О наклонностях или о природных движениях духа

ГЛАВА I

I. Духи должны иметь наклонности, как тела движения. — II. Бог дает духам движение только к Нему. — III. Духи стремятся

ОГЛАВЛЕНИЕ

к отдельным благам лишь в силу стремления своего ко благу вообще. — IV. Происхождение главных природных наклонностей, которые составят предмет этой четвертой книги ...............

ГЛАВА II

I. Наклонность ко благу вообще есть причина тревожности нашей воли. — II. Следовательно, нашего недостаточного прилежания и нашего невежества. — III. Первый пример: мораль мало знакома большинству людей. — IV. Второй пример: бессмертие души оспаривается некоторыми лицами. — V. Наше невежество относительно вещей абстрактных или не имеющих вовсе отношения к нам крайне велико .........................................

ГЛАВА III

I. Любознательность естественна и необходима. — II. Три правила, как сдерживать ее. — III. Объяснение первого из этих правил

ГЛАВА IV

Продолжение. — I. Объяснение второго правила любознательности. — II. Объяснение третьего правила ...................

ГЛАВА V

I. О второй врожденной наклонности или о себялюбии. — II. Она разделяется на любовь к бытию и к благополучию или любовь к величию и удовольствию ...............................

ГЛАВА VI

I. О наклонности нашей ко всему, что нас возвышает над другими. — II. О ложных суждениях некоторых благочестивых людей. — III. О ложных суждениях людей суеверных и лицемерных, — IV. О Фоеции, враге г-на Декарта .........................

ГЛАВА VII О желании знания и о суждениях лжеученых .............

ГЛАВА VIII

I. О желании казаться ученым. — II. О разговорах лжеученых. — III. Об их сочинениях ............................

ГЛАВА IX

Каким образом наша наклонность к сану и богатствам ведет к заблуждению ..........................................

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА X

О любви к удовольствию и ее отношении к морали. — I. Следует избегать удовольствия, хотя оно делает счастливым. — II. Оно не должно вести нас к любви к чувственным благам ...........

ГЛАВАXI

О любви к удовольствию и ее отношении к умозрительным наукам. — I. Как она препятствует нам открыть истину. — П. Некоторые примеры .......................................

ГЛАВА XII

I. О третьей врожденной наклонности или о дружбе, которую мы питаем к другим людям. — II. Она склоняет нас одобрять мысли наших друзей и обманывать их ложными похвалами ............

КНИГА ПЯТАЯ О СТРАСТЯХ

ГЛАВА I

О природе и происхождении страстей вообще ГЛАВА II

О связи духа с чувственными предметами, или о силе и обширности страстей вообще ..................................

ГЛАВА III

Подробное объяснение всех изменений, происходящих в теле и душе при страстях ......................................

ГЛАВА IV

О том, что удовольствия и движения страстей вводят нас в заблуждение относительно блага и им должно противиться непрестанно. Каким способом бороться с распутством ..................

ГЛАВА V

Как может действовать на дух мысль о будущих благах и бедствиях ............................................. 375

ГЛАВА ХШ

О том, что совершенство духа состоит в его связи с Богом через познание истины и любовь к добродетели; и обратно, несовершенство его происходит лишь от зависимости его от тела, по причине расстройства его чувств и страстей ......................... 413

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА VI О самых общих заблуждениях страстей некоторые частные при

меры

ГЛАВА VII

О страстях в отдельности и прежде всего об удивлении и его дурных следствиях ......................................

ГЛАВА VIII

Продолжение. Как можно хорошо пользоваться восхищением и другими страстями ......................................

ГЛАВА IX О любви и отвращении иих главных видах ..............

ГЛАВА Х

О страстях в отдельности, и вообще о способе объяснятьих и узнавать заблуждения, которым они служат причинами ..........

ГЛАВА XI

О том, что все страсти оправдывают себя, и о суждениях, которые они заставляют нас составлять для оправдания себя .....

ГЛАВА XII

Страсти, имеющие объектом зло, самые опасные и самые несправедливые, а страсти, наименее сопровождаемые познанием, наиболее живые и наиболее ощутимые ..............................

КНИГА ШЕСТАЯ О МЕТОДЕ

Часть первая

ГЛАВА I

План этой книги. Ее предметом будут два общих способа, как сохранять очевидность при исследовании истины ..............

ГЛАВА II

Внимание необходимо, чтобы сохранять очевидность в наших знаниях. Модификации души делают ее внимательной, но они слишком раздвояют ее способность представления .................

ГЛАВА III

Как можно пользоваться страстями и чувствами, чтобы поддерживать внимание разума .................................

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА IV

О систематичности, как средстве поддерживать внимание разума, и о пользе геометрии ...................................

ГЛАВА V

О средствах дать разуму ббльшую широту и способность. Арифметика и алгебра безусловно для того необходимы .............

Часть вторая О методе

ГЛАВА I

О правилах, которые следует соблюдать в разысканиях истины ГЛАВА II

Об общем правиле, относящемся к предмету нашего исследования. Философы-схоластики его не соблюдают, и это является причиною многих заблуждений в физике .......................

ГЛАВА 111 О самом опасном заблуждении философии древних .........

ГЛАВА IV

Объяснение второй части общего правила. Философы этого правила не соблюдают, г-н же Декарт соблюдал его с большою точностью ............................................

ГЛАВА V

Объяснение принципов философии Аристотеля; в нем мы покажем, что Аристотель никогда не соблюдал второй части общего правила, а также рассмотрим его четыре элемента и его первичные качества ..............................................

ГЛАВА VI

Общие необходимые указания, чтобы в разысканиях истины и в выборе наук руководствоваться известным порядком ............

ГЛАВА VII

О применении первого правила, относящегося к вопросам частным .................................................

ГЛАВА VIII Применение других правил к вопросам частным

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА IX

Последний пример, приводимый для того, чтобы показать пользу нашего труда. В этом примере ищется физическая причина твердости тел или связи между частицами тел ........................ 572

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕХ ПОСЛЕДНИХ КНИГ ................... 592

Я. А. Слинин. Философия Н. Мальбранша ................. 596

Наши рекомендации