Глава vii. вирашиваизм и кашмирский шиваизм
ВИРАШИВАИЗМ
Философия вирашайвов—это не что иное, как философия вишишта-адвайты. Это — одна из стадий агаманты. Она претерпела радикальные изменения под влиянием Шри Басаванны и его сторонников. Басава был первым министром джайнского царя по имени Биджджала, который правил в Кальяне (1157-1167 гг.), находящемся в шестидесяти милях от Гулбарги, на территории Низама.
Басаванна был магнетической личностью. Он обладал огромным влиянием на народ. Он организовал собрание, посвященное духовным вопросам. На нем присутствовали триста вирашиваитских святых. Там были также шестьдесят женщин-святых. На этой великой встрече была и Акка Махадеви, знаменитая святая. Под влиянием Басавы вирашиваизм стал лингаятизмом. Лин-гаятизм — это особая вера вирашайвов Карнатаки. Святые в культе лингаятов именуются шаранами.
Вирашиваизм (лингаятизм) указывает путь к достижению Лакшьи, Господа Шивы. Господь Шива, Господь Субрахманья, царь Ришабха, Шанта Лингар, Шивапрака-ша и другие ясно изложили эту философскую систему. Ее основной источник — «Вирагама». Принявшие эту веру весьма многочисленны в Карнатаке.
Обычные шиваиты хранят Шивалингам в ларце и поклоняются Ему во время пуджи. Лингаяты же помещают маленький Лингам в небольшую серебряную или золотую коробочку и носят ее на себе с помощью прикрепленной к ней цепочки. Носимый на теле Лингам напоминает носящему его о Господе и способствует постоянному памятованию о Нем. Христиане с той же целью носят на шее крест.
В философии вирашайвов Шакти едина с Шивой. Шакти действует. Шива — безмолвный Свидетель. Шива — Бесконечный, Самосияющий, Вечный, Вездесущий. Он — океан покоя. Он — необъятная тишина. Шива освещает все. Он — Всеполнота, заключенная сама в себе. Он изначально свободен и совершенен. Весь мир является выражением Его божественной воли. С точки зрения философии вирашайвов, существование мира — не иллюзия, а игра Полноты.
КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ
Эта система также известна как пратьябхиджня. Основой кашмирского шиваизма являются Агамы. Ага-манта, именуемая пратьябхиджня-даршаной, достигла в Кашмире своего расцвета. Двадцать восемь Агам были написаны на санскрите в Кашмирской Долине, чтобы сделать смысл учения ясным для каждого. Агаманта возникла в Северной Индии задолго до того, как стал известен джайнизм. Затем она распространилась на запад и юг. В Западной Индии она известна как вupa-махешвара-даршана, в Южной — как шуддха-шайва-даршана.
Шива — единственная Реальность во вселенной. Шива — бесконечное Сознание. Он независим, вечен, лишен формы, не имеет подобного Себе, Он вездесущ. Шива — субъект и объект, воспринимающий и воспринимаемое. Мир существует внутри Его Сознания.
Бог творит одной лишь силой Своей воли. В этой системе не признаются карма, материальная сила (например, пракрити), майя, порождающая иллюзию, формы и прочее1. Бог заставляет объекты проявиться в Себе подобно предметам, появляющимся в зеркале. Он не затронут создаваемыми Им объектами, так же как зеркало не затронуто отраженным в нем образом. Благодаря присущей Ему чудесной силе Он проявляется и как индивидуальные души. Бог — основа этого мира. Его активность (вибрация, спанда) производит все различия.
Шива — неизменная Реальность. Он — субстрат, лежащий в основе всего мира. Его шакти (энергия) имеет бесчисленные аспекты. Основные из них — чит (сознание), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (знание) и крия (творящая сила).
Шакти действует как чит, затем Абсолют становится чистым восприятием, известным как Шива-таттва. Действует ананда-шакти и появляется жизнь. Затем наступает вторая стадия, Шакти-таттва. Третья стадия — воля к самовыражению. Далее следует четвертая стадия, Ишвара-таттва, обладающая силой и волей к творению мира. Это — стадия сознательного восприятия (джняна) бытия. На пятой стадии существуют как познающий, так и объект познания. Тогда начинается действие (крия). Это — стадия шуддха-видъи. В этой системе рассматриваются тридцать шесть таттв (основных принципов).
Причиной связанности является незнание (авидья). «Я — конечна», «Я — тело» — думает душа. Она забывает, что едина с Шивой и что без Шивы мир абсолютно нереален.
Пратьябхиджня (распознавание реальности) — все, что требуется для окончательного освобождения. Когда душа познает, что она — Бог, она покоится в вечном блаженстве единства с Богом. Когда исчезает воображаемая двойственность, освобожденная душа сливается с Шивой, как вода с водой или молоко с молоком.
В восьмом веке н.э. Васугупта записал «Шива-сутру» и обучил ей Каллату. «Шива-дришти», написанная Сома-натхой, по своим достоинствам может быть приравнена к «Тирумантираму» Тирумулара. «Спанда-карика» Васугупты, «Шива-дришти» Соманатхи (930 г. н.э.), «Парамартха-сара» и «Пратьябхиджня-вимаршини» А6хинавагупты, «Шива-сутра-вимаршини» Кшемараджи— вот некоторые из значительных трудов этой школы.
Они также принимают в качестве авторитета Шива-агамы и писания школы шайва-сиддханта2. Они модифицируют их в духе адвайты Шанкары3. «Шива-дришти» Соманатхи, «Пратьябхиджня-сутра» Утпалы и труды Абхинавагупты утверждают недвойственность.
1 Это мнение Свами Шивананды не вполне соответсвует действительности. На самом деле философия кашмирского шиваизма признает понятия кармы, майи и пракрити, наделяя их толкованием, несколько отличающимся от учений веданты и шайва-сиддханты. (прим. редактора).
2 Писания шайва-сиддханты в кашмирском шиваизме признаются авторитетными лишь по мере того, как согласуются с его собственным каноном священных текстов (прим. редактора).
3 Несмотря на то, что философия кашмирского шиваизма традиционно считается монистической (из-за чего ее нередко ошибочно отождествляют с монизмом Шанкары), все же она серьезно отличается от адвайта-веданты Шанкары. Более того, шиваитские учителя и теологи Кашмира всегда активно критиковали взгляды Шанкары и его последователей, что отражено в литературе кашмирского шиваизма. Учение о недвойственности Высшей Реальности в кашмирском шиваизме носит откровенно тантрический характер (например, мир считается реальным, а не иллюзорным) и с адвайта-ведантой имеет больше различий, чем общего (прим. редактора).