого.
Проблема времени в биологии.
7.2. Вопросы к зачету:
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.
2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.
3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.
4. Сциентизм антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
5. Основные философские парадигмы в исследовании науки. (Аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).
6. Генезис науки и естествознания, проблемы периодизации их истории.
7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.
8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.
10. Научное знание как система, его структура и функции.
11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.
12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.
13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.
14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура.
15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.
16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании.
17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании.
18. Характерные особенности системного метода исследования.
19. Строение и структура системы. Классификация систем.
20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем.
21. Методы и перспективы системного исследования.
22. Системный метод и современное научное мировоззрение.
23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности.
24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы.
25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания
26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение.
27. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики.
28. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений.
29. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.
30. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии.
31. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
32. Философия химии и предмет химии. Предмет химии в истории химии.
33. Эмпирический и теоретический уровни химического знания.
34. Структурный и гносеологический аспекты проблемы редукции химии к физике.
35. Взаимосвязь химии и биологии. Философское значение достижений физико-химической биологии.
36. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
37. Философские проблемы химической технологии и закономерности её развития. Химические нанотехнологии.
38. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии.
39. Философские основания биологии. Современное понимание объекта биологического познания и его особенности.
40. Принципы развития и целостности. Проблема системной организации в биологии.
41. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни.
42. Философские проблемы современной теории эволюции.
43. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза.
44. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.
45. Философские проблемы современной экологии.
46. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы.
47. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.
Образовательные технологии
Основная форма занятий – семинарские занятия. Кроме того, предполагается самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала. На семинарских занятиях используются следующие виды интерактивных форм обучения: деловые игры, Круглые столы, конференции, дискуссии.
Текущий и промежуточный контроль усвоения раздела курса осуществляется в форме опроса студентов, проведения контрольных, самостоятельных работ и индивидуального тестирования, оценки результатов деловых игр. Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета по теоретическому курсу.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
1. Философия научно-инновационной деятельности/ С.А. Лебедев, Ю. А. Ковылин. - Москва: Академический Проект; Москва: Парадигма, 2012. - 182 с.
2. Спиркин, А.Г. Философия. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – 828с. Гриф УМО.
9.2. Дополнительная литература:
1. Хрусталёв, Ю.М. Философия. – М.: Академия, 2008. – 352с. Гриф УМО.
2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук:/ ред. В. В. Миронов. - Москва: Гардарики, 2006. - 639 с.
3. Актуальные проблемы философии науки / отв. ред. Э.В. Гирусов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - 344 с.
4. Философия энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:
http://www.philos.msu.ru/ - Философский факультет МГУ;
http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm - Философско-литературный журнал "Логос";
http://philosophy.ru/ - Философский портал "Философия в России";
http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;
http://www.philosophypages.com - Philosophy Pages from Garth Kemerling;
http://plato.stanford.edu - Stanford Encyclopedia of Philosophy;
http://www.psylib.ukrweb.net/books/ - Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры;
http://journal.iph.ras.ru/ - журнал "Эпистемология & философия науки";
http://lib.ru/FILOSOF/ - Философия на сайте "Lib.ru";
http://www.philosophy.ru/afonasin/index.html - История и философия права: источники и учебные материалы;
http://abovo.net.ru/ - Библиотека философской и религиозной литературы;
http://lib.pomorsu.ru/elib/text/phil_tr.htm - Научная библиотека Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya - Свердловская областная универсальная научная библиотека им В. Г. Белинского;
http://books.atheism.ru/ - Философия и атеизм;
http://anthropology.ru – Философская антропология.
10 Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Использование презентаций в виде слайдов, выполненных в Microsoft Office PowerPoint, компьютеры, проектор, сканер, интерактивная доска.