Тема: Наука в историческом измерении.
1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.
2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
Коллоквиум на тему: «Базовые концепции философии науки.
Проблемы общей методологии».
Тексты для анализа и обсуждения:
1. Поппер К. Логика и рост научного знания // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 343-351. или Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236-239, 439-447. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 томах. Т. 1. М., 1992. С. 29-33.
2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 392-399. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 273-275, 322-329.
3. Кун Т. Структура научных революций // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 400-408. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 34-36, 49-51, 65, 77-78, 129-130, 134-135, 196-197, 241-241.
4. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 415-418. или Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 160-165.
Примерный круг вопросов для обсуждения:
Каковы характеристики эмпирической науки с точки зрения Поппера? Каковы возможности и достоинства принципа фальсификации в определении истинности и объективности научного знания в сравнении с индуктивной концепцией достоверности законов природы?
Какова аргументация Поппера в пользу концепта «эпистемологии третьего мира», насколько логика философа кажется Вам обоснованной и стройной?
Как понимается объективность научного знания в философии Поппера?
В чем заключается суть критики Поппера и Куна по проблемам методологии науки со стороны Лакатоса?
Какое понимание научной истины выражает методология научно-исследовательских программ Лакатоса?
В чем смысл и какова связь отрицательной и положительной эвристики в философии науки Лакатоса?
Каково место и роль «аномальных знаний», опровержений в развитии научных исследований у Лакатоса и Куна?
Каково понимание и статус «объективной реальности» в философии науки Лакатоса, Поппера, Куна?
Какой смысл и ценность вкладывает Кун в понятия нормальной науки, парадигмы, научной революции, и какова их взаимосвязь?
Как Вы думаете, в чем заключается продуктивный смысл в понимании науки как системы проблем и головоломок в отличие от концепта науки как системы позитивных знаний о мире (кумулятивный взгляд)? Объясните и обоснуйте свое мнение.
В чем позитивный смысл научный революций по Куну, каковы судьбы старого и нового научного знания?
Какое место и функции выполняют образцы в дисциплинарной матрице науки, с точки зрения Куна?
Как можно растолковать тезис «теоретической нагруженности факта» в концепции эпистемологического анархизма Фейерабенда?
Какой продуктивный смысл Вы можете выделить в тезисе «несоизмеримости теорий» Фейерабенда?
Как рассматривается проблема расхождения теории и фактов в философии науки Поппера, Лакатоса, Куна, Фейерабенда?
Литература
Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.
Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. М., 1990.
Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.
Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. (любое издание)
Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. (любое издание)
Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М., 2001.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. (любое издание)
Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.
Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М.. 1983.
Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М, 1994.
Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.
Занятие 3. Коллоквиум