Кто Печорин — виновник или жертва трагедии?
Цель урока: поставить в центр внимания характер, раскрыв психологическое богатство лермонтовской прозы; выявить первоначальное восприятие Печорина; роль рассказчика-повествователя; определить роль композиции в раскрытии идейного замысла романа; заинтересовать ребят романтическим сюжетом повести "Бэла" и личностью "странного человека" Печорина.
Ход урока:
Вступительная беседа.
Мое первое впечатление о Печорине.
Серьезно или иронически назвал Лермонтов Печорина героем своего времени?
Какие поступки Печорина вызывают осуждение, какие — сочувствие?
Есть ли кто-нибудь в романе, кто значительнее и лучше Печорина?
Словарная работа:
Психологический пейзаж
Социально-психологический роман
Философский роман
Роман-исповедь
Роман-путешествие
1. "Герой нашего времени" (1837 — 1840 гг.) — вершинное творение Лермонтова, первый социально-психологический и философский роман в истории русской литературы.
а) Социально-психологический роман, роман-исповедь, роман-путешествие, философский роман (определение по словарю). Примеры: "Исповедь" Руссо, "Страдания молодого Вертера" Гете, "Паломничество Чайлд Гарольда" Байрона, "Исповедь сына века" Мюссе. Какие писатели ставили проблему — личность и общество, человек? В русской литературе — Грибоедов в комедии "Горе от ума", Пушкин в "Евгении Онегине". И вместе с тем "Герой …" — новое слово в русской и мировой литературе.
б) Используя достижение реалистического романа в стихах Пушкина, Лермонтов создал новый тип романа — социально-психологический и философский + острая сюжетность и динамика повествования.
в) Проблема личности — центральная в романе. "История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа," — говорит Лермонтов в романе.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость — все эти вопросы ставит Лермонтов. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время в противодействии им — особый подход Лермонтова к этому вопросу.
Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. В нем выразилась особенность последекабристской эпохи, когда на поверхности "видны были только потери, жестокая реакция, внутри же "совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная" (Герцен).
г) Пожалуй, ни об одном произведении Лермонтова не было высказано столько противоположных суждений, как о романе. В "Предисловии" Лермонтов пишет:" Герой нашего времени точно портрет, но не одного человека…"
д) Вот отрывок из дневника Печорина, где он накануне дуэли с Грушницким записал: "И, может быть я завтра умру! .. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец! И то, и другое будет ложно."
— Кто же он, герой нашего времени?
Для этого необходимо дать социально-психологическую оценку герою, изучить его характер.
Глава "Бэла": лермонтовский герой "странен", и события необыкновенны.
(ответы на вопросы домашнего задания).
Одна из заслуг Лермонтова — углубление представлений о реальной сложности природы человека. Печорин говорит о своей двойственности.
Лермонтов говорит о соотношении природном и духовном начале в человеке (нервы, обращение крови).
(душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого — злодеи, или люди высокой добродетели).
Душа способна к самопостроению. Природные склонности, влечения, страсти — это предпосылки душевной жизни. Так живут дети природы — горцы: яркие, сильнохарактерные, целиком подчиненные бушующим в них страстям.
Может ли исцелиться цивилизованный герой, испорченный "цивилизацией", через любовь к дикарке?
Иллюзия гармонии в "диком" обществе несостоятельна. Ее любовь оказалась "немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одних так же надоедают, как и кокетство других.
По задаткам, темпераменту Печорин близок горцам, но он далек от них как человек развитого сознания. Печорин человек определенного времени, социальной среды, это дворянин — интеллигент николаевской эпохи, это жертва и герой в одном лице. Чья "душа испорчена светом", разорвана на две половинки, лучшая их которых и высокая испарилась, умерла… тогда как другая жила к услугам каждого".
Но Лермонтов показал Печорина как человека высокого самосознания. От Онегина отличают не только глубинные мысли и чувства, сила воли, но и степень осознанности себя.
Напряженные раздумья Печорина, его анализ, самоанализ — это необходимый этап в жизни человека, вырастания в личность, самоотчет.
Для Печорина — страсти не единственный и не главный источник человеческих поступков и движений. Началом его действия является воля.
Импульсивные поступки Казбича, Азамата противостоят интеллектуальным волевым действиям Печорина. Но действительность не дает ему возможность действовать в социальном обществе, у него нет ясной цели в жизни, в этом — один из источников его трагедии.
Но есть жизненная цель — постижение природы "возможности человека" над собой и другими, самопостроение себя как личности, соизмерение себя как личности с неведомым герою и назначением высоким.
Внешность человека есть отражение внутреннего мира человека. Каков портрет Печорина?
(Человек необыкновенный, сложный внутренний мир, высокий интеллект. Человек загадочный, противоречивый, "крепкого сложения", но у него маленькая рука с бледными пальцами, "женская нежность кожи", в улыбке что-то детское.
Противоречивость натуры проявляется в несоответствии между выражением глаз и лица: "не смеялись, когда он смеялся".)
Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой, а более глубокими причинами, исказившими природу героической личности. Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью. Печорин ищет счастье, совершенство. Как человек сложившийся, Печорин чувствует собственные слабости, но не умирает в нем стремление к высокому, благородному. Натура Печорина богата, но его собственные поступки ниже тех возможностей, которые есть в его натуре. (социальные предрассудки превращают героя в эгоиста, который приносит людям горе, трагедию).
В душе Печорина борется выработанная эгоистическая позиция с "природным" взглядом на жизнь.
Он созерцает природу. Приобщение к простым человеческим истинам дает ему веселье, счастье, в нем живо неизвращенное, природное начало.
Общность переживаний рассказчика Максима Максимыча и Печорина — взаимное влечение друг к другу. В эти минуты духовного прозрения Печорин погружен в созерцание природы, дающее чувственное представление о жизни, достойной человека.
Кавказ — это не только дикая природа, но и непросвещенная, нецивилизованная страна со своими обычаями.
Если в романтических произведениях Кавказ — идеальное жилище цельных, независимых, гордых людей, то в "Герое нашего времени" — другое представление. Человек развращен повсюду.
Первый разговор с Максимом Максимычем. Страсть к деньгам.
Себялюбие, эгоизм свойственны и Азамату, и Казбичу. Брат продает сестру, чтобы удовлетворить себялюбие, убивают Бэлу, чтобы отомстить обидчику.
Печорин играет на страстях, далеких от чистоты.
Печорин пробуждает в каждом истинное лицо, заставляет каждого высказать свою натуру в чувствах, мыслях, поступках.
А Бэла? Простота чувств, непосредственность, внутреннее достоинство.
Несовместимость этого с эгоизмом в сознании окружающих ее людей делает неизбежность ее гибели. Бэла беспомощна в чужом ей мире.
Максим Максимыч естественен миру: он привык к природе, обычаям, нравам горцев, но ему неуютно в непонятном печоринском окружении. Русский человек Печорин для него странен.
Мечта о возвращении к естественной жизни — это утопия.
Герой в представлении художников. Сопоставление иллюстраций Серова, Врубеля, Непомнящего.
Домашнее задание: читать главу "Максим Максимыч".
Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?
Каким видит Печорина Максим Максимыча?
Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?
Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?
Как меняется форма повествования, его характерная тональность?
Учебник — стр. 268 — 270.
Индивидуальные задания:
Формы повествования в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч". Язык и стиль повести.
Что общего между рассказчиком и Печориным?
(путешественники, оба пишут, одинаково относятся к природе…)
Тема: Глава "Максим Максимыч". Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч? (урок диалог).
"Что делать?… всякому своя дорога."
"Максим Максимыч"
Цель урока: помочь учащимся понять причину отчуждения "простого" человека и "героя времени", дать понятие психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя.
Неслиянность и нераздельность.
А. Блок.
Словарная работа:
Психологизм — углубленное изображение психологических и душевных переживаний.
Индивидуализм — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.
Ход урока:
1. Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?
2. Сопоставление форм повествования в повести "Бэла" и "Максим Максимыч". (Язык и стиль повести " Максим Максимыч")
Индивидуальное задание: Какой в этом смысл?
Почему портрет Печорина дан на фоне свежего и прекрасного утра?
3. Портрет Печорина: отражение в его внешности сложности духовного мира героя; его психологизм.
— Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?
— В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает героя с тигром. Почему?
— Что в основе характера Печорина — "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?
4. Сцена "встреча-прощание" Печорина с Максимом Максимычем" — чтение.
— Можно ли их назвать друзьями?
— В чем они противоположны друг другу?
— Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?
— Почему он не остался с ним обедать?
5. Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?
— Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?
— Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?
— Как раскрылось в последней встрече равнодушие Печорина к судьбе, к прошлому; как он пытается смягчить холодность.
6. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?
7. Выводы.
Летнее утро в горах поражает своей свежестью, когда все в природе радуется солнцу и новому дню, как бы подчеркивает усталое равнодушие Печорина ко всему окружающему. Прощальный разговор: безучастность и холодность Печорина достигает высшей точки. Он холоден не только к Максиму Максимычу, но и к самому себе, спешит, хотя не знает, куда и зачем, и не уверен, вернется ли.
В центре внимания — портрет Печорина. Через внешние черты героя можно глубже осмыслить его внутренний духовный мир.
Чтение портрета — какое впечатление произведет Печорин «на другого» — на вас?
Положение повести «Максим Максимыч» между «Бэлой» и «Таманью» оправдано. После рассказа Максима Максимыча о Печорине попутчику естественно увидеть Печорина со стороны родственного сознания.
В русской жизни был мир, естественный, но чуждый Печорину. Максим Максимыч — из этого мира.
Мы представляем суть отношения героя к простому русскому человеку.
Невнимание Печорина к штабс-капитану обнажает невозможность для героя встать на точку зрения простого человека или погрузиться в естественный мир.
Наивная цельность Максима Максимыча чужда интеллектуально развившейся, но лишенной цельности натуре Печорина.
Между ними пропасть. Печорин осознает несовершенство мира и пытается найти выход, а Максим Максимыч видит только странность мира.
Патриархальность Максима Максимыча, его стремление к естественной простоте тоже гибнут — рушится наивный цельный мир. С позиций Максима Максимыча нельзя решить сложные вопросы бытия.
При встрече: «Скучал!»
Жизненный опыт приучил Печорина скучать. Этот мотив противоположен «веселью». Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью и отражает рассудочное отношение к людям и действительности. Скука — постоянный спутник Печорина, до тонкости изучившего тайные пружины, которые движут поведением людей. Скука — знак всего устоявшегося.
«Веселье» взывает к жизни все человеческие чувства. Скука — это болезнь, поразившая поколение, рожденное последекабристской эпохой.(Скука рассказчика, Печорина, княгини Литовской, Мери.) преодолеть скуку — значит преодолеть действительность, проявить свою волю на ее ход.
Печорин своей волей временно преодолевает скуку, но одолеть ее не может. Судьба посылает ему «веселье» — приключение, но оно оборачивается скукой, т.к. оно только внешне напоминает то веселое чувство спаянности с миром, творческое состояние души.
В основе печоринской воли — индивидуализм. Печорин гордится своей свободой и в то же время ищет связей с жизнью, с людьми. В этом беда и вина героя. Герой является «причиною несчастья других, но и сам не менее несчастлив».
Печорин нередко преступает грань, разделяющую добро и зло, так как, по его убеждению, в современном обществе они давно утратили свою определенность. Это придает ему черты «демонизма».
Максим Максимыч — это «тип чисто русский», у него чудесная душа, золотое сердце». Он человечен. Но инертен, ограничен его умственный кругозор. Действительность принимает такой, какая она есть, не рассуждая, выполнял "свой долг". Характер его не так гармоничен, как кажется на первый взгляд. Характер Максима Максимыча — воплощение лучших качеств русского народа, а с другой стороны — этот человек ограничен, над ним довлеют силы вековых традиций, такие люди — опора власти. ("Извините! Я не Максим Максимыч: Я — штабс-капитан."). Они антиподы.
"Неслиянность и нераздельность", так определил Блок этих героев. Отношения Печорина и Максима Максимыча — отражение отношений передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности.
Для Лермонтова полнота истины в их сближении, извлечь из их столкновения высшую правду жизни — главный философский эстетический принцип романа.
Домашнее задание:
1) Стр. Учебника — "Печорин и Максим Максимыч".
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?
Индивидуальное задание:
1) "Предисловие" к журналу Печорина — авторское отношение к герою.
2) Чем увлекла повесть? Как она построена? Какие страницы показались загадочными и пленительными?
Художественные средства — романтическая лирика?
3) Лирический подтекст описаний природы. Язык повести (красота, лиризм, ясность и простота языка, ритмичность ).
4) Чем отличается Печорин в "Тамани" от Печорина в повести "Бэла" и "Максим Максимыч"?
5) "Историческая справка" о "Тамани".
Тема: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" ("Тамань")
Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова
А. Чехов
Цель урока:открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.
Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.
Ход урока:
Лексическая работа.
Контрабандист — тайный провоз товаров.
Ирония — тонкая, скрытая насмешка.
Диссонанс — то, что вносит разлад, вступает в противоречие с человеком, несогласованность.
Равнодушие — безразличие, безучастность к людям.
Вступительное слово.
Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний диссонанс. Знакомство с дневником подтвердит это. Вы склонны были обвинять Печорина едва ли не в убийстве. Почувствовать всю сложность его натуры — почувствовали, но не поняли. Если руки его сказали о том, кто он, то глаза — какой он. "Они не смеялись, когда он смеялся!". Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Какое же предположение справедливо: злой Печорин или грустный?
Печорин не смог найти успокоение в диком естественном мире горцев, он далек от мира простых людей, он не сможет прийти к патриархальности.
3. Беседа по повести "Тамань" (на основе домашнего задания).
В «Тамани» Лермонтов сюжетную ситуацию «Бэлы» повертывает иной стороной, эти повести просматриваются одна через другую.
Мысль Лермонтова понятна — если возрождение героя невозможно с помощью любви дикарки, вырванной из естественной среды, то, может быть, погружение самого героя в дикий, полный опасности мир «честных контрабандистов», некое подобие того же естественного состояния, окажется спасительным для Печорина? (чтение и анализ текста повести).
Но Лермонтов большой художник, он видит, что романтичный мир контрабандистов столь же далек от первоначальной естественности, как и дикий, непросвещенный кавказский край. В нем грубые, простые отношения, но и в глубине их мысль Печорина угадывает корыстный интерес. Вся интонация рассказа о слепом мальчике звучит как реквием безвозвратно ушедшему романтическому миру первоначальной стихийной вольности.
«Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания; слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…» Но и слепой мальчик не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец.
Мир, в котором живут «честные контрабандисты», несовершенен, расчетлив, далек от первоначальной чистоты.
Сам герой, случайно попадающий в этот мир, чувствует в нем себя крайне неуютно. Эта среда естественна, но в ней есть и эгоистические, и простые чувства. Не случайно Тамань стоит на отшибе — это захолустный, заброшенный скверный городишко, близкий как цивилизации, так и природе, но не настолько, чтобы влияние того или другого было преобладающим.
Лицо им придают и цивилизация, и море. Люди заражены эгоизмом. Но они смелы, сильны, по-своему горды и отважны.
Бэла беспомощна в чуждом ей мире. Янко, «ундина», слепой мальчик и старуха не только беспомощны перед судьбой, но и способны противостоять ей, бороться с опасностью, рисковать жизнью. Отвага Данко восхищает Печорина.
Но сам герой в этой среде оказался бессильным, внутренне неготовым к опасностям естественной природной жизни.
Если в «Бэле» Печорин предугадывает события, проявляет настойчивость, уверен в силах, то в «Тамани» он слаб, не способен предвидеть.
Его мысль и чувства скованы. Он обманывается в своих чувствах: в отличие от слепого мальчика, он не может отличить плеск весел о воду от плеска самой воды; ошибается в «ундине», в ней для Печорина все загадочно, все неопределенно, неясно, странно.
Домашнее задание: чтение и анализ повести "Княжна Мэри".
Тема: "За что они все меня ненавидят?" Печорин и водяное общество.
Цель урока: показать, почему неизбежно столкновение Печорина с "водяным обществом"; раскрыть, в чем несовместимость главного героя и Грушницкого; углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения; формулирование понятия о жанре социально-психологического романа.
Ход урока:
1. Лексическая работа:
инертность — бездеятельность
рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
2. Обобщение знаний:
Почему неудачны попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: Максимом Максимычем, горцами, контрабандистами?
3. "Княжна Мэри" — чтение и анализ повести.
Конфликт повести.
— Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?
— Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?
— Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?
— Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?
— Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).
Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).