ГОСПОДЬ НАТАРАДЖА — ВЕЛИКИЙ ТАНЦОР
Слог «йа» в «Намах Шивайя» символизирует дживу (индивидуальную душу). Из паньчакшары «Намах Шивайя» состоит тело Господа Шивы. Рука, держащая пламя — это слог «на». Нога, попирающая демона Муяла-ку, — слог «ма». Рука, держащая дамару, — слог «ши», Движущиеся руки, правая и левая, — это слог «ва». Рука, сложенная в абхайя-мудру, — слог «йа».
Когда-то некоторые из риши отказались от веры в истинного Господа и стали поклоняться ложным божествам. Господь Шива решил проучить их. Он сделал так, что странные страсти проснулись в их душах. Риши ужасно рассердились. С помощью приобретенной аскетическими подвигами силы они сотворили различные ужасы и напустили их на Шиву. Господь Шива одержал над ними верх и в конце концов победил творение риши, великую Кали, Своим космическим танцем.
Когда Шри Натараджа танцевал, риши Патанджали и Вьягхрапада наблюдали Его танец, исполненные радости. Они стояли по обе Его стороны. Увидев живописное или скульптурное мурти Натараджи, вы можете заметить с одной стороны от Господа фигуру Патанджали, а с другой — Вьягхрапады. Вьягхрапада нижнею частью тела напоминает тигра, а Патанджали — змея.
Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Ним. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.
Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног.
Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.
Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.
ТАНЕЦ ШИВЫ
Наводнение девятьсот двадцать четвертого года
В Ришикеше было ужасным,
Вода унесла многих махатм и садху, —
Это — танец Шивы.
Бурный поток Чандрабхаги
Изменил свой путь в 1943 году,
Через него на слонах
С трудом переправлялись люди, —
Это — танец Шивы.
Утром одиннадцатого января 1945 года
Начался снегопад
В окрестных Гималаях,
Холод был ужасен, —
Это — танец Шивы.
Господь Вишванатха обитает теперь
Там, где прежде были леса.
Он радует целый мир,
Даруя здоровье и долгую жизнь, —
Это — танец Шивы.
Лес становится ашрамом,
Острова — океаном,
Океан становится островом,
Города — пустыней, —
Это — танец Шивы.
Шива смотрит на Свою Шакти —
И начинается танец атомов,
Начинается танец пракрити.
Господь Шива — попросту зритель, —
Это — танец Шивы.
Прана вибрирует, движется ум,
Чувствуют чувства и действует буддхи,
Сердце бьется, легкие дышат,
Переваривает желудок, кишки извергают,
Это — танец Шивы.
Это — мир перемен.
Что меняется — сгинет.
Знай, Кто Нетлен,
Тот — Неизменен,
И обрети Бессмертие.
Глава VI. Философия шакти-йоги
ФИЛОСОФИЯ ШАКТИ-ЙОГИ
I
Энергия (активный аспект) имманентного Бога есть Шакти. Шакти — олицетворение энергии. Она — основа всей вселенной. Она — высшая сила, которая поддерживает существование мира. Она — Вселенская Мать. Она — Дурга, Кали, Нанди, Чамунда, Трипурасундари, Раджешвари. Нет различия между Богом и Его Шакти, как нет его между огнем и пламенем огня. Тот, кто почитает Шакти, то есть Бога в форме Матери, как Высшую Силу, Которая творит, поддерживает и уничтожает вселенную, называется шактой.
Шива есть неизменное Сознание. Шакти — Его изменяющая Сила, проявляющаяся как единство Сознания и Материи. Шактивада,или шактидаршана, — это форма монизма, адвайтавады.
Шакта совершает садхану, которая способствует единению Шивы и Шакти, пробуждая силы, существующие в теле. Становясь способным пробудить кундалини и пронзить шесть чакр, садхака делается сиддхой. Это должно совершаться путем безукоризненной практики под руководством гуру, достигшего совершенства. Шакти должна быть пробуждена с помощью дхьяны, бхавы, джапы, мантра-шакти. Как воплощение пятидесяти букв матрики, Мать в форме различных слогов присутствует в чакрах. Когда из музыкального инструмента аккорды извлекаются в соответствии с гармонией, возникает прекрасная музыка. Так же, когда по порядку извлекаются аккорды звуков матрики, движущаяся сквозь шесть чакр Мать, сокровенная сущность этих звуков, пробуждает Себя. Когда Она пробуждается, садхака легко приобретает сиддхи.
Трудно предсказать, когда и как, и какому садхаке явит Она Себя.
Смысл садханы в развертывании, возбуждении (пробуждении) энергии (шакти). Способы садханы определяются склонностями и способностями садхаки.
Шакти можно определить как то, благодаря чему мы живем и существуем во вселенной. В мирской жизни мать заботится обо всех нуждах своего ребенка. Так же все, что требуется для активного существования самой жизни в этом мире, равно как и необходимая для этого энергия, зависит от Шакти, Вселенской Матери.
Без милости Матери никто не может освободить себя от деспотии ментального сознания и материи, — оковы майи чересчур прочны. Но если вы почитаете Ее как Великую Мать, вы можете с легкостью выйти за пределы пракрити благодаря Ее высочайшей благодати и благословению. Она удалит все препятствия на вашем пути и благополучно приведет вас в безграничные владения вечного блаженства, и Она освободит вас. Когда Она довольна и благословляет вас, лишь тогда можете вы освободиться от уз грозной сансары.
Едва научившись издавать звуки, дитя — человека ли, зверя ли — зовет по имени свою дорогую мать. Найдется ли ребенок, который не был бы обязан всем, что имеет, любви и преданности своей матери? Именно мать защищает и утешает, радует и нянчит. Она ваш друг и наставник, она оберегает вас и проводит вас по жизненному пути. Мать человеческая есть проявление Матери Вселенской.
Высший Господь проявляет Себя как Шива, а Его сила — как Его Супруга — Шакти, Дурга, Кали. Как муж и жена заботятся о благополучии всего семейства, так и Господь Шива и Его Шакти занимаются делами мира.
Радха, Дурга, Лакшми, Сарасвати и Савитри — вот пять первичных форм Пракрити, Богини (Деви). Действуя через Вишну, Дурга уничтожила демонов Мадху и Кайтабху. Как Махалакшми Она уничтожила асуру Ма-хишу и, будучи Сарасвати, — Шумбху и Нишумбху вместе с их соратниками Дхумралочаной, Чандой, Мундой и Рактабиджей.
Когда Вишну и Махадева уничтожали различных асу-ров, сила Деви была в Них. Деви призвала Брахму, Вишну и Рудру и дала им силу, необходимую для трудов по созданию, сохранению и разрушению. Она находится в центре вселенной. Она — в муладхара-чакре нашего тела. Она наполняет жизнью наше тело, двигаясь по сушумне. С вершины горы Меру Она наполняет жизнью вселенную.
В философии шактизма Шива является вездесущим, безличным, недействующим. Он — чистое Сознание (Чит). Шакти динамична. Шива и Шакти связаны как пракаша и вимарша. Шакти (вимарша) — это Сила, не-проявленно присутствующая в чистом Сознании. Вимарша производит мир, основанный на различиях. Шива — Сознание (Чит), Шакти — Форма Сознания (Чидрупи-ни). Послушные Шакти, Брахма, Вишну и Шива выполняют свои обязанности по творению, сохранению и разрушению. Шакти наделена иччхой (волей), джняной (знанием) и крийей (действием). Шива и Шакти едины. Шива-таттва и Шакти-таттва неразделимы. Шива всегда с Шакти. Шактистская философия насчитывает тридцать шесть таттв. Шакти присутствует в Шакти-таттве, нада — в Садакхья-таттве, бинду—в Ишвара-таттве. Творческий аспект Высшего Шивы называется Шива-таттвой. Это — первое творческое движение. Шакти-таттва есть воля Шивы. Это семя и лоно всего мира.
Первое проявление называется Садакхья, или Сада-шива-таттва. В этой таттве начинается формирование идей. В ней находится нада-шакти. Далее следует Ишвара-таттва. Эта таттва называется бинду. Четвертая таттва — видья, или шуддхавидья. Затем прак-рити преобразуется в таттвы ума, чувств, материи, из которых состоит мир.
Нада и бинду — названия различных проявлений Шакти. На самом деле нада — это Шива-шакти. Шива имеет два аспекта. В одном из них Он — высший и неизменный Саччидананда. Это — Парасамвит. В другом аспекте Он видоизменяется в целый мир. Причиной изменений является Шива-таттва. Шива-таттва и Шак-ти-таттва неразделимы. Шакти-таттва — первый динамический аспект Брахмана.
Нишкала-Шива — это Ниргуна-Шива. Он не соединен с творческой шакти. Сакала-Шива связан с творческой шакти. Майя (пракрити) находится в лоне Шакти. Майя — это матка мира. Она потенциальна в период растворения и динамична в период творения. Под руководством Шакти майя развивается в различные материальные элементы и другие физические составляющие всех чувствующих существ. В шактистской философии рассматриваются тридцать шесть таттв. В шактистской философии мы встречаем понятия Брахман, Шакти, нада, бинду и шуддхамайя. В философии шайва-сиддхан-ты — Шива, Шакти, Садакхья и шуддхамайя. Дальнейшее развитие в философии шактизма описывается так же, как в шайва-сиддханте.
Познание Шакти ведет к спасению. «Шактиджнянам вина деви нирванам найва джаяте» — (Ишвара сказал:) «О Деви, без познания Шакти нельзя достигнуть освобождения». Находясь под влиянием майи, джива (индивидуальная душа) считает себя действующей и пожинающей плоды действий, идентифицирует себя с телом. Милостью Шакти и с помощью садханы (самовоспитания), индивидуальная душа освобождает себя от всех уз, достигает духовного прозрения и погружается в Высшее.
В действительности существует лишь Единое Я. Познаваемое есть лишь познающий. Брахман кажется миром лишь в зеркале ума (майи). Любой объект есть ни что иное, как Единое Я, которое из-за действия майи кажется не-Собой Самому Себе как субъекту.
Трипути (познающий, познание и познаваемое) исчезает в нирвикальпа-самадхи. Существует лишь Высший Шива (Брахман).
В «Кенопанишад» сказано, что боги зазнались, одержав победу над асурами. Они ошибочно приписали свой успех собственной доблести и отваге. Господь решил проучить их. Он возник перед ними в образе якши, огромный, не имеющий ни конца, ни края. Дэвы никак не могли понять, что это такое, и послали Агни, чтобы он это выяснил. Якша спросил Агни: «Кто ты такой и какова твоя сила?» «Я — Агни, Джатаведас, — ответил Агни. Я могу в мгновение ока сжечь всю вселенную». Якша положил перед Агни сухую травинку и попросил ее сжечь. Агни не смог сделать это. Он, устыдясь, бежал от якши. Тогда боги отправили Вайю разузнать, кто такой якша. Якша сказал Вайю: «Кто ты и какова твоя сила?». Вайю ответил: «Я — бог ветра. Я могу сдуть прочь весь мир». Тогда якша положил перед Вайю травинку и попросил ее сдуть. Но Вайю не мог даже сдвинуть ее с места. Он убежал, полный стыда. Последним отправился сам Индра. Придя, он обнаружил что якша исчез.
Тогда явилась к нему Ума и открыла ему, Кто Такой на самом деле якша. «Сила Божественной Матери, — сказала Она, — а не сила богов увенчала вас победой. Это Шакти, или Ума, или Хаймавати, сестра Кришны, — источник силы всех богов». Шакти — великий учитель джняны. Она изливает мудрость на своих преданных.
Да удостоитесь все вы милости Шакти, Вселенской Матери, и да насладитесь блаженством конечного освобождения!
II
Шакти — Чидрупини. Она — чистое, блаженное Сознание. Она — Мать всей природы, Она — сама Природа. Она — Сила Господа Шивы, Брахмана. Она — режиссер мирового представления. Она помогает Господу развлекаться игрой (лилой). Она — Джагаджджанани (Породи-тельница мира), Махишасурамардини (Убийца Махиша-суры), Бхрантинашини (уничтожающая иллюзию, авидью), Даридрьянашини (уносящая бедность).
Деви — это Шакти Господа Шивы. Она — джада-шакти и чит-шакти. Она — иччха-шакти, крия-шак-ти и джняна-шакти. Она — майя-шакти. Шакти — это пракрити, майя, махамайя, Шри Видья. Шакти — это сам Брахман. Она — Лалита, Кундалини, Раджешвари, Трипурасундари, Сати и Парвати. Сати проявила себя Господу Шиве в десяти формах, десяти Махавидъя. Это — Кали, Багаламукхи, Чхиннамаста, Бхуванешвари, Матанги, Шодаши, Дхумавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави.
Шактизм (поклонение Шакти) — одна из самых древних и самых распространенных в мире религий. В этом мире каждый желает силы и любит ею обладать. Все одержимы силой и хотят с ее помощью взять власть над другими. Война — это открытое проявление жажды власти. Шактистами являются все ученые. Тот, кто стремится покорять силой воли и обаянием, тоже шактист. По существу, все мы в этом мире шактисты.
Сейчас ученые утверждают, что все есть энергия, и что энергия лежит в основе всех форм материи. Последователи школы шакта говорят об этом с незапамятных времен. Они считают также, что эта энергия — лишь ограниченное проявление Бесконечной Высшей Силы, Махашакти.
Шакти всегда с Шивой. Они неразлучны, как огонь и жар. Шакти преобразуется в нада, и нада — в бинду. Мир есть проявление Шакти. Шуддхамайя — это чит-шакти. Пракрити — это джада-шакти. Нада, бинду и все прочее суть лишь названия различных аспектов Шакти.
Бессчетные вселенные — лишь пылинки у святых стоп Божественной Матери. Ее слава невыразима. Ее великолепие несказанно. Ее величие неописуемо. Она изливает Свою милость на тех, кто искренне предан Ей. Она ведет индивидуальную душу от чакры к чакре, от уровня к уровню и соединяет ее с Господом Шивой в сахасраре.
Тело есть Шакти. Нужды тела — Ее нужды. Когда человек наслаждается, это Шакти наслаждается через него. Ей принадлежат его глаза, уши, руки и ноги. Она видит его глазами, слышит его ушами. Тело, ум, «рана, чувство «я», интеллект, все органы и все процессы суть Ее проявления.
Шактизм рассматривает личностный и безличный аспекты Божества. Брахман может быть нишкала (без пракрити) или сакала (с пракрити). Последователь веданты расскажет вам о Нирупадхика-Брахмане (чистом Ниргуна-Брахмане, лишенном майи) и Сопадхика-Брах-мане (с упадхи, майей). По сути это одно и то же. Разница только в названиях. Все это — игра слов, шабда-джалам. Люди спорят друг с другом из-за слов, ведут словесные войны, ссорятся из-за мелочей, занимаются логическими упражнениями и интеллектуальной гимнастикой. На самом же деле сущность едина. Глина истинна. Вещи, которые из нее сделаны — горшки и все прочее — различаются лишь названиями. Шакти в Ниргуна-Брахмане потенциальная, тогда как в Сагуна-Брахмане она кинетическая (динамическая).
Основа шактизма — Веды. Шактизм утверждает, что единственный источник и авторитет (прамана) в том, что касается трансцендентальных или сверчувственных явлений, таких, например, как природа Брахмана, — это Веды. Шактизм — это всего лишь веданта. Духовный опыт такты идентичен опыту ведантиста.
«Деви-сукта», «Шри-сукта», «Дурга-сукта», «Бху-сук-та» и «Нила-сукта» Ригведы, наряду с особыми шактист-скими Упанишадами, такими как «Трипуратапини Упа-нишад», «Ситопанишад», «Деви Упанишад», «Саубхагья-Лакшми Упанишад», «Сарасвати Упанишад», «Бхавано-панишад», «Бахвричопанишад» и др., прямо указывают на материнский аспект Бога. «Кена Упанишад» также повествует об Уме (Хаймавати), которая открыла знание Себя Индре и дэвам.
Божественная Мать повсюду тройственна. Она обладает тремя гулами — саттвой, раджасом и тамасом. Она проявляется как воля (иччха-шакти), действие (крия-шакти) и знание (джняна-шакти). Соединенная с Брахмой, Она — Брахма-шакти (Сарасвати), с Вишну — Вишну-шакти (Лакшми), и Шива-шакти (Гаури) в соединении с Шивой. Поэтому Она зовется Трипурасун-дари (Прекраснейшая в трех мирах).
Обитель Трипурасундари, Божественной Матери, называется Шри-Нагара. Это великолепное жилище окружено двадцатью пятью крепостными валами, представляющими собой двадцать пять таттв. Посредине расположен ослепительный дворец Чинтамани. В Шри-Чакре этого чудесного дворца, в бинду-питхе, восседает Божественная Мать. Такое же Ее обиталище находится и в теле человека. Весь мир — Ее тело. Горы — Ее кости, реки — Ее вены, океан — мочевой пузырь. Солнце и луна — Ее глаза. Ее дыхание — ветер, Ее рот — Агни.
Шакти испытывает бхукти (наслаждение миром) и наслаждается мукти (конечным освобождением). Сам Шива является в образе человека, наделенного жизнью — смесью боли и радости. Если вы всегда будете помнить это, то любая двойственность, ненависть, ревность, гордость развеются как дым. Вы должны рассматривать любую человеческую деятельность как поклонение, религиозный акт. Удовлетворение естественных потребностей, общение, еда, ходьба, видение, слышание — становится поклонением Господу, если вы правильно ко всему относитесь. Это Сам Шива действует в человеке и через него. О каком же тогда эгоизме или индивидуализме может идти речь? Все действия человека божественны. Пульс единой вселенской жизни бьется во всех сердцах, видит любым глазом, действует любой рукой, слышит каждым ухом. Какой потрясающий опыт приобретает тот, кто почувствует это, сокрушив свое крошечное «я»! Прошлые самска-ры, прежние васаны, привычка думать по-старому—вот препятствия на вашем пути к этому ощущению Единого Целого.
Обучающийся должен считать мир идентичным Божественной Матери. Что бы он ни делал, он всегда чувствует себя образом Божественной Матери, и таким образом утверждает это тождество. Он чувствует также, что Божественная Мать едина с Парабрахманом.
Вот что чувствует продвинутый садхака: «Я — Деви, и Деви — во мне». Он почитает себя как Деви, вместо того, чтобы обожествлять внешние предметы. «Са'хам — Я есть Она», — говорит он.
Шактизм — это не просто теория или философская система. Он предусматривает систематическую садхану, йогу, постоянное обучение, соответствующее темпераменту, способностям и степени продвинутости садхаки. Все это помогает обучающемуся пробудить кундалини и соединить ее с Господом Шивой, и насладиться высшим блаженством нирвикалъпа-самадхи. Когда кундалини спит, человек пробужден для мира. Он обладает предметным сознанием. Когда же Она пробуждена — он спит. Он теряет всякое осознание мира и становится единым целым с Господом. Во время самадхи тело сохраняет жизнь благодаря потоку нектара от соединения Шивы и Шакти в сахасраре.
Нельзя практиковать шакти-йога-садхану без гуру. Он инициирует обучающегося и передает ему божественную шакти.
Физическое совокупление с женщиной — это грубая майтхуна. Она происходит из-за пашу-бхавы, животной природы (грубого инстинкта). Мать Кундалини Шакти соединяется с Господом Шивой в сахасраре вовремя нирвикальпа-самадхи. Это — настоящая майтхуна, блаженное слияние. Оно происходит благодаря дивья-бхаве, божественной природе. Вы должны прийти от пашу-бхавы к дивья-бхаве спомощью сатсанги, служения гуру, отречения и бесстрастия, неразличения, джапы и медитации.
Почитание Божественной Матери, совершаемое с сильной верой, совершенной преданностью и самоотдачей, поможет Вам обрести Ее милость. Только Ее милостью можете вы достичь знания Непреходящего.
Слава Трипурасундари, Матери Мира, Кто известна также как Раджараджешвари и Лалита Деви! Да благословит Она всех вас!
ШИВА И ШАКТИ
Шакти-таттва в действительности — противоположная сторона Шива-таттвы. Хотя о них можно говорить в отдельности, они — одно и то же. Шакти-таттва — это воля Шивы.
Амба, Амбика, Гаури, Джнянамбика, Дурга, Кали, Рад-жешвари, Трипурасундари, все это — имена Шакти. Сама же Шакти — чистое, блаженное Сознание, Она — сама Природа, рожденная животворящей игрой Ее мысли. Культ Шакти — это осознание Бога как Вселенской Матери.
О Шакти говорят как о Матери, потому что в этом аспекте Высшего Она рассматривается как порождающая и питающая вселенную. Но Бог — не мужчина и не женщина. Его имена соответствуют тем телам, в которых Он проявляет Себя.
Индуизм — единственная религия в мире, которая решительно подчеркивает материнский аспект Бога. В десятой мандале Ригведы находится гимн «Деви-сукта». Его поведала Вак (Речь), дочь мудреца Амбариши. В этом гимне Ригведы, обращенном к Божественной Матери, Вак говорит о своем постижении Бога как Матери, наполняющей всю вселенную. В Бенгалии поклонение Матери является преобладающим. Имя Ма не сходит с уст любого бенгальца.
Шива и Шакти едины в Своей сущности. В первых же строках «Рагхувамши», написанной Калидасой, сказано, что Шакти и Шива соотносятся друг с другом, как слово и его смысл. Как жар неотделим от огня, так нераздельны Шакти и Шива. Господь Шива не может совершить ничего без Шакти. Это подчеркивает и Шри Шанкарачарья в первом стихе «Саундарья-лахари».
Шакти подобна змее в движении, а Шива — неподвижной змее. Неподвижный океан — Шива, волнующийся — Шакти. Шива — трансцендентное Высшее Бытие. Проявленный, имманентный аспект Высшего есть Шакти. Шива лишен качеств. Он — нишкрия (недействующий). Шакти обладает качествами. Она творит. Шакти подобна веревке, сплетенной из нитей трех цветов.
Мать Кали танцует на груди Шивы. У Нее есть ужасные облики, но в действительности Она не ужасна. Она всемилостива и мягка. Она носит гирлянду из черепов. Каково ее значение? Она носит головы Своих преданных. Как велика Ее любовь и привязанность к Ее преданным!
Кали — Божественная Мать. Она — Шакти (Сила) Господа Шивы. Она — динамический аспект Шивы. Шива статичен. Господь Шива подобен трупу. Это значит, что Он абсолютно спокоен, недвижен, бездыханен, глаза Его вечно сомкнуты в самадхи. Он не действует и не изменяется. Его не затрагивает космическая игра, лила, вечно продолжающаяся: на Его груди.
Он совершенно мертв для мира. Он — за пределами трех гун. В нем нет двойственности, множественности, относительности, различия между субъектом и объектом, разделения, различения, нет mpunymu, нет двандв, нет рага-двеши, нет ни добра, ни зла. Он вечно чистый, нир-липта (непривязанный). И тем не менее, Он — источник, субстрат, основа, первопричина вселенной. Он просто созерцает. Шакти же полна жизни. Она действует и создает. Просто в Его присутствии Шакти поддерживает лилу, игру во вселенную. Весь мир — лишь вибрация (спандана) в Нем. Он — обладает сверхсознанием и в то же время всеобъемлющим сознанием. Он заключает в себе все имена и формы и в то же время Он превыше всех имен и форм. Это — великое чудо и высшее таинство, которое не может быть понято интеллектом в силу его ограниченности.
Без Шивы Шакти не может существовать, но без Шакти Шива не может выразить Себя. Лишь благодаря Шакти безличное Высшее Бытие (Ниргуна-Брахман) становится личностным Бытием (Сагуна-Брахманом). Шива—это Душа Дурги (Кали). Дурга, Кали — едина с Шивой. Шива — Саччидананда. Дурга (Кали) — Саччиданандамайи. Шива и Шакти — одно, и ни один из Них не выше другого. Шакти — Чит, Чидрупини, Чинматра-рупини.
ШИВА И ПАРВАТИ
О Деви! Всеблагостная, подательница успеха и процветания, Тебе поклоняемся! Пролей на землю дождь мира и согласия, защищай нас и впредь, соблаговолив лишь взглянуть на нас с сочувствием!
Парвати — дочь царя Парваты, Химавана. Она — Супруга (Шакти) Господа Шивы. Она — Лоно вселенной. Она — Открывающая Брахмана. Она не только Локамата (Матерь Мира), но также и Брахмавидья. Одно из Ее имен — Шиваджнянапрадайини. Еще Ее зовут Шиваду-ти, Шиварадхья, Шивамурти и Шиванкари.
Милость Деви — необходимое условие для Богоре-ализации. Парвати (Шакти) есть Все-во-всем. Вы должны пробудить Шакти с помощью йоги. Тогда милость Шакти поведет вас к Богореализации, к достижению конечного освобождения и обретению беспредельного, вечного высшего блаженства.
Знаменитая история Парвати подробно поведана в «Сканда-пуране», в разделе «Махешвара-канда». Сати, дочь Дакши Праджапати, сына Брахмы, была обручена с Господом Шивой. Дакша не любил своего зятя из за его чудного вида, необычных манер и странных привычек. Однажды Дакша совершал жертвоприношение. Он не пригласил свою дочь и зятя. Сати почувствовала Себя оскорбленной, пришла к отцу и спросила, почему он так поступил. Дакша весьма нехорошо ответил ей. Сати пришла в ярость. Она не хотела больше зваться его дочерью. Она предпочла пожертвовать Свое тело огню и родиться вновь как Парвати, чтобы выйти замуж за Шиву. Силой Своей йоги Она создала пламя и в этом йога-агни уничтожила Себя.
Господь Шива послал демона Вирабхадру отомстить, и тот уничтожил жертву и разогнал всех собравшихся богов. Отрезанная голова Дакши была брошена в пламя. По просьбе Брахмы Господь Шива приставил к телу Дакши голову козла.
Господь Шива удалился в Гималаи для совершения аскетических подвигов. Брахма наделил асуру Тараку бессмертием — он мог погибнуть лишь от руки сына Шивы и Парвати. Тогда дэвы попросили Химавана, чтобы Сати стала его дочерью. Химаван согласился. Сати родилась как Парвати, дочь Химавана. Она прислуживала Господу Шиве в Его уединении и поклонялась Ему. Господь Шива взял Парвати в жены.
Нарада отправился на Кайласу и узрел Шиву и Парвати как Ардханаришвару — с единым телом, наполовину мужским, наполовину женским. Он хотел посмотреть, как Они играют в кости. Господь Шива сказал, что Он победил. Парвати считала, что выиграла Она. Началась ссора. Шива покинул Парвати и предался аскезе. Парвати приняла облик охотницы и встретилась с Шивой. Шива влюбился в охотницу. Он отправился с Ней к Ее отцу, чтобы получить согласие на брак. Нарада открыл Господу Шиве, что охотница — это Парвати. Он посоветовал Парвати извиниться перед Ее Господином. Они воссоединились.
Шива явил Себя как Лингам в образе холма Арунача-ла. Он посрамил гордыню Брахмы и Вишну, которые спорили, кто из них двоих более велик. Аруначала — это Теджолингам, Парвати узрела Господа Шиву как Аруна-чалешвару. Шива принял Парвати обратно и сделал Ее опять Ардханари.
Асура Тарака жестоко угнетал дэвов. Его столицей была Махи-Сагара-Сангама-Кшетра. Господь Субрахманья, младший сын Парвати, на седьмой день после своего рождения убил этого асуру.
Парвати, забавляясь, сотворила дитя с ликом слона. Это был Господь Ганеша. Он стал для всех существ Господом, устраняющим препятствия. Однажды Господь Шива пообещал наградить вкусным плодом того из сыновей, который первым обежит весь мир. Господь Субрахманья побежал вокруг света. А Господь Ганеша обошел вокруг своего Отца Шивы, Который как Махалингам объемлет всю вселенную, и получил плод.
У Парвати была смуглая кожа. Однажды Господь Шива пошутил по этому поводу. Парвати была задета. Она отправилась в Гималаи для совершения аскезы. Она приобрела чудесный цвет лица и с тех пор зовется Гау-ри. Милостью Брахмы Гаури и Шива соединились как Ардханаришвара.
Однажды Парвати приблизилась сзади к Господу Шиве и закрыла Ему глаза. Весь мир оказался лишен света и жизни. Шива попросил Парвати совершить покаяние, чтобы искупить Свое безумство. Она отправилась в Кан-чи (Кандживарам) и предалась там суровой аскезе. Господь Шива сотворил наводнение. Шивалингам, которому поклонялась Парвати, вот-вот должна была смыть вода. Тогда Она обняла Лингам. Лингам остался там навсегда как Экамбарешвара. Она же пребывает там как Камакши ради блага всего мира.
Парвати всегда обитает с Шивой как Его Шакти. Она — Божественная Мать вселенной. Она изливает мудрость и благодать на Своих преданных и помогает им соединиться с Ее Господином. Поклонение Парвати и Шиве, истинным Родителям всех существ!
БОЖЕСТВЕННАЯ МАТЬ
Дети лучше знают свою мать, чем отца. Мать — воплощение привязанности, нежности и любви. Она удовлетворяет все нужды детей. Когда ребенок хочет чего-нибудь, он скорее обратится с просьбой к матери, нежели к отцу. В вопросах духовных обучающийся чаще имеет дело с Матерью Кали, чем с Отцом Шивой. Шива безразличен к внешнему миру. Он непривязан. Он погружен в самадхи, глаза Его закрыты. Лишь Шакти, Божественная Мать, присматривает за жизнью мира. Когда Она удовлетворена рвением Своего преданного, Она просит Господа Шиву даровать ему окончательное освобождение.
Шива и Шакти неразделимы. Это проявляется в Ар-дханаришваре — Шиве и Парвати (с единым телом, наполовину мужским, наполовину женским). Парвати — левая половина тела Господа Шивы.
Шива-джняна ведет нас к Самореализации, наделяет нас вечным блаженством и освобождает от смертей и рождений. Она позволяет нам узреть свет жизни. Это — око интуиции. Это третий глаз Шивы, уничтожающий все страсти и иллюзии.
Шакти проявляет Себя в различных формах. Сарас-вати — богиня знания. Лакшми — богиня богатства. Парвати (Ума) — богиня, дарующая счастье.
«Маркандея-пурана» включает в себя семьсот стихов, известных как «Сапта-шати», или «Чанди», или же «Деви-махатмья». Это — один из самых известных в Индии религиозных текстов. Он почитается наравне с Гитой. Там в аллегорической форме показано, что главными препятствиями на пути к спасению являются наши собственные желания, гнев, жадность и невежество, и что милостью Божественной Матери мы можем преодолеть их, если будем искренне поклоняться Ей.
В книге содержится прекрасное описание трех аспектов Матери — Махакали, Махалакшми и Махасарасвати (тамасический, раджасический и саттвический аспекты Божественной Матери).
Асуры подвергали дэвов жестокому угнетению. Боги взмолились к Божественной Матери о благословении. Она проявила Себя в вышеназванных трех формах, уничтожила асуров и защитила богов. Божественная Мать дала людям наряду с богами Свое нерушимое обещание: кто бы ни вспомнил о Ней в затруднении или в беде, будет Ею спасен.