Романтизм как художественный метод: основные черты.
Смысл искусства у ранних немецких (иенских) романтиков
Ранний иенский романтизм возникает в конце 18 века в городе Иене. В Иенском университете преподаватели основоположники иенского романтизма братья Шлегели Фридрих и Август Вильгельм, Фихте. Они ведут борьбу со старой рутинерской профессурой. В доме Шлегелей образовался своеобразный центр идеологической оппозиции. В 1797 г. начинают издавать журнал «Атеней», это придает школе резко оппозиционный характер по отношению к современной действительности. Причем иенских романтиков интересовали не общественно-политические, а некоторые идеологические аспекты действительности. К иенской школе примыкали писатель Новалис (псевдоним, настоящее имя Фридрих фон Харденберг), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, поэт, писатель Людвиг Тик, философ Шеллинг. Таким образом, иенский романтизм дает пример коллективной жизни в искусстве. Иенские романтики выдвигают тезис об универсальности литературы. Она воспринимается ими как инструмент постижения всеобщих закономерностей в мироздании. Это возможно только при полной творческой интуиции. Иенские романтики выдвигают новый принцип мифологической типизации. С их точки зрения миф – это высший вид поэзии.
В литературе XX века (творчество Т. Манна, Джойса, В.Вулф, Д. Лоуренса) отмечается увлечение мифом, его возрождение. Человека XX века особенно привлекает в мифе то, что в нем неявное выступает на равных правах с действительным.
Романтики отвергают путь буржуазного развития общества. Поиски справедливого антибуржуазного идеала приводит их к идеализации далекого прошлого, как правило, Средневековья. Это прошлое они соотносят с современным общественным развитием. При этом утопический акцент ставится романтиками не на общественной, а на эстетической стороне.
Иенские романтики провозглашают незаинтересованное искусство, которое не имеет задач вне себя. Это стало причиной отказа от гражданской воспитательной миссии искусства. «Незаинтересованное искусство» привело романтиков к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни страны. В своем творчестве иенцы стремились уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Но несмотря на это, в теоретических исканиях романтиков содержатся попытки объективного отражения действительности. Именно иенские романтики внесли весомый вклад в разработку теории романа. Они предугадали бурный расцвет романа в XIX веке. Обращение к раскрытию внутреннего богатства человека, субъективный психологизм романтиков подготовило реалистическую разработку характеров.
Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году иенская группа прекращает свое существование.
Гюстав Флобер(1821-1880)
Поздний фр.реалист. Переходное творчество между реализмом 30-40х. гг., реализмом конца XIXв. и натурализмом. Ненависть к обществу и соц. Обязанностям.
3 этапа тв-ва:
1)1835 - 49гг.
Близок к реализму.Показано разочарование в действительности и т.п., но это было не его личное переживание, а просто увлечение направлением. Повести «Записки безумца», «Ноябрь». Роман «Воспитание чувств» (2 версии)
Обращается к исповедческой прозе. Без яркого сюжета описываются духовные страдания.
В «Воспитании чувств» 2 типа героев: Онри(как у Стендаля), Жуль.
2)50 -70гг.
Перелом реализма.
Лучшее произведение: «Госпожа Бовари»(1856г) : 300стр. (черновик – 3000стр.)
Объективное изображение действительности. Работа над романом заняла более четырех с половиной лет. Это были годы неустанного, почти мучительного труда, когда Флобер по многу раз переделывал и отшлифовывал строчку за строчкой.
Подзаголовок, данный роману, — «Провинциальные нравы» — сразу же как будто включает его в классическую традицию фр. Лит-ры первой пол. XIX в. Тем не менее от стендалевского Верьера и бальзаковской провинции флоберовские Тост и Ионвиль отличаются решительно. «Госпожа Бовари» — это исследование современности, ведущееся средствами искусства, притом с помощью методов, близких методам естественных наук.
Широко известно высказывание Флобера: «Мадам Бовари — это я». Сам писатель не раз говорил о том, что он принадлежит к поколению старых романтиков, однако его путь вел к преодолению романтических иллюзий, к бескомпромиссной жесткой правдивости в понимании и изображении жизни. В образе Эммы Бовари разоблачается и выродившаяся романтическая литература, и деградировавший до уровня буржуа романтический герой. Вместе с тем эта близость автора к своей героине обусловливает и то сострадание, которое прорывается, несмотря на всю пресловутую объективность Флобера. Впоследствии во французском литературоведении получил распространение термин «боваризм», обозначающий иллюзорное, искаженное представление человека о себе и своем месте в мире. Этот термин страдает известной абстрактностью; несомненно, Флобер связывает свою героиню и с определенной средой, и с ясно обозначенным историческим моментом. В то же время несомненно, что трагедия Эммы выходит за рамки конкретного сюжета и приобретает широкое общечеловеческое значение.
3)70-80гг.
Период разочарований. Обращается к прошлому. Порывы ко всему высокому. Антимещанская, антибуржуазная тематика. Мир цвета плесени. Считает необходимым уйти от общества, но писать про него (несколько отстраненно)
«Башня из слоновой кости» (аристократизм духа). Невовлеченность в сюжет, максимальная объективность. Деромантизация и антиромантизация. Внимательность и схема повествования.Писатель должен перестать быть собой и жить в каждом персонаже.
Ш. Бодлер «Цветы зла»
В начале 50-х годов XIX у Бодлера возникает новый план книги стихотворений, задуманной еще до революции 1948 г. и впоследствии изданной под заглавием «Цветы зла». По аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия» Бодлер решает назвать книгу «Круги ада» и включить в книгу новые разделы, куда входили и написанные поэтом богоборческие стихотворения («Авель и Каин», «Молебствование сатане» и др.). Но в таком виде книгу Бодлеру издать не удалось, и к моменту его первого издания в 1857 г. план ее был снова расширен и дополнен.
«Цветы зла»:
1) не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение
2) во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии.
Первая и самая длинная глава – «Сплин и Идеал». Показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина».
Во второй главе, «Парижские картины», поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города.
В третьей главе, «Вино», он пытается найти забвение в вине и наркотиках.
Четвертая глава, «Цветы зла» – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял.
В пятой главе, «Мятеж», брошен яростный вызов судьбе.
Последняя глава, «Смерть», означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
В окончательной редакции сборник состоит из шести циклов «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы Зла», «Мятеж», «Смерть». В композиции сборника отражается общее направление мысли Бодлера, которая развивается концентрически, постоянно тяготея к идее, заданной в названии и акцентированной во «Вступлении» к книге.
Смысл название сборника вызывает много вопросов. Поэт высказывался на этот счет не слишком внятно. Бодлер писал, что в целом его стихи преисполнены «отвращением ко злу», но позже в набросках для предисловий ко второму и третьему изданиям подчеркивал, что его увлекала возможность «извлечь красоту из зла». Эти противоречивые высказывания не позволяют легко обнаружить истину. По-видимому, в первом случае Бодлер стремился защититься от пристрастных судей, а во втором – отдавал дань склонности к эпатажу, характерному для друзей его юности, «малых романтиков», среди которых Бодлер особенно выделял Готье.
Очевидно, для истолкования «Цветов Зла» чрезвычайно важна бодлеровская концепция универсального зла. Зло универсально в том смысле, что присутствует не только в окружающем человека мире, в уродствах социального бытия, но и в самом человеке. Однако это не значит, что человек однозначно зол. В нем воплощены оба противоположных начала, он мечется между добром и злом. В стихотворении, открывающем сборник («Вступление»), Бодлер говорит, что, сознавая свою причастность к пороку, злу, он страдает, ему не дают покоя угрызения совести, но и «муки совести» его не всегда чисты. Характерно, что Бодлер не обличает человека, а сострадает ему, потому что и сам он человек, отмеченный той же двойственностью. Свои стихи он обращает к тому, кого называет «лицемерный читатель, мой брат, мой двойник».
Чарльз Диккенс(1812-1870)
Слава при жизни. Первый роман – «Посмертные записки Пиквикского клуба». Показана серия комических ситуаций, которые тем не менее показывают проблемы Англии.
Пиквик у исследователей ассоциируется с Дон Кихотом.
Есть вставные эпизоды, которые показывают темные стороны жизни.
1837г. – «Приключения Оливера Твиста»
Нет оптимизма, смеха. Ирония, злая усмешка против работных домов, идеализации преступлений. Ставит цель исследовать механизмы зла и исследовать механизмы зла и поведение человека в среде зла.
«Приключения Оливера Твиста» (1837-1839), начатые одновременно с «Пиквикским клубом», являясь первым реалистическим романом Диккенса, тем самым создают переход к новому периоду его творчества. Здесь уже в полной мере сказалось глубоко критическое отношение Диккенса к буржуазной действительности. Наряду с традиционной сюжетной схемой приключенческого романа-биографии, которой следовали не только писатели XVIII века вроде Филдинга, но и такие ближайшие предшественники и современники Диккенса, как Бульвер-Литтон, здесь имеется явный сдвиг в сторону социально-политической современности. «Оливер Твист» написан под впечатлением знаменитого закона о бедных 1834 года, обрекшего безработных и бездомных бедняков на полное одичание и вымирание в так называемых работных домах. Свое возмущение этим законом и созданным для народа положением Диккенс художественно воплощает в истории мальчика, рожденного в доме призрения.
Роман Диккенса начал выходить в те дни (с февраля 1837 года), когда борьба против закона, выражавшаяся в народных петициях и нашедшая свое отражение в парламентских дебатах, еще не закончилась. Особенно сильное негодование как в революционном чартистском лагере, так и в среде буржуазных радикалов и консерваторов вызвали те мальтузиански окрашенные пункты закона, согласно которым мужей в работных домах отделяли от жен, а детей от родителей. Именно эта сторона нападок на закон нашла наиболее яркое отражение и в диккенсовском романе.
В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс показывает голод и ужасающие издевательства, которые терпят дети в общественном доме призрения. Фигуры приходского бидля мистера Бамбла и других заправил работного дома открывают галерею сатирических гротескных образов, созданных Диккенсом.
Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Изображая тяжкие испытания, обрушивающиеся на юного героя романа, Диккенс развертывает широкую картину английской жизни своего времени.
Оптимистичный финал. Оливер Твист не поменялся. Рассказчик будто с трудом верит, что это возможно.
С 1842г. новый этап в творчестве, который связывают с поездкой в Америку. Диккенс углубляет соц. проблематику. Меньше оптимизма, разочаровывается в своем идеале.
«Рождественские повести» и роман «Демби и сын» (1848).
Название фирмы, кот. явл-ся для главного героя смыслом жизни
С 50-х – третий период: перестает верить в то, что все может закончится хорошо. Оптимизма практически нет. Трилогия: «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит».
«Большие надежды»(«Большие ожидания»): проблема утраченных иллюзий, тема преступления. Корни зла глубже, чем он думал раньше.
Уильям Теккерей(1811-1863)
Широкий кругозор.
Первый период: конец 30х – середина 40х гг.
Начинает как публицист. Не принимает украшательства, искажение истины. Первые романы: «Катерина», «Убого благородная», «Карьера Барри Линдона».
Второй период: середина 40х – конец 40-х гг. Сборник сатир «Книга снобов».
Печатался в виде отдельных очерков.
Расширяет понятие «снобизм», понимает как презрение к тем, кто ниже, хуже тебя.
«Ярмарка тщеславия». Подзаголовок – роман без героя. Нет положительной личности, сложно выделить главного героя. События происходят в разных городах Европы. Множество действующих лиц из разных слоев общества. Показывает события 10-20 гг., вводит фигуру рассказчика. Роман начинается и заканчивается фигурой треугольника.
Композиция "Ярмарки тщеславия" в этом смысле имеет большое значение для раскрытия характеров действующих лиц и прояснения основной идеи романа; она чрезвычайно важна для художественного полнокровного воплощения сатирического замысла Теккерея. Писатель отказывается от традиционных в английской литературе его времени форм семейной хроники или романа-жизнеописания (хотя элементы этих жанров входят в его роман). И дело здесь не просто в том, что ему хочется дополнить "Жизнь и приключения мисс Ребекки Шарп" опытом жизни Амелии Седли или сопоставить друг с другом судьбы коммерсантов Осборнов и помещиков Кроули. Дело в том, что композиция романа Теккерея предполагает принципиально новый, более высокий уровень социального обобщения явлений, что выражается, в частности, в новом для английского романа соотношении между частными судьбами персонажей и общественной средой, в которой развертывается действие. Социальный фон в "Ярмарке тщеславия", собственно говоря, перестает быть просто фоном, более или менее убедительно выписанной декорацией: он сам играет активнейшую роль в повествовании. Множественность разнообразных и вместе с тем внутренне схожих своей никчемностью человеческих судеб, представленных то подробно, то эпизодически на страницах "Ярмарки тщеславия", позволяет читателю почувствовать, что перед ним живет и движется не узкий мирок правдоподобно придуманных автором персонажей, а само общество. "Высший свет", Сити, офицерская казарма, доходное "гнилое местечко", поместье провинциального сквайра, дом приходского священника, привилегированная школа и модный курорт - все это нужно Теккерею не для того, чтобы внести разнообразие в похождения его действующих лиц, а для того, чтобы придать наиболее всеобъемлющий социальный размах своей сатире. Композиция "Ярмарки тщеславия" по-своему призвана служить той же широте охвата общественной жизни, что и композиция зрелых романов Диккенса с их сложным переплетом перекрещивающихся сюжетных нитей.
Теккерей не раскрывает в "Ярмарке тщеславия" механики экономической буржуазной эксплуатации, но он показывает, как интерес бессердечного чистогана проникает во все поры общественной и частной жизни, извращая и обесчеловечивая отношения людей.
Другие произведения: «Ньюкомы», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы».
Романтизм как художественный метод: основные черты.
В 19 веке складывается понятие «мировой литературы». Именно романтики стали переводить худож. лит-ру. Происходит культурный обмен (заимствование лит-ры). В 19 веке в литературный процесс входит Америка. Романтизм охватывает все сферы жизни общества (музыка, искусство, наука (медицина), философия).
Основные черты романтизма:
1) Отрицание идей Просвещения. Не все подвластно разума человека, не все вещи может изменить человек самостоятельно.
2) Основная идея романтизма—идея свободы личности (свобода от норм и правил). Стремление создать свободное искусство. Главное для них--не воспринимать жизнь, а создавать свой образ. Отсюда субъективность романтического мира. Высшая сфера жизни—искусство и творчество. Творчество—способ познать себя. Романтики отрицают правила искусства.
3) Романтическое двоемирие. Идеал—основное понятие романтизма. Лиризм романтизма; погружение в чувства, переживания; погружение в прошлое; уход в мир собственных фантазий (отсюда фантастка, мистика, сказка).
4) Образ романтического героя:
Идеалистический: идеальный, положительный (но не обязательно), выражает тоску автора по идеалу. Самодостаточная личность, противопоставляющая себя окружающему миру.
Универсалистский: герой-художник; личность, не противопоставляющая себя обществу; личность, стремящаяся к гармонии.
Байронический герой (создан Байроном): молодой человек, рано разочаровавшийся в жизни; эгоист; часто путешествует, ищет себя, идеала не находит.
Демоническая личность (архидьякон Фроло): Первоначально кажется отрицательным героем. В душе происходит борьба, часто срывается.
Отверженный (Квазимодо): Общество отталкивает героя, герой живёт в замкнутом мире.
5) Историзм. Возникает жанр исторического романа (В. Скотт). Исторические события передают атмосферу прошлого, изображает судьбы человека
6) Народность. Обращение к фольклору
7) Изменение литературных жанров (з-за субъективности). Жанры: Истор. роман, фантастическая(детективная) новелла, романы в стихах, лиро-эпическая поэма, роман-мф. Расцвет лирики (стираются границы жанров: стихотворные вставки в романах)
3. Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Характерные темы лирики лейкистов (на примере прочитанного).
Англию можно считать прародиной романтизма. Раннее буржуазное развитие вызвало там и первые антибуржуазные устремления, ставшие впоследствии характерными для всех романтиков.
Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса.
Во время развития романтизма, в английской литературе сменилось три поколения. Старшее было представлено Блейком, Вордсвортом, Кольриджем, Саути и Вальтером Скоттом, среднее — Байроном, Шелли, Китсом и плеядой прозаиков-эссеистов — Де Квинси, Лэмом, Хэзлиттом, Хантом; далее шли младшие романтики.
Признанными зачинателями английского романтизма явились Вордсворт и Кольридж, основатели «Озерной школы».
Уильям Вордсворт родился на севере Англии, в Камберленде, краю озер. Учился он в местной школе и в Кембриджском университете. После поездок по стране и путешествия на континент (прежде всего во Францию) Вордсворт вернулся на родину и поселился здесь вместе с друзьями-поэтами. Отсюда и наименование «лейкистов» — «озерников».
Поэтами «озерной школы» идеализируется старина, добуржуазные, патриархальные отношения, представлено неприятие современного промышленного общества. «Вина и скорбь» -первое известное произведение Вордсворта, в котором он отразил трагический для крестьян и всего народа ход промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие этих событий для поэта - духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием.
Лейкисты требовали от поэта изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым явившись продолжателями традиций сентиментализма. Они акцентировали внимание читателя на психологических последствиях всех социальных изменений, сказавшихся на нравственном облике скромного труженика. Задачей поэзии, по мнению Вордсворта и Колриджа, нужно считать обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. В трактовке деревенской тематики проявилось беспокойство судьбами крестьянства. Об ужасающей бедности и разорении крестьян свидетельствуют стихотворения «Алиса Фелл, или Бедность», «Последний из стада», «Мать моряка», «Мечты бедной Сюзанны». Поэт восхищается житейской мудростью своих героев, их достоинством, жизненной стойкостью перед лицом многих невзгод, утратой близких и любимых. Его умиляет высшая мудрость, заключенная в неиспорченном жизненном опытом детском сознании («Юродивый мальчик», «Нас семеро»).
Вордсворт, Колридж и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, поэтам английского Ренессанса, они взывали к национальному самосознанию, подчеркивали в противовес универсальным классицистским канонам самобытное, оригинальное в английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.
Пейзажную лирика Вордсворта. Он умел передать краски, движения, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее жизнь, заставить переживать, думать, говорить вместе с человеком, делить его горе и страдания. Например, в «Сонете, написанном на Вестминстерском мосту» (1803) перед читателем предстает утренняя величавая панорама города, где «утро - будто в ризы - все кругом одело в Красоту», «все утопает в блеске голубом», а в «сердце мощном царствует покой».
Философской лирике Вордсворта (стихотворения «Утраченная любовь», «Далекому другу», «Венеция, Англия и Швейцария», «Лондон, 1802») свойственны элегические настроения, вызванные образами безвозвратно ушедшего прошлого, юности, с которой расстался поэт, утратив все иллюзии и надежды, веру в будущее, безоблачное счастье. В «Описательных набросках» (1791-1793) и политических сонетах Вордсворт приветствует свободу, раскрепощение человеческого духа, воспевает борцов за революцию.
Любовная лирика. У молодого Колриджа представлена стихами, посвященными его невесте Саре Фрикер («Поцелуй», 1793; «Вздох», 1794). Здесь радостное ожидание счастья, данное в барочной причудливой форме, омрачено смутным ощущением его невозможности.
4.В.Скотт – создатель жанра исторического романа (анализ одного из произведений).
Вальтер Скотт (1771—1832), шотландский баронет, его семейные анналы входили в национальную летопись. Внук врача, сын юриста, он и сам стал юристом, занялся адвокатурой, а затем, женившись, получил должность шерифа, обязанности которого исполнял до конца своих дней. Вот почему свои стихи он опубликовал впервые только тридцати трех лет, художественную прозу — в сорок два года. До 1827 г. писал стихи анонимно.
Наследие Вальтера Скотта велико: массивный том стихотворных произведений, 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников.
Его исторические романы распадаются по национальной тематике на две группы — «шотландские («Уэверли» (1814), «Пуритане») и «английские» («Айвенго» (1819), «Кенильворт»). Некоторые его романы созданы на материале истории Франции или Византии: «Квентин Дорвард», «Граф Роберт Парижский».
«Уэверли» является первым историческим романом. В. Скотт пришел к историческому роману, тщательно обдумав его эстетику, отталкиваясь от популярных в его время готического и антикварного романов.
Главными компонентами истор. романа являются описание, повествование и диалог. В романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Задачей автора является возбудить интерес у читателя, вот почему общая характеристика места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь, хижина отшельника, шатер полководца) должна сильно действовать на воображение и создавать определенный настрой. Описание создает впечатление необычайной точности. С помощью диалога легче всего можно было представить стиль и облик эпохи, обстановку, в которой находился герой. Композиция исторического романа Скотта отражает понимание исторического процесса писателем: обычно судьбы его героев тесно связаны с тем крупным историческим событием (с революцией, мятежом, бунтом), изображение которого занимает центральное место в произведении. Вопреки своим личным планам и намерениям, каждый персонаж Скотта неизбежно оказывается втянутым в водоворот событий, исход которых определяется характером борьбы социальных сил, волей великих исторических личностей (Кромвель, Людовик XI, Ричард I), а также вмешательством вождей и народных заступников, образы которых Скотт создавал, черпая материал из хроник, легенд и преданий. Романтизм в мировоззрении В. Скотта определил художественную структуру его произведений. Скотт строит сложные авантюрно-романтические сюжеты, в которых отводит место многочисленным случайностям, изменяющим (вопреки логике развития характеров) ход событий; встречается у него и фантастика (правда, преподносимая как народные суеверия); идеализированные, «байронические» характеры действуют наряду с реалистическими образами.
Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах.
Более того, события относятся к 1194 г., когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена. В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические, национальные и социальные.
Колорит средневековья выражен не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов, но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость демократического короля. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная неотделима от судьбы государства, монарха. Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования. Король в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго - типично романтический, вполне соответствующий трактовке монарха, который ему покровительствует. Одно из главных достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими героями.