Своеобразие поэтического стиля П.Б.Шелли.
Перси Биши Шелли (1792- 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона прежде всего величайшим оптимизмом. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам.
Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией. Шелли тонко чувствует природу. В лирических стихотворениях поэт передает впечатления, которые родились в его душе при виде красот Италии. Иногда мысли поэта устремляются к далекой родине, где синие льды, серебристый иней и колючий холодный ветер так много говорят сердцу изгнанника.
Описания природы у Шелли глубоко философичны. Таков ряд стихотворений, известных под общим названием «Изменчивость», стихотворение «Облако» и некоторые другие. В них утверждается идея бессмертия природы, вечного ее развития. Общая тональность поэзии Шелли глубоко оптимистична: как вслед за зимой идет весна, так и век социальных бедствий и войн неизбежно сменяется веком мира и процветания. Тема непобедимости и бессмертия сил жизни и свободы выражена, например, в «Оде западному ветру». Тема «западного ветра», ветра-разрушителя - традиционная в английской поэзии тема. Однако у Шелли эта тема получает совершенно иную интерпретацию. У него осенний западный ветер не столько разрушительная сила, сколько хранитель сил новой жизни.
Замечательна по искренности и правдивости чувства и любовная лирика Шелли. Пленительны в его поэзии женские образы, которые кажутся сотканными из света и музыки («К Джен с гитарой», «Ариетта для музыки»). Немало стихотворений посвящено Мэри Годвин, жене и другу поэта.
Шелли увлекается искусством и литературой древней Эллады, ему близки пластические образы древнегреческого искусства и атеистическое учение греческих философов-материалистов. Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков. Любовь к Греции отразилась в лирической драме «Освобожденный Прометей».
Грозные события 1819 г. в Испании, Италии и Англии, крайнее обострение классовой борьбы заставили художника более реально изобразить борьбу сил прогресса с силами деспотии. Осмысляя обострение социальной борьбы эпохи, Шелли создает трагедию для сцены «Ченчи» (1819), в которой он стремился придать своим образам конкретно-жизненное содержание и отказывался от того общественно-романтического и аллегорического изображения борьбы за свободу, которое имело место в «Прометее».
В центре пьесы Шелли - трагический конфликт между прекрасной, чистой Беатриче, с одной стороны, и чудовищным злодеем Франческо Ченчи, ее отцом,- с другой. В отличие от своих ранних поэм Шелли нигде не подчеркивает атеистических и революционных идей, которыми насыщена пьеса. Духовное перерождение героини обосновано всей логикой событий, превращающих ее в сурового и беспощадного судью и мстителя.
Шелли беспощадно разоблачает коррупцию церкви, бюрократического государственного аппарата, потакающих всем преступлениям богачей, показывает зловещую власть золота, растлевающего души, уничтожающего в человеке все человеческое, разрушающего освященные веками семейные и общественные связи. Передовые демократические круги Англии, Франции, Германии восприняли трагедию Шелли как революционное произведение, направленное против основных устоев собственнического мира.
6)Особенности лирики Китса
Джон Китс – яркий представитель лондонского кружка романтиков(2 этап английского романтизма). В его поэзии на первый план выходила красота как высшая ценность, был культ красоты. С юности он увлекался Древней Грецией, поэтому во многих его стихах звучат греческие мотивы.
В 1817 выходит сборник «Стихотворения», в котором звучат греческие мотивы
Китс был непревзойденным автором сонетов. Их называют чуть ли не идеальными. В его сонетах присутствует ясность, четкость, красота. У него было умение очень тонко видеть и чувствовать мир Древней Греции, он как будто жил там (Ода греческой вазе). Разлука с красотой была для него огромной проблемой.
Лирика Китса — это, как и у других романтиков, состояния ума и сердца, запечатленные в стихах. Поводы могут быть самые разнообразные, предметы неисчислимы, нарочито случайны, их выносит на поверхность течение жизни. Чтение «Илиады», стрекотание кузнечика, пенье соловья, посещение дома Бернса, получение дружеского письма или лаврового венка, перемена настроения, как и погоды, — все дает довод к написанию стихов. Китс делает в поэзии очередной шаг к непосредственному отражению чувств, добиваясь эффекта присутствия при движении эмоций и — пера, схватывая их на лету. Поэтическое самонаблюдение иногда прямо объявляется темой, задачей стихотворения, как, например, в сонете, написанном «По случаю первого прочтения Гомера в переводе Чэпмена». Китс стремится передать охватившее его ощущение сопричастности гомеровскому миру, который дотоле оставался для него закрытым. В сонете не объясняется, что и о чем прочитал поэт, говорится лишь об уникальности переживания, похожего на откровение: переживание, а не предмет, его вызвавший, становится главным. В сонете «Кузнечик и сверчок» поэт опять дает зарисовку своего состояния: зимней полудремы, сквозь которую он слышит стрекотание сверчка и вспоминает летний треск кузнечика.
Несколько одических стихотворений, вошедших во второй сборник Китса и соответственно называющийся «Ода меланхолии», «Ода Психее» и т. п., в свою очередь, представляют собой развернутые психологические этюды. «Что было это — сон иль наважденье? Проснулся я — иль грежу наяву?» — таким вопросом заканчивается «Ода соловью». Грезы, сны, работа воображения, ход творчества здесь представлены россыпью неожиданных картин, образов, символов, вызванных в сознании поэта соловьиной песней.
«Изабелла», «Канун святой Агнессы», «Гиперион» и «Эндимион» — эти поэмы, созданные на материале английской мифологии или средневековых легенд, представляют собой чередование отдельных эпизодов или же поэтических картин, образов, что, естественно, даже от искушенных читателей требовало усилия при первом знакомстве. В некоторых случаях Китс и сам, если у него было время и силы рассмотреть свое творение с некоторой дистанции, чувствовал досаду, неудовлетворенность, признавая в «Эндимионе», например, «скорее лихорадочную попытку, чем законченное свершение». Подобная самокритика имеет основания, хотя по существу с ней нельзя согласиться целиком. Юное томление, брожение замечательно выразились в «Эндимионе», как в «Кануне святой Агнессы» ощутимо переданы холод, свет, то же томление, сон, пробуждение.
«Я считаю, что поэзия должна удивлять как изящная крайность, но не как что-то исключительное, — говорил Китс, — она должна поражать читателя как словесное выражение его собственных наиболее возвышенных мыслей, должна казаться воспоминанием». И всякий раз, когда с той гениальной чуткостью, которую признавали все, кому только приходилось с ним сталкиваться, Китсу удавалось поэтически воплотить сформулированный принцип, его стихи оказывались источником причудливо-привычного переживания: поразительного и одновременно признаваемого читателем как бы за свое собственное, уже знакомое
7) Творческий путь Д.Г.Байрона. Особенности его лирики.
Байрон внес наибольший вклад в развитие романтизма. Он является создателем нового типа романтического героя. Ему принадлежит создание новых литературных жанров, таких как: лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах.
Байрон родился в аристократической семье и уже в 10 лет становится лордом. Он по духу был революционером. Т.к. Байрон стал хромым, это повлияло на его мировоззрение.
Для него был характерен культ красоты, гордость и независимость. Но важнейшим идеалом для него была идея свободы(свобода личностная и свобода всего народа). Романтизм Байрона-действенный, активный.
Байрон оч интересовался странами с революцией, много путешествовал по ним. В 1810-е отправляется в «Путешествие на Восток», после возвращения пишет лиро-эпическую поэму «Паломничество Чайльд-гарольда».
В его творчестве выделяют несколько этапов:
1) 1806-1816-время формирования Байрона как писателя. В первых сборниках чувствуется влияние классицизма и сентиментализма, появляются зачатки романтизма. 1807-сборник «Часы досуга»-тема разрыва с обществом, близость к природе, к жизни, наполненной борьбой. Фраза «Хочу я быть ребенком вольным» выражает все идеи молодого Байрона. Сборник характеризуется философичностью, желанием познать тайны мира. Байрон проявляет себя как лирический поэт, выражает самого себя. Именно он приносит поэзии дневниковый, исповедальный характер. Но критики разгромили этот сборник и тогда Байрон вступает с ними в полемику написав сатирическую поэму «английские барды и шотландские обозреватели».
1812-лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда». Эпическое начало и лирическое(действия и описания, рассуждения). Состоит из 4 песен. Создана в форме лирического дневника(дает оценку эпохе конфликтов). Национально-освободительная борьба в европейских странах. Развитие сюжета-путешествие главного героя. Главный герой – новый тип романтического героя(байронический герой). Ему свойственно раннее пресыщение жизнью(особенно жизнью в обществе), болезнь ума, утрата связи с окружающим миром, всепоглощающее чувство одиночества, эгоцентризм, он несчастен, независимость дороже всего. Признает только чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть.
1812- создает 6 поэм «Восточные поэмы». Восток – пример тирании, место, где бушуют страсти.
«гяур», «Абидосская невеста», «Корсар» - герои несколько близки герою Чайльд-Гарольда по характеру, но они действующие люди, а не наблюдатели.
2)1812-1816-швейцарский период. Разрабатывает философскую драму-мистерию «Манфред». Это был текст для чтения, а не для сцены;лишены действия, характер героя и его искания.
«Итальянский период» 1817-1823. Создает свои лучшие произведения: драма «Каин», в основе Библейская история. Каин-подлинный романтический герой, богоборец, Бог-зло.
Далее следует роман в стихах «Дон Жуан», который так и не был закончен. Дон Жуан начинается с детства. Мать-тиран. Дон Жуан-жертва женщин, женщины разрушают его жизнь, он будет страдать от любви. Он должен был стать героем Французской революции. В этом произведении Байрон приближается к реализму(развивается характер героя средой и подробное ее описание)
1823-1824-«Греческий период». Лирические стихотворения, где на первый план выходит идея свободы и личная ответственность героя за нее.