I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

Тема: Литература и её роль в духовной жизни человека.

Цель:углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Ход урока.

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

2. Какие из них было трудно читать? Почему?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литера­туры в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвисти­ческие словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассни­кам» (с. 3).

Беседа по статье.

- Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

- Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в от­рывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

- Почему освоение данной программы требует от учеников са­мостоятельности, инициативы и творчества?

- Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

IV. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, скоторойнам предстоит познакомиться, названы далеко не все име­ни писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Об этом вы узнаете позже,а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафо­рой, гуманным намеком.

Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4-6.

Тема: Значение древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цель:показать самобытный характер древнерусской литера­туры, богатство и разнообразие ее жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

Ход урока

II. Знакомство со «Словом о полку Игореве».

Не много найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный ин­терес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная по­этическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных язы­ков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии... В чем же притягательность «Слова»?



  1. Выразительное чтение древнерусского тек­ста (начала поэмы).

2. Проверка читательского восприятия. (Не все по­нятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично.)

2. Знакомство с прозаическим (Д. С. Лихачев) и стихотвор­ным переводами этого же отрывка (В. А. Жуковский).

«Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? - (Нет), начать эту песнь надо, следуя за действи­тельными событиями нашего времени, а не по (старинному) замышлению (способу, плану, приему) Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо того чтобы точно следо­вать действительным событиям - «былинам сего времени») рас­текался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень выспренной, на­пыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен вой­ны (и) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей (9 струн): который (из соколов) догонял какую (лебедь), та первая (и) пела песнь («славу») старому Ярославу (Мудрому), храброму Мстиславу (Владимировичу), который зарезал Редедю (касожского князя) перед полками касожскими (в Тмуторокани), прекрасному Роману Святославичу (сыну Святослава Ярославича, князя Тмутороканского). То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых выражениях, «старыми словесы») князьям славу рокотали».

(Перевод Д. С. Лихачева)

Слово учителя.

Как вы убедились, многочисленные переводы «Слова» разно­образны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобла­дают, безусловно, стихотворные переводы. Но любой перевод ус­ловен, так как нельзя считать «Слово» стихотворным произведени­ем с сегодняшней точки зрения. Вплоть до XVIII в. на Руси не знали различия прозы и стихотворения. Одни тексты были предна­значены для пения, другие - для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «словом», но мы уже отметили ее ритмичность. Это особый народ­ный песенный стих.

III. Итог урока.

Домашнее задание:прочитать «Слово» в переводе Н. А. За­болоцкого, с. 9-31; подготовить понравившийся фрагмент на выра­зительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подго­товить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «Слову» и по Ипатьевской летописи.

Тема: «Слово…» как высокопатриотическое произведение. Идея, образная система, пейзаж «Слова…», влияние фольклора.

Цель:познакомить с образной системой «Слова», его основ­ной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Оборудование:проектор, экран, компьютер.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».

(Планы отражены на доске.) План событий по Ипатьевской летописи План событий по композиционным частям «Слова»
1. Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь. 8. Побег Игоря. 1. Вступление. 2. Сборы в поход, предзнаменова­ние. 3. Первый бой. 4. Сон. 5. Второй бой. 6. История сражения с половцами. 7. Поражение. 8. Лирическое отступление о меж­доусобицах. 9. Сон Святослава. «Золотое сло­во» Святослава. 10. Обращение к князьям. 11. Плач Ярославны. 12. Возвращение Игоря. 13. Приветственная встреча.

- Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской ле­тописи'? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

- Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понра­вившихся отрывков с последующими комментариями.

Вывод.

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопережива­ния и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

III. Итог уроков.

Домашнее задание:написать домашнее сочинение на одну из тем:

• Образ Русской земли на страницах «Слова»;

• Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (со­поставительный анализ);

• Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Тема: «Вечные образы» в «Слове…»

Цель:продолжить знакомство учащихся с величайшим па­мятником древнерусской литературы, с истолкователями «Слова» в музыке, на сцене, в живописи, графике, лаковой миниатюре.

Оборудование:презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Литературно-музыкальная композиция «Об­разы «Слова» в живописи, графике, скульптуре, музыке».

Слово учителя.

Музыкальное воплощение «Слова», происшедшее почти сто лет спустя после счастливой находки Мусина-Пушкина, явилось до некоторой степени и новым рождением произведения. К старому эпосу приобщились и художники-декораторы, как, например, зна­ток языческой старины Н. К. Рерих (в зарубежных скитаниях он призывал: «Любите русский народ!»), и великие певцы, и замеча­тельные дирижеры.

Революционный взрыв 1917 г. и Гражданская война заставили поэтов и прозаиков не раз прибегнуть к образам и метафорам «Слова», перетолковывая их на современный лад. Народный ху­дожник из Палеха Иван Голиков воскресил всю безмерную радость красок, живших в поэтическом шедевре, рожденном Киевской Русью.

Демонстрация репродукции картины И. Голикова «Битва».

III. Итог урока.

Домашнее задание:сделать иллюстрации к «Слову» (или сло­весное рисование).

Тема: Литература 18 века (обзор). Гражданский пафос русского классицизма.

Цель:вместе с учащимися вспомнить из курса истории соци­ально-политическую обстановку, которая определила судьбы писате­лей XVIII века и нашла отражение в их произведениях; дать понятие классицизма, отметить гражданский пафос русского классицизма.

Ход урока

Характеристика творчества

Самую верную характеристику личности поэта дают его книги. Лермонтов исповедовался в своей поэзии; перелистывая томики его стихов, мы можем понять его как поэта и человека.

Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник: размышления о жизни и смерти, вечности, добре и зле, о любви, о будущем и о прошлом.

В пансионе при Московском университете он увлекается поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей, философией; владеет французским, немецким, английским языками, латынью. На Кавказе — овладевает грузинским. Помнит тысячи строк из произведений поэтов, особенно — Пушкина и Байрона. Перед Пушкиным благоговеет, любит роман «Евгений Онегин».

Как часто силой мысли в краткий час

Я жил века и жизнию иной.

И о земле не забывал.

Природа наделила его страстями. В 3 года плакал на коленях матери от песни, которую она пела. Матери он посвятил стихотворение «Ангел»:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Полюбил впервые в 10 лет.

Он был одарен музыкальностью — играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи («Казачья колыбельная песня»).

Умел передать тончайшие духовные состояния посредством стиха, звучание которого прелестно, Лермонтов — художник (описание Пятигорска в «Герое…» «Город спал…» описания пластичны, современники назвали его русским Гете).

Он умел одухотворять, оживлять природу: утес, стихия, дуб, листок, пальма наделены человеческими страстями – радость встреч, горечь разлук, одиночество, свобода.

Среди друзей был доверчивым, открытым, не изменял им.

Больнее его ранила не злоба врагов, а ядовитая клевета друзей.

Чувство одиночества сообщало его поэзии трагический характер. Омрачала память судьба декабристов и собственная трагическая судьба.

Ранняя смерть матери, жизнь вдали от отца, мучения неразделенной любви в юности, потом разлука с Варварой Лопухиной, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы — все это усилило трагический характер поэзии.

Но он не отрицал жизнь. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, о свободе, о судьбе поколения (30-х, 40-х годов), об одиноком узнике, изгнаннике:…

Стилистика его лирики:

Любимое поэтом средство антитеза — столкновение противоположных понятий: «позор» — «торжество», «демоны» — «ангелы», небо — ад;

анафора — настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова: «Клянусь я первым днем творенья…»

Чтение стихотворения «Желанье» («Отворите мне темницу…») (1832) и беседа.

Наиболее яркие из раннего Лермонтова (романс Рубинштейна) 3 строфы позднее развернуты в стихотворениях: «Узник» (к воле), «Парус» (жажда борьбы), «Выхожу один я на дорогу…» (стремление к покою).

Вступительное слово.

Вот признание юного поэта:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала. Я любил

Все обольщенья света, но не свет,

В котором я минутами лишь жил.

История поэзии не всегда предсказуема. Белинский не мог предвидеть, что необыкновенно короткая и насыщенная жизнь Лермонтова, нового гения, подобно взрыву, продлит романтический период русской поэзии.

Пушкин нежными поэмами и элегиями начал эпоху высокого романтизма, Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» эпоху высокого романтизма завершил.

20 лет между 1820 и 1840 гг. стали самой яркой страницей русской поэзии за всю ее историю.

Каков же романтический герой Лермонтова? Внутренняя цельность, он одинок, как парус «в тумане моря голубом», как Демон, как листок… как рыцарь в своей темнице.

Одиночество это неизбывно: нет способа избавиться от него, нет и желания.

Одинокий герой противостоит миру, толпе, Богу. Это могучий дух, гордый и непреклонный.

Идеал свободы недостижим, даже если человек готов заплатить жизнью, как Мцыри. Отсюда — скорбь, грусть. Это не печаль по поводу жизненных неудач — это пессимизм, вызванный неудовлетворенностью устройством мира, где нет места могучей личности. Отсюда — раздвоенность.

Но это не духовная смерть, не окостенение. В душе бушуют могучие силы, но не могут вырваться на поверхность. Отсюда необыкновенная чуткость к природе. Темы океана, высоких гор, пещеры, непроходимых лесов, мотивы плавания, одиноких странствий, туч, плывущих по небу…

Жизнь кажется безнадежной. Поэзия Лермонтова устремляется к жизни вечной, к небу, к Богу. Она открывается любви и добру. 1837 год стал рубежным в его поэзии. Почему? Подобно Байрону Лермонтов однажды утром проснулся знаменитым.

Проверка домашнего задания (по фразам — рассказ).

а) Жизнь, как проблеск молнии, круг жизни, «так жизнь скучна, когда борения нет», «подожди немного, отдохнешь и ты», полярность отношения к жизни, взаимоисключающие чувства, трагичность разлада жизни, понимание силы народа, порыв к героическому, «Желанье» — порывы юного Лермонтова, жизнь души: горько желание свободы, она – лишь миг, а не удел человека; отсюда желание мятежа, загадка стихотворения — стать вровень со стихией, ощущение вечной красоты жизни.

— Что цените в поэзии Лермонтова?

— В каком из портретов «истинный» облик Лермонтова?

— Остался ли Лермонтов верен желаниям юности?

б) Мережковский и Соловьев (полемика)

(индивидуальные задания)

в) Сравнить стихотворение «Узник», «Желанье»

Новый материал

Вступительное слово.

а) В краткой своей жизни Лермонтов перенес муки, которые он предвидел: изгнание, клевету, унижения; его подстерег страшный по равнодушию к гению "безвременный конец".

Щемящие эти строки, постоянно присутствующее предчувствие гибели "во цвете лучших лет", "кровавой могилы" поражают не только предсказанием своей судьбы.

Особенное состояние лирического героя позволяет воссоздать высшие, недостижимые ценности бытия, жажду несовершенных идеалов. Сфера освоения сущего несоизмеримо расширяется.

б) — 30-е гг. XIX в. в жизни русского общества.

Обычно говорят, что поэзия Лермонтова рождена периодом безвременья, наступившим после подавления декабрьского восстания.

Лермонтов обогатил поиски современников и последующих поколений. Он постиг духовные катаклизмы своей эпохи подавления личности.

Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось ему, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила мечту юного поэта о романтическом подвиге.

Лермонтов говорит своему современнику о "плачевном состоянии" его духа и совести — поколению малодушному, безвольному, смирившемуся, живущему без надежды на будущее. И это был подвиг. Ибо его и враги, и друзья обвиняли в клевете на современное общество. Но Лермонтов верил в достоинство жизни и человека.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное.

И заглавие трагедии "Маскарад" заключает в себе смысл иронический, ибо у этих людей лица были маской, а в маскараде, неузнанные, они выступали без масок, в обнажении низменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать все, что думал о них. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе. И первое, что он сказал им:

Свободы, Гения и Славы палачи!

Он грозил им народной расправой. "Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости, " — писал о нем Герцен.

Неуклонно следовал он по избранному пути. И ненависть к "стране господ" обостряла его любовь к "печальным деревням".

в) В ранней лирике (1828—1834 гг.) раздумья автора отмечены редкой по его возрасту зрелостью. Исходным является переживание печального одиночества.

"Душа пылкая" многое воспринимает с недоумением: причину надлома — "средь веселья дух страждет и грустит", невосполнимую потерю — "дух погас и состарился" — сложное мироощущение Лермонтова:

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

Далее мотивы стихотворения сменяются страстным монологом, направленным против света, равнодушного к "глубоким познаниям, — таланту, славе, пылкой любви свободы."

1. Стихотворение "1-е января". Чтение, анализ.

— Ваши впечатления от стихотворения?

— Как оно построено?

— Как меняется поэтическая интонация?

— Какие два мира противопоставлены?

— Почему поэт изображает два одиночества — в светской толпе и в окружении природы?

— Каково значение эпитетов:

"дикий шепот затверженных речей",

"приличьем стянутые маски",

"образы бездушные людей"?

— Какой мир создают эти образы? (мир кажется неодушевленным, полуфантастическим, он воспринимается "как будто бы сквозь сон")

— При помощи каких художественных деталей создается мир мечты? Каков он? (мир природы и детства. Эпитеты: царство свободы, красоты, любви и счастья)

— Как выражают позицию поэта заключительные строки?

Лермонтов в Дворянском собрании нарушил этикет: он дерзко ответил "двум сестрам — в голубом и розовом домино, задевшим его словом" (они принадлежали к царской фамилии). Обратить внимание на поведение Лермонтова в этот момент оказалось неудобным. Но когда в "Отечественных записках" появилось стихотворение, многие выражения в нем показались непозволительными.

Сейчас установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Но выходка Лермонтова имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения и относилась к императрице.

Не вызывает сомнений, что опубликованное стихотворение повлекло за собой новые гонения Лермонтова.

Стихотворение не только обличает "свет". Оно многозначно. Тема маскарада символична. Речь идет не просто о бале, а о бездушии и фальши светского общества.

Обнаруживается парадокс: то, что окружает поэта, оказывается призрачным, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным, предметным языком.

Стихотворение рисует две действительности: окружающую и воображаемую, ту, которая близка природным началам и вводится в стихотворение через мотив мечты.

Юношеская романтическая тема вспыхивает у Лермонтова с новой силой; противоречие между "мечтой" и действительностью решается в пользу "мечты", утраченной идиллии детства, и вызывает вспышку энергии, желание бросить в "глаза" веселящемуся светскому обществу "железный стих, облитый…"

Особенности художественной структуры: сливаются лирическое и сатирические начала, используются психологические эмоциональные эпитеты и метафоры ("импрессионизм", по определению Розанова).

Домашнее задание: стихотворение наизусть "Смерть поэта" или "1-е января", самостоятельное чтение драмы "Маскарад": кто виноват в смерти Нины?

Сравнительный анализ стихотворений "Смерть поэта", "1-е января":

— Почему возможно сопоставить эти два стихотворения?

— В чем различие образов высшего света в стихотворении? (1 стихотворение — светское общество осуждается с нравственных, эстетических позиций; 2 стихотворение — с политических: оно преступно, т.к. убивает поэтов, тех, кто восстает "против мнений света").

Раздел учебника стр. 254 — 258. (чтение)

Принести стихотворения "Дума", "Монолог".

Индивидуальные задания:

1) В. Белинский "Стихотворения Лермонтова" (суждения о "Думе")

2) А. Герцен "Былое и думы" — эпоха "безвременья".

3) Белинский "Речь о критике А. Никитенко."

4) Стихотворения "Листок", "Сосна", "Утес", "Демон". (чтение, анализ)

Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…"

(стихотворение "Дума")

Цель урока: помочь учащимся понять авторские чувства в стихотворении "Дума": боль, печаль, гнев, негодование, вызванные мыслями о бесполезности существования поколения 30-х гг. прошлого века.

Формирование умения художественно анализировать лирические стихотворения. Расширение представлений о философской лирике.

Ход урока:

"Над миром мы пройдем без шума и следа"

Лермонтов

"Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастье… О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…"

Герцен

1. Проверка домашнего задания. Мережковский и Соловьев — полемика

а) Лермонтовское и Пушкинское общество, "1-е января", "Смерть поэта" — сравнение.

б) Чтение наизусть стихотворений Лермонтова.

в) Драма "Маскарад" (индивидуальные задания).

— Почему неизбежно столкновение между поэтом и светским обществом?

— Пушкин представляется в кругу друзей, а Лермонтов — одиноким, почему?

Стихи об одиночестве (индивидуальные задания).

Ощущение одиночества идет от его творчества, от его собственного мироощущения. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, от безвременья 30-х годов.

г) индивидуальное задание. "Листок", "Сосна", "Утес".

— В каком из них острее слышна горечь одиночества?

Вступительное слово.

Одиночество — мотив, пронизывающий все творчество поэта. Это тема его поэзии. Что Лермонтов внес нового в эту тему? Это его глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка.

Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его "жестокостью", "клеветой", "злобой", не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему. Ему нет места среди "хладной", "бесчувственной толпы", среди "надменного света".

Он одинок в своей "отчизне", "где стонет человек от рабства и цепей", "в стране рабов, в стране господ".

Он одинок в мире, который является ему "пустыней".

Лермонтовское одиночество имеет двойственную природу: враждебный человеку мир и волевое, гордое, непримиренное "Я" поэта, не желающее идти на компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборств как равных "Я" и бога ("и с небом гордая вражда") — та окончательная точка, которая замыкает круг безысходности его одиночества.

Даже в минуты просветленности (любовь, природа) герой Лермонтова остается одиноким.

Одиночество как награда за исключительность и проклятие, обрекло его на изгнаничество, непонимание.

Лермонтов видел свое время как период отклонения от героического национального прошлого, как эпоху торжества тирании, николаевской реакции.

Это эпоха переходная, она не давала возможности современнику проявить себя в деяниях исторического значения. Судьба мыслящих людей была трагическая.

б) О судьбе поколения в ранних стихах. "Монолог" (1829). Чтение, беседа.

— Каким видит поэт свое поколение?

— В чем его трагедия?

— Кого он винит в ней?

Поколению "душно на родине".

Трагедия вынужденного бездействия и лишенного смысла существования, на которую были обречены люди в эпоху последекабристской реакции.

Стихи медитативного характера; философская лирика, драматичный монолог.

3."Дума" (1838). Чтение, беседа.

— Чем определяется название стихотворения?

— О чем он пишет с сочувствием и болью?

— Что является источником его гнева и боли, печали?

— В чем поэт видит трагедию своего поколения?

— Какова идейно-эстетическая роль сравнений:

"его грядущее — иль пусто, иль темно"

"в бездействии состарится оно"

"богаты мы … ошибками отцов"

"как тощий плод, до времени созрелый"

3. Белинский о "Думе".

"Дума" обнажила общественно-духовный кризис последекабристского поколения. Лермонтов вглядывается в действительность, его настроения созвучны лирике декабристов. Центральная идея "Думы" — осуждение общественной инертности и духовной апатии "поколения, неспособного "угадать" свое предназначение и найти положительные гражданские нравственные цели".

Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения. Глубокий элегизм, падающий ритм (последовательное уменьшение ударений).

Личную трагедия Лермонтов оценил как трагедию целого поколения.

"Я" пытаясь подняться над уровнем сознания "поколения", лирическое "Я" осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости "поколения".

В нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность.

В финале третий конфликт — исторический. Потомок презрительно отвергает современное поколение.

Поэтическая мысль печального размышления приходит к мрачному трагическому обобщению, от романтической ноты — к глубокой иронии.

"Социальная элегия"

Равнодушие к добру и злу, осмяние высоких страстей, неспособность к жертве, малодушие перед опасностью, историческая никчемность, бесславие — все духовные муки и пороки поколения восходят к скепсису, неверию. По Лермонтову — это не путь к истине. сомнение и отрицание бессильны и бесплодны. Выход из этого положения — в активной деятельности.

Современники были потрясены тоном стихотворения, оно заставило "многих вздрогнуть".

(продолжатели социальной элегии: Блок, Майков, Некрасов)

Белинский не соглашается с Лермонтовым.

Лермонтов: "Мы иссушили ум наукою бесплодной".

Белинский: "В этом нельзя согласиться с поэтом: сомнения — так, не излишества познания и науки, хотя бы и "бесплодной" мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения.

Хорошо бы еще, если б, взамен утраченной жизни, мы наслаждались хоть знанием. Но сильное движение общественности сделало нас обладателями знания, без труда и учения — этот плод без корня, надо признаться, пришелся нам горек: он только пресытил нас, а не напитал, притупил нам вкус, но не усладил его.

Мы без вины виноваты!

Поэт и критик, современники сходно видят истоки и причины трагизма своего поколения. Разногласия — в осмыслении этого трагичного положения.

Домашнее задание. 1) Чтение учебника, статьи (стр. 257—258). Письменный анализ стихотворения "И скучно и грустно".

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как места"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! — мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

3) Чтение, анализ стихотворения "Желанье", "1831-го июня 11 дня", "Парус" (по выбору).

Тема: "Любить, но кого же?" (Лермонтов о любви)

Ищу вокруг души родной

Лермонтов

Цель урока: углубление представлений учащихся о романтичном мировоззрении поэта (тоска по свободе, полнокровность жизни; неистребимая "жажда бытия", активной деятельности; поиски гармонии в мире природы; одиночество, неприкаянность лирического героя, попытка обрести "родную душу" в любви и дружбе").

Ход урока: Проверка домашнего задания. Анализ самостоятельной работы учащихся.

1)"И скучно и грустно". (1840) (чтение, анализ). Одно из наиболее характерных для мироощущения стихотворений Лермонтова. Близкое к дневниковой записи сиюминутное душевное состояние.

Антитеза определяет упругую напряженность всего стихотворения.

Поэт обращается к понятиям, значимым для него — "желанье", "любовь", "прошлое", "страсти".

Лермонтов погружается в себя.

Два начала — "вопрошающего" и "отвечающего" — скрепляют стихотворение; единая интонация "диалога с самим собой".

Лирический герой истерзан бореньем дум и чувств личности, ему хочется "прислониться" к сущему.

Поэт безуспешно пытается найти опору в тех обольщеньях жизни, которые столь ценны были для него прежде, в желаниях, любви, страстях, и отвергает саму жизнь.

Это стихотворение и "документ" мироощущения человека 30-х годов и "памятник" романтического мышления.

Форма стихотворения элегическая, объединяет черты и политики, и философии, и любовной элегии одновременно.

Для романтического мышления "каждая грань жизни обретает значимость лишь освещенная светом вечности", отрезок времени оценивается в перспективе вечности.

Белинский причислил стихотворение к "величайшим созданиям поэзии", "это не минута духовной дисгармонии", а "походная песня всей жизни, оправданная самой реальностью".

2) Тема любви — всепроникающая тема в творчестве Лермонтова. Это любовь к отечеству, к природе, детям и прежде всего — любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно-идеального "небесного" чувства до всепоглощающей любви - страсти или демонического соперничества.

К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требования высокой ответственности, верности, полного понимания.

Нередко любовь звучит у него почти как синоним "счастья" или "добра". (Сушкова, Иванова, Лопухина)

Любовь для Лермонтова непреодолимая, всеохватывающая сила.

"1831 июня 11 дня". Представление о любви как о высшем и потому неосуществимом идеале. "К.Н.И.", "К…" трагичны. Любить "на время — не стоит труда…", и если герой клянется в любви вечно, как Демон, то такая клятва есть предзнаменование трагичного конца (чтение, анализ стихотворений).

У Лермонтова больше, чем у других русских лириков эта тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Неразделенная любовь — страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.

— Какое настроение преобладает в любовной лирике Лермонтова?

— Как показано развитие любовного чувства?

— Новые мотивы в лирике зрелого Лермонтова?

— Почему лирический герой не нашел "родную душу"?

3) "Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала".

(романтический идеал поэта)

"Желанье" (1832) и "1831 июня 11 дня":

а) "Одинок я — нет отрады". (тема одиночества)

Чтение стихотворений "Утес", "Тучи", "Сосна", "Дубовый листок".

— Почему это единый цикл?

— Художественные приемы (психологический параллелизм).

— Что ценит в природе и чем тяготится в окружающей жизни лирический герой?

Восхищение красотой природы, желание слиться с ее жизнью, поиски в природе гармонии бытия.

В свой страшный век, гасящих разум, волю, он владел гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Поэт стремится вернуть миру утраченную им гармонию, красоту. Это вызывает предельный взлет духовной силы поэта.

Не знавший сам счастья Лермонтов воспевает возрождающую силу любви.

"Очарованье" и "разочарования" поэта.

Любовь трагична в стихотворениях Лермонтова.

4) Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать жестокость неразделенной любви, похожей на обман.

"Нищий" (1830).

Наталья Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств.

"Я не унижусь пред тобой" (1832).

Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Лопухину. Судьба разделила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял любимую. Варвара вышла замуж за Бахметева от безнадежности своей любви к Лермонтову.

"Молитва" (1837)

5) Выводы делают учащиеся (запись в тетрадях).

Домашнее задание: Индивидуальные задания.

1) поэма "Демон" (тема поэмы);

2) сопоставить стихотворения Пушкина "Пророк" и "Пророк" Лермонтова:

— Как выражена общность взглядов на роль поэта-пророка и в чем отличие образа лермонтовского героя от пушкинского?

— В чем видит Лермонтов причину трагичности судьбы поэта в современном ему обществе?

3) чтение и анализ стихотворения "Есть встречи — значенье…"

Что значило для Лермонтова творчество?

4) Статья учебника (стр. 258 —261); стихотворение наизусть.

Принести стихотворения "Родина", "Выхожу один я на дорогу…", "Прощая, немытая Россия".

Тема: "Горные вершины" — родина и природа для Лермонтова стихии высокие и просветляющие. ("Родина", "Выхожу один я на дорогу…")

Люблю отчизну я, но странною любовью…

Лермонтов

Цель урока: углубление представлений учащихся о духовных поисках Лермонтова. Помочь учащимся почувствовать и понять "странную" любовь поэта к родине: его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостной России, "страна рабов, страна господ".

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Вступительное слово.

Тема Родины у Лермонтова развивается на протяжении всего творчества. Завершение она нашла в итоговом стихотворении (1841г.) "Родина" и в стихотворении "Прощай, немытая Россия…"

Два лика родины — в одном стихотворении открыто звучит признание в любви к ней, в другом — презрение к "стране рабов, стране господ".

В ранней лирике родина у Лермонтова — Земля, давшая жизнь, рождение и страдание. Рассказывая о стране, поэт ощущает дисгармонию: "и душно кажется на родине". Неудовлетворение ее настоящим рождает мечту об иной родине — образ идеальной романтической родины, "страны, где не знают обману". Романтическая отчизна для Лермонтова — это утраченная родина предков. Память о детстве, доме. Но воспоминание о теплой родине детства везде осложняется столкновением с губительной силой общества. Отрицание той России, где стонет человек от "рабства и цепей", зарождено у Лермонтова еще в юной лирике.

Как наследник декабристских традиций, Лермонтов преклоняется перед теми, кто умирает за интересы страны, кто борется за ее свободу.

"Бородино", "Песня …" — тема простого человека, который готов стоять за правду до последнего. "Уж постоим мы головою …"— здесь открывает поэт новый источник своей веры в родину.

2) "Родина" ( чтение, анализ по вопросам)

Поэт не отрицает военной славы, &qu

Наши рекомендации