Материя и движение. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанциивообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение; в механике — изменение положения во времени и в пространстве
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:
1. в неорганической природе,
· пространственное перемещение;
· движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
· движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
· изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
· геологические процессы;
· изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
· обмен веществ,
· саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
· взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
· внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
· надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
3. в обществе,
· многообразные проявления сознательной деятельности людей;
· все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Сущность и явление, их диалектика.
Явление в онтологическом плане – это предмет в его целостности, а сущность – это внутренняя основа существования и развития предмета.
Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования. Сущностью определяется характер развития предмета, обусловливается содержание и другие важные параметры его бытия.
Сущность обнаруживает свою реальность в совокупности внешних характеристик предмета, которые также принято называть явлением. В данном случае понятие "явление" употребляется уже в ином онтологическом смысле, а именно для обозначения внешней стороны предмета в отличие от внутреннейстороны, его основы – сущности.
Сущность– категория диалектики, отражающая основу существования и развития предмета, которую можно представить в виде системы свойств иотношений предмета, обусловливающих другие его свойства и отношения.
Явление –категория диалектики, обозначающая внешнюю, «являющуюся» сторону предмета, в которой обнаруживает себя сущность.
Диалектика сущности и явления наиболее полно передается в выражении: сущность является, а явление существенно. Сущность является, то есть посредством явления обнаруживает себя во внешней среде. Явление существенно в том смысле, что содержит в себе сущностные характеристики предмета.
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
Единичное – в логике и философии единичное – признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее – признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса.
Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему при- надлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного,то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой.
Понятия “единичное” и “общее” относительны: они имеют строгий смысл, только если фиксирован класс предметов, по которому они определяются. При изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее — особенным и т. Д
Для обозначения диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенное. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга.