Отражение как универсальное свойство материи

Одним из основных свойств материи, наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени, является отражение. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом: следы человека на снегу, следы колес машины на грунте, царапины, эхо в лесу, отражение предметов в зеркале и на гладкой поверхности воды). Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующимися системами, называются информацией. Отпечатки давноумерших животных, воспроизведение на поверхности водоема окружающих предметов - это все отражение. Отражение в неживой природе - простейшая форма отражения (механическая, физическая, химическая), не обладающая активностью. Особый вид отражения - это биологический, который включает в себя стадии: раздражимости, чувствительности, психического отражения.

Раздражимость - это биологическое отражение, оно имеется у растений (например, движение подсолнуха за Солнцем), это реакция живых организмов на условия среды, вызывающая активность.

Чувствительность - более высокая разновидность биологического отражения. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, реагируют, т.е. отражают отдельные свойства вещей в виде ощущений. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются, а на другие раздражители они не реагируют.
Психическое отражение, возникающее у позвоночных животных, - это свойство живых организмов целесообразно реагировать на влияние среды с целью приспособительного поведения.

27. Предмет и природа философского знания.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь, по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний». Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.)

Однако, совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Однако, мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Предмет философии.

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтология(от греч. ontos — сущее и logos — учение). Анализируя сущее, первоначало в философии оформилось три основных течения: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм(гр. monos –один единственный) – философское течение, в котором утверждается, что мир имеет одно начало.Таким началом может выступать материальная или духовная субстанция. Следовательно, монизмможет быть двух видов:

а) материалистический (материализм);

б) идеалистический (идеализм).

Материализм –философское течение, в котором утверждается, что в основе мироздания находится материя, а дух – производное от нее.

Идеализм –философское течение, в котором утверждается первичность идеального, духовного, а материальное обусловлено духовным.

Дуализм(лат. dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и духа, независимость их друг от друга.

Плюрализм(лат. pluralis - множественный) – философское течение, в котором утверждается несколько или множество начал мироздания, бытия (земля, вода, воздух, огонь и т. д.).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. Философское учение о познании получило название гносеология (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Исследование наиболее общих и существенных вопросов бытия человека. Этот вопрос также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является «действующим лицом» социальной истории. Для многих философских направлений человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философская антропология.

4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальная философия.

Таким образом, философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.


28.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мифология —комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф — первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы — о происхождении вселенной. Космологические мифы — о устройстве вселенной. Мифы— это своеобразное выражение и хранение исторической памяти.

Мифологическое мировоззрение — это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа — человеческая фантазия;

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

а) метаморфоза(превращение одних вещей, процессов, явлений в другие)

б) ассоциации (дыхание=душа, сон=смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф — это всегда продукт коллективного сознания)

Рели́гия(от лат. religio — составное латинское слово. Лига - союз, соединение, ре - приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе - "воссоединение") — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).

Религиозное мировоззрение описывает и объясняет мир, место человека в мире на основе деления его на две части: мир естественный (мир грубый, видимый) и мир сверхестественный (мир тонкий, невидимый). Тот и другой мир творится верховным существом – Господом Богом, который существует в мире невидимом. Бог обладает свойствами всемогущества, всезнания. Бог является справедливым судьей, любит все, что им сотворено. Согласно некоторым определениям, Бог есть любовь.

Филосо́фия(др.-греч. любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Наши рекомендации