Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

Представители: Карл Маргс, Фридрих Ницше, Зигмунд фрейд

Отличие от других теорий: 1) Недоверие рефлексии как к методу исследования сознания.

Прозрачность сознания — иллюзия. Субъект сопротивляется самоосознанно (фрейд. Нарцисическая иллюзия), рефлексия поддерживает иллюзию, что мы знаем истину о себе.

Укращения: 1.Космическое укращение. Коперник — Земля не центр галактики. 2. Эвалюциоонное: Дарвин с его учением про обезьянок. 3. Психологическое укрощение: психоанализ открывает истину, что его сознательное Я не является господином даже собственного тела. Фрейд.

Знание — суждение- сознательный акт. Если сознание склонно впадать в иллюзии, то как узнать истину о себе?

• Недоверие к очевидности. Сознание недостоверный свидетель.Нужноперепроверять, переистолковывть даже ложь (и в ней есть правда). Пытаться найти противоречия и логику.

ГЕРМЕНЕВТИКА — исскуство интерпретации, толкования (про гермеса скажи, типа вестник Богов был, в честь него кароч)

путь к истине — от явного, очевидного переходить к скрытому (сновидения, оговорки и т. д.)

• Изменение стратегии исследования сознания. В классической—позновалисознание его собственными силами (рефлексия). В неклассической — истолкуем сознание от несознания. Маркс считает несознание — это обществтвенное бытие, Ницше, что всё можно объяснить через тело. А Фрейд несознание = бесознательное.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

З.Фрейд.Философское значение психоанализа.Методы исследованиябессознательного.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

Фрейд 1856-1939 нашел психологический метод (а именно, метод психоанализа) и

применил его на практике.Фрейд заменил общие рассуждения конкретным изучениемконкретных индивидов. Он создал науку психобиографию, реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю жизни пациента, что помогло пролить свет на происхождение психических симптомов. Он сформулировал положение,

что психическое заболевание есть результат жизненного опыта индивида.

Психоанализ (уровни): 1!. как клинический метод (диагностика и лечение психов) (ввел понятие психоневроза). 2. психоанализ как общая теория психики (и для здоровых) 3.появление метапсихологии (выход на общефилософские рассуждения,о механизмахисторического развития, о культурах).

О методах: сначало расскажем о бессознательном и что там (сами), потом как это туда попадает (вытеснением, вспомни пример про аудиторию, где лектор выгоняет дебашира)

Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представлениячеловека с его Я. Таким образом, вытеснение выступает в качестве механизма психологической защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза. Невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым (с требованиями Я) желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, а при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание.

Фрейд изучал психиу пациента на методе ассоциаций(послужил толчком к становлению и развитию психоанализа) Свободные ассоциации это высказывания, основанные не на размышлении человека, а на самопроизвольном изложении всего того, что приходит ему в голову по поводу какого-то слова, числа, образа, сюжета, представления, сновидения и т. д.

И ещё анализ снов (работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание).

Ещё забыввние, ошибочное действие, оговорки и т. д.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru Топическая модель человеческой психики. Сознательное, предсознательное, бессознательное.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

Топографическая модель:

подсознательное(латентное бессознательное) легко может стать сознательным.

Понятие бессознательного мы получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному. Таким образом, мы имеем теперь три термина: "сознательное", "предсознательное" и "бессознательное". Предсознательное предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному , чем бессознательное.

Карочи бессознательное — вытесненное(на лекции говорил, что его природу определить нельзя), предсознательное — вытесненненное, но легко может статьсознательным, тк прошло цензор. Цензор — типа цензура, как полупроницаемая мембрана. И сознательное — это всё что не забылось и не вытеснилось.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

Структурно-динамическая модель. "Я", "Оно" и "Сверх-Я".

В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфликтующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я.

Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, которая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устранению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия.

Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принципу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессознательных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я).

Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) —той части психики,которая является порождением комплекса Эдипа иформируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внутренний план)

запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины.

Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я

а) поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, интегрируя их в осознанный идеал-Я;

б) создает поведенческие установки и контролирует их выполнение;

в) посредством укоров совести и чувства вины препятствует противоречащим ему установкам и формам поведения.

Основные черты неклассических теорий сознания. Герменевтика как метод изучения сознания - student2.ru

Наши рекомендации